Человек – существо социальное, для которого общение с себе подобными жизненно необходимо. Априори, наряду с появлением речи и созданием элементарных орудий труда, непрерывный поиск способов передачи информации – одно из основные условия формирования хомо сапиенс. Долгий путь, начиная с применения сигнальных костров и использования условных криков и свистов, до современных уникальных средств связи прошли люди, чтобы научиться понимать друг друга (в данном случае имеется в виду понимание с физиологической точки зрения).
Но один атрибут, необходимый для нормальных взаимоотношений, остается по своей сути неизменным. Это – «адрес», понятие – очень широкое и разностороннее, обязательное и строгое. Мало того, с развитием новых телекоммуникационных услуг оно становится все сложнее, но и надежнее, много функциональнее, но и требовательнее. В то же время в нем сохраняется элемент консерватизма, ведь в классическом смысле «адрес» (фран. Adresse) означает – направлять.
Пожалуй, не стоит отнимать хлеб у огромной армии филателистов и рассматривать многовековую историю почты. Достаточно напомнить, что с незапамятных времен, для нормального общения люди нуждались в каких-то ориентирах в пространстве и на местности, с помощью которых можно было определять местонахождение объекта. Постепенно для адресов, получивших статус таких ориентиров, определились основные требования: обязательность (у каждого объекта должен быть адрес), уникальность (один и тот же адрес, не может быть присвоен более, чем одному объекту), легитимность (наличие законного основания для присвоения, изменения и ликвидации адреса объекта).
Статья по теме: Ни самая старинная, ни самая центральная – улица Пятницкая
Соблюдая, в целом, общепринятые нормы, во второстепенных деталях почтовая связь разных стран имеет свои особенности и работает в соответствии национальными правилами, традициями, законодательными актами. Так, например, в Германии в адресе указывают не номер дома, а номер подъезда, а вместо номера квартиры вывешивают таблички с фамилиями жильцов. Во Франции нет нумерации ни у подъездов, ни у квартир. Только дома и список проживающих в них.
В Японии номера домов не имеют никакой связи с их местоположением — нумерация производится в порядке застройки. В России нумерация домов началась в XIX веке и осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными региональным законодательством.
В европейских странах, особенно популярным это было в Чехии, до начала 18 века в качестве адресов на домах размещали различные декоративные элементы: барельефы, скульптурные группы, мозаика и роспись. Позже им на смену пришли поочередно две нумерации. Сейчас на фасадах домов можно видеть две таблички – синею и красную. А индивидуальные знаки на многих домах сохраняются и рассматриваются как достойные изучения артефакты. Разумеется, что позволить их себе могли только состоятельные граждане. Дома мастеровых людей легко находили по специальным вывескам, изображавшим результат деятельности того или иного ремесленника (обувь, шляпы, хлеб, вино, пиво, посуду).
Статья по теме: Двуличная улица Walking-Street
Чехия приведена здесь как пример, но не как исключение. Ее опыт идентификации жилых домов, с использованием декора практиковали и в других странах. Дальше больше. Строители и собственники новых зданий нередко украшали их сюжетами, никак несвязанными с окружающей реальностью. А народная молва присваивала им имена, под которыми они становились более известными, чем их настоящие адреса.
Наконец, вопреки основным правилам учета городских зданий и сооружений, многие из них получали второе имя. Это были имена царствующих особ, видных политических и военных деятелей, выдающихся представителей национальной культуры, меценатов и благотворителей. Все они попадают в категорию, интерес к которой определен в названии статьи.
Статья по теме: Экскурсия в Дом Пашкова (Москва, 1784-1786 гг.)
Перебросив исторический мостик из прошлых лет в день сегодняшний, можно позавидовать нашим предкам. Невольно в памяти всплывает известный всем гражданам СССР адрес: 3-я улица Строителей…. А кто из жителей и гостей «спальных районов» нашей страны не терялся в каменных джунглях новостроек. В этих условиях появление дополнительных ориентиров: «около Сбербанка», «сразу за универсамом», «рядом с коричневым зданием – зеленое», «там на первом этаже стоматология» и т.п. вызывает белую зависть и живой интерес к истории появления таких имен собственных. К сожалению, очень часто эта задача не из простых. Тем не менее новая рубрика нашего сайта будет посвящена этой проблематике.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.