Уникальность Кругобайкальской железной дороги состоит не только в том, что она проходит по побережью живописного Байкальского озера, но и в том, что постройка каждого километра дороги здесь, давалась большим трудом. Пассажиры экспресса проходящего по железной дороге могут окунуться в настоящую сказку. На протяжении всего пути, ныряя и выныривая из каменных рукотворных тоннелей, можно наблюдать разнообразные пейзажи, живописное озеро с разных его сторон, а через каждые несколько километров вас ждут уникальные сюрпризы – местные достопримечательности.

Кругобайкальская железная дорога – уникальное переплетение природных памятников архитектуры и рукотворных творений, невероятной сложности.
Кругобайкальская железная дорога – уникальное переплетение природных памятников архитектуры и рукотворных творений, невероятной сложности.

История появления

Существование железнодорожного пути началось с 1891 года, когда 17 мая царем Александром III был издан указ о соединении Сибири с внутренней часть железных дорог страны. Строительство железной дороги здесь было изнурительным и выполнялось усилием сосланных каторжников.

Транссибирская магистраль строилась примерно 15 000 рабочими, которые трудились по 16 часов в сутки.
Транссибирская магистраль строилась примерно 15 000 рабочими, которые трудились по 16 часов в сутки.

Каждый тоннель пробивался вручную, единственным вспомогательным элементом была взрывчатка. На 1 км горной породы приходился вагон взрывчатки и 400 вагонов земельных работ, что сопоставимо с объемом работ проведенных на Суэцком канале.  

Работы по созданию туннелей продвигались медленно, примерно на полметра за сутки.
Работы по созданию туннелей продвигались медленно, примерно на полметра за сутки.
Перекресток

Статья по теме: По Словении без гида: Постойнская пещера.

Кроме обычных рабочих и сосланных в Сибирь, здесь также работали специалисты по каменной кладке. Это были строители из Италии и Албании, они применяли уникальные умения в создании циклопической кладки. Ее смысл заключался в подборе камня по форме, без использования раствора.

Сложности инженерных решений

Всего за время строительства был создан 41 тоннель, и 40 из них функционируют до сих пор. Общая их протяженность составляет 9,5 км. В основном все тоннели каменные и только три созданы из железобетонных конструкций. Однако тоннели это не единственный элемент помогающий преодолеть природные препятствия на железнодорожном пути.

Другим важным элементом являются мосты. Здесь создано 470 мостов и 6 виадуков. Большие и маленькие мосты помогли проложить полотно дороги над реками, ручьями, ложбинами и бухтами озера.
Другим важным элементом являются мосты. Здесь создано 470 мостов и 6 виадуков. Большие и маленькие мосты помогли проложить полотно дороги над реками, ручьями, ложбинами и бухтами озера.

Во избежание оползней и обвалов вдоль путей мастера выложили 270 подпорных стен. Все они были мощеными, прочными и способными выдерживать большое давление.

Кроме этого, для отвода воды и против разрушения почвы были вымощены 18 лотков и каменных труб.
Кроме этого, для отвода воды и против разрушения почвы были вымощены 18 лотков и каменных труб.

Эксперты решили посчитать инженерные сооружения на Кругобайкальской дороге. Их результат подсчета просто поражает! На каждые 100 метров пути возведено одно техническо-инженерноесооружение, высокой сложности.

Статья по теме: Соединяющие берега… Мосты Будапешта.

Самый сложный участок пути начинается на 84 км дороги, от ст. Култук до ст. Байкал.
Самый сложный участок пути начинается на 84 км дороги, от ст. Култук до ст. Байкал.

Именно на эту часть дороги приходиться высокая концентрация инженерных сооружений, на 84 км – 424 сооружений, включая 39 тоннелей, общая протяженность которых имеет без малого 9 км. В дореволюционной России участок этой дороги получил особое название – «Золотая пряжка России». «Пряжкой» стального пояса она стала потому, что позволила соединить Транссибирскую магистраль, некогда разделенную озером, а «золотой» она стала в том смысле, что объемы, стоимость и уровень сложности постройки превзошел все железнодорожные работы в России.

Современное обличие КБЖД

Титанический труд и усилия в выполнении сложной работы позволили создать полноценную магистраль, которая к большому сожалению, полноценно функционировала лишь до 1956 года XX ст. Поскольку на Ангаре была построена ГЭС, то уровень воды в озере поднялся, что привело к затоплению участка дороги от Иркутска до Байкала. Транссибирскую магистраль проложили по горам, миновав озеро, а изолированный участок дороги стал тупиковым и вошел под охрану государства, как памятник архитектуры.

Статья по теме: Тайны Байкала: что скрывают глубины самого чистого озера в мире.

На сегодняшний день, туристы могут путешествовать этими местами и видеть уникальные природные и инженерные творения, которые хорошо сохранились, включая даже деревянные строения.

Варианты путешествий по Кругобайкальской железной дороге

Кругобайкальская дорога по-особому прекрасна в разные времена года, в каждый из которых она выглядит особенно. На сегодняшний день, туристам доступны 4 способа, подробного ознакомления с заповедной зоной и памятниками архитектуры. В разные времена года, она может предстать для вас в совершенно новом обличии, даже если ранее вы уже бывали здесь.

Пеший поход по КБЖД

Все кто любят походы и пеший туризм, обязательно должны пройти этот участок самой исторической и живописной железной дороги.

84 км пути – это маршрут рассчитан на 4-5 дней, умеренного темпа. Этот вариант является лучшим способом вплотную познакомиться со всеми местными достопримечательностями, горами, бухтами, скалами и с самим озером – Байкал.
84 км пути – это маршрут рассчитан на 4-5 дней, умеренного темпа. Этот вариант является лучшим способом вплотную познакомиться со всеми местными достопримечательностями, горами, бухтами, скалами и с самим озером – Байкал.

Путешествовать здесь дикарем, даже комфортно. Конечно, палатка, спальник, каримат, удобная обувь, одежда, полуда и прочие вспомогательные элементы для похода, будут неотъемлемой частью этого путешествия. Однако, следует понимать, что путь достаточно удобный, туристические тропы оборудованы местами для кемпинга, местами для палаток, где можно развести костер и также многочисленными беседками со столиками и лавочками, с которых открывается захватывающий вид на озеро. Кроме этого запасы пищи можно будет постоянно пополнять за время пути, поскольку через каждые 10 – 15 км, по дороге встречаются продовольственные магазины.

Поезд повышенной комфортности

Экскурсионный электропоезд обеспечит максимум комфорта во время путешествия по КБЖД. Программа экскурсии рассчитана на один день. Утром поезд отправляется из Иркутска до ст. Слюдянка. Затем отсюда и начинается основная часть КБЖД, которая следует до ст. Байкал.

Каждые 15-20 км, пассажиры экспресса имеют возможность выйти из вагона и поближе рассмотреть достопримечательности, сделать фотографии, приобрести сувениры. Также, в программу входит переправа на пароме по озеру Байкал, для того, чтобы переправиться через ГЭС и вернуться в Иркутск. В стоимость поездки входит питание.
Каждые 15-20 км, пассажиры экспресса имеют возможность выйти из вагона и поближе рассмотреть достопримечательности, сделать фотографии, приобрести сувениры. Также, в программу входит переправа на пароме по озеру Байкал, для того, чтобы переправиться через ГЭС и вернуться в Иркутск. В стоимость поездки входит питание.

Водная экскурсия вдоль КБЖД

Данный вариант доступен для туристов с мая до октября. За последние два года, этот вариант стал очень популярным туристическим направлением на теплоходе «Баргузин», оснащенным воздушной подушкой.

Отправная точка – Иркутск, пристань «Ракета». Летом, с пристани теплоход отправляется каждую пятницу, субботу и воскресенье. Маршрут экскурсии проходит через Ангару до КБЖД, вдоль всей дороги и вплоть до мыса Половинный.

Пассажиры теплохода имеют возможность осмотреть все достопримечательности с воды, что особенно интересно для тех, кто уже совершал наземную прогулку по КБЖД. С воды открывается совершенно новый и необычный ракурс на природные и инженерные памятники архитектуры.
Пассажиры теплохода имеют возможность осмотреть все достопримечательности с воды, что особенно интересно для тех, кто уже совершал наземную прогулку по КБЖД. С воды открывается совершенно новый и необычный ракурс на природные и инженерные памятники архитектуры.

Если вы желаете совершить такую прогулку, то следует заблаговременно позаботиться о наличии мест на теплоходе. В связи с высокой популярность, лучше заказать билеты не позднее, чем за две недели.

Зимняя экскурсия по озеру Байкал

С февраля до апреля озеро Байкал дарит уникальную возможность туристам. Вы сможете не только увидеть неистовую красоту озера, ледников и покрытых льдом скал, но и увидите Кругобайкальскую дорогу в оковах зимних снегов.

В это холодное время года прокладывается зимник – зимняя дорога, вдоль берега. Двигаться по ней можно в любом направлении, не отклоняясь от проторенной дороге с обозначениями на специальных вышках. Главное условие для данного путешествия – уверенное управление на зимнике.

Основные достопримечательности на КБЖД

Вне зависимости от выбранного варианта поездки стоит узнать хотя бы основные описания того, что встретиться на вашем пути.

Ст. Слюдянка

Здание из бело-розового мрамора – это станция Слюдаянка, откуда и начинается путешествие.

Эта станция является самой главной на всем Кругобайкальском полотне.
Эта станция является самой главной на всем Кругобайкальском полотне.

Старая Ангасолка на 149 км

После 149 км нужно быть особенно внимательным и держать фотоаппарат наготове – именно отсюда начинается самый насыщенный отрезок пути, наполненный разными инженерными шедеврами.

Особого внимания заслуживает арочный виадук «Ангасольский». Его архитектурное исполнение уникальное свидетельство гармонии мощи и красоты.
Особого внимания заслуживает арочный виадук «Ангасольский». Его архитектурное исполнение уникальное свидетельство гармонии мощи и красоты.

Шабартуйский комплекс на 139 км

Здесь путешественники могут наблюдать целый комплекс интересных сооружений: железный мост «езда по верху», двухпролетный виадук арочного плана и железобетонный виадук.

Киркирей на 123 км

Пожалуй, это место по праву можно назвать наиболее загадочным и трудоемким комплексом. Киркирей – два параллельных тоннеля созданы неспроста.

Строителям пришлось приложить много сил в борьбе с природой, поскольку своевольный характер реки и горные обвалы снова и снова создавали угрозу возведенному тоннелю № 18, поэтому параллельно ему был возведен его брат-близнец тоннель № 18 bis.
Строителям пришлось приложить много сил в борьбе с природой, поскольку своевольный характер реки и горные обвалы снова и снова создавали угрозу возведенному тоннелю № 18, поэтому параллельно ему был возведен его брат-близнец тоннель № 18 bis.

Станция Половинная на 109 км

Отсюда открывается великолепный вид на Половинную заводь и долину, расположенную между мысом Половинный и утесом Чайкиным.

Именно здесь проходят два уникальных тоннеля на всей КБЖД – самый короткий и наиболее протяженный.
Именно здесь проходят два уникальных тоннеля на всей КБЖД – самый короткий и наиболее протяженный.

Итальянская стенка на 102 км

Что может быть красивого в подпорной стене? Спросите вы. Однако, Итальянская подпорная стена – настоящее произведение искусства на Кругобайкальской дороге.

Свое наименование она получила благодаря архитектурному решению, и заполнению стены арками, которые так присущи итальянской архитектуре. Создателем проекта был итальянский архитектор – Феррари.
Свое наименование она получила благодаря архитектурному решению, и заполнению стены арками, которые так присущи итальянской архитектуре. Создателем проекта был итальянский архитектор – Феррари.

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен