«Сарынь на кичку» или из истории гардкоутных экипажей • Отдых, путешествия и туризм

«Сарынь на кичку» или из истории гардкоутных экипажей

19
1
«Сарынь на кичку» или из истории гардкоутных экипажей 1

Так уж сложилось в человеческом обществе. Любое начинание или открытие, новое направление деятельности, порой сразу же, иногда через какой-то промежуток времени или вовсе в обозримом будущем сталкивается со своим антиподом или противоположностью.  Диалектика. Хотя увидеть и понять это удается не сразу и, увы, не всегда.

Например, финикийцы, говоря нынешним языком, очень креативные ребята. Знаменитые купцы и мореплаватели, сделали массу географических открытий и внесли важнейшие правила в кораблестроение, которые используются по сей день.

Их авторству принадлежит первый алфавит. Наконец именно они придумали деньги. И вот как бы в противовес всем этим великим и очень важным для мировой торговли открытиям представители этого древнего семитского народа придумали новое увлекательное занятие – пиратство.

Морское и речное пиратство

Теперь, когда в памяти слегка восстановлены известные еще по школьной программе   сведения о пиратах, нельзя не отметить, что пиратство – понятие интернациональное (правда это слово появилось значительно позже) и встречалось в том числе и на территориях славянских племен.

Знаменитый торговый водный путь «из варягов в греки» (еще его называли Восточным или Варяжским) – это 2.000 километров от Балтийского моря, через озера Ладожское, Ильмень, реки Волхов, Неву, Днепр, через Черное море к Константинополю. 

Путешествие по нему сопровождалось не только множеством природных препятствий, но и разбойными нападениями. Правда лихих людей, живущих этим, пиратами, и тем более красивым словом флибустьер, не называли. Без учета специфики того или иного региона, особенностей и способов захвата добычи, все они были разбойниками.товаров отличались.

Знаменитый торговый водный путь «из варягов в греки» 
Знаменитый торговый водный путь «из варягов в греки» ФОТО: static.tildacdn.com

«Сарынь на кичку»

«Сарынь на кичку!».  Кто не слышал это словосочетание, используемое в разных контекстах, при разных обстоятельства, описанных в литературе и показанных в художественном кинематографе. В тоже время, многие ли смогут объяснить суть этого клича, призыва, приказа. Кто-то считает его сродни разбойничьему требованию «Деньги на бочку», другие уверены, что речь идет о синониме команды «На абордаж». Не имеют единого мнения и ученые-лингвисты. Одни здесь усматривают производное от боевого клича половцев («сары о кичкоу» – Половцы, вперед !) или вольный перевод с древне тюрского (сарын къочоччак – «Слава храбрецам!»), другие приводят доводы в поддержку языка  одной народностей Поволжья эрзя (сарке кочкаме – «Собери золото!»).

Но самым распространенным является объяснение, принятое российской, вернее еще советской, исторической наукой. Здесь просматриваются попытки найти элементы человеколюбия и, одновременно, классовой ненависти к эксплуататорам. Хотя по общему признанию, «Сарынь на кичке» – боевой клич волжских разбойников, многие сходятся во мнение, что это еще и призыв к простому люду из числа экипажа (матросам, бурлакам ,серынь) –  собраться на носовой части судна – кичке, где нападавшие их не трогали. Но такая точка зрения нуждается в дополнении. 

Историю волжского пиратства с довольно высокой хронологической точностью можно разделить на два периода. Появление первых новгородских пиратов-ушкуйников относят к XI-XII векам. Наиболее распространенное название (они же поморы или волжане), довольно необычное, они получили от своих лодок «ушкуй». Эти вместительные и быстрые плавсредства использовались как для транспортировки товаров , так и для разбойных нападений на Волге, Каме, северных реках.

Новгородские пираты-ушкуйники
Новгородские пираты-ушкуйники ФОТО: nashaplaneta.su

Примечательно, что созданные новгородскими купцами боевые дружины для охраны торговли, города, границ региона, одновременно стали грозой для ближних и дальних соседей. Ушкуйники даже имели свою столицу – город Хлынов. Существование, под плохо скрываемой эгидой Новгородского вече такой организованной, но не контролируемой вооруженной силы, вызывало недовольство Московских князей. Свою лихую деятельность ушкуйники продолжали до 1489 г., когда по приказу Ивана III их основные силы были разгромлены, а остальные расселены по разным селениям.

Волга, Волга, мать родная…

Второй период в истории казачьей вольнинцы на Волге, связанный с именем С.Т., Разина, начался в 1667 году. Первое время действия разинцев не отличались от иных разбойных нападений. Но существуют сведения, подтверждающие происхождение клича «Сарынь на кичку». В 1668 г. Разин при подготовке похода на Персию «за зипунами» собирал ватагу, привлекая в том в том числе и ярыжных людей (чернорабочих, матросов, бурлаков).с захваченных им судов. А купцов и начальствующих людей ждала незавидная участь.

Излишне идеологизированный подход к истории страны предусматривал наличие в любом выступлении против власти элементов «революционности». Не случайно в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды, наряду с памятниками видным революционерам, в 1919 году на Лобном месте на Красной площади был установлен памятник «Степан Тимофеевич Разин с ватагою».

Памятник «Степан Тимофеевич Разин с ватагою»
Памятник «Степан Тимофеевич Разин с ватагою» ФОТО: img.gazeta.ru

Вслед за столицей десятки городов и других населенных пунктов решили увековечить имя борца за счастье и свободу народа. Порядка 60 таких городов сегодня в России и бывших союзных республиках.

Гардкоуты против  разбойнических партий

Строго говоря, история взаимоотношений княжеской и царской власти с казаками очень непростая. Новгородские ушкуйники храбро сражались вместе Дмитрием Донским во время Куликовской битвы, а не только третировали всю Северо-Восточную Русь за что и были как вооруженная сила ликвидированы. Ермак Тимофеевич кланялся царю Ивану Грозному сибирскими землями Хана Кучума, Е.П.Хабаров и Семен Дежнев открывали Дальний Восток. Главный волжский разбойник, возглавляя «походы за зипунами» осваивал Каспий, а встав во главе крестьянского восстания против воевод, был арестован и четвертован на Лобном месте. Но память об этом, не то разбойнике, не то народном герое хранится в десятка легенд, песен, сказаний. О месте его имени в топонимике уже сказано.

Словом, до поры, до времени власть терпела пиратский беспредел, а потом старалась наводить порядок, используя все возможные средства. Среди них – гардкоутский экипаж.

Много ли наберется любителей истории (о других речь не идет), которые не только смогут произнести это слово, но и объяснить, что за ним стоит.

Летом 1797 года по указу Императора Павла I «для прекращения разъездов по реке Волге разбойнических партий” было предписано построить в Казани девять легких гребных военных судов, получивших название гардкоуты (от фран.  береговая стража). Это были шлюпы с одной или двумя мачтами, вооруженные легкими пушками и фальконетами. Команды формировались из флотских подразделений и состояли из 18 человек, в том числе командира в звании лейтенанта и его заместителя.

Реконструкция двухмачтового гардкоута
Реконструкция двухмачтового гардкоутаФОТО: ru.wikipedia.org

Задача первых судов состоял в патрулирование Волги, условно разделенной на три части: Астрахань – Царицын, Царицын – Казань, и все, что выше Казани. С появлением новых судов    (всего их было восемнадцать) расширялась и зона патрулирования, включая Оку, Каму, Суру. В 1829 году гардкоутский экипаж в полном объеме был передан Главному управлению путей сообщения.  В 1856 году это уникальное воинское подразделени  было расформировано и прекратило свое существование.

Гардкоутный экипаж
Гардкоутный экипаж ФОТО: ru.wikipedia.org

К сожалению, мне не удалось найти достоверных сведений о вкладе этого экипажа в борьбу с волжскими пиратами. Но в любом случае с появлением гардкоутов  клич «Сарынь на кичку!» стал разноситься над  Волгой реже.

Александр Лунькин
Автор статьи

Александр Лунькин

Хобби — туризм, фото-охота. В прошлом — военный, в настоящем, турист с действующей степенью к.н.н. , по жизни оптимист. Люблю активный отдых, здоровый образ жизни и наблюдать мир с разных его сторон. Готов поведать читателям нашего путеводителя о тех местах, где побывал, а рассказать есть о чём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

One thought on “«Сарынь на кичку» или из истории гардкоутных экипажей

  1. of course like your website but you have to check the spelling on several of your posts A number of them are rife with spelling issues and I in finding it very troublesome to inform the reality on the other hand I will certainly come back again