Согласитесь, что среди множества архитектурных сооружений, созданных человеком за долгие годы существования цивилизации, мосты занимают особое положение. И не важно, будь это небольшой деревянный сельский мостик через безымянный ручей или современная гигантская конструкция вантового моста. Они выполняют и утилитарную функцию (преодоление водной преграды), и будучи средством, соединяющим берега, придают некий романтический оттенок окружающей местности, притягивают внимание людей.
Человек всегда селился около источников воды. Вода – это жизнь. Но одновременно возникал вопрос о преодолении водной преграды. Поэтому, согласимся с одним – соединение берегов посредством возведения мостов всегда было задачей жизненно необходимой. А цель данной статьи поделиться некоторыми сведениями о том, как она решалась в Будапеште и без помощи гида разобраться, что общего между Цепным мостом и мостом Сечени или какое отношение имеет имя Сталина к мосту Арпад.
Статья по теме: Первый день в Будапеште или у каждого свой эсперанто…
На сегодняшний день в Будапеште 8 мостов через Дунай. В черте города протяженность реки составляет 25 км. Так что кое-где расстояние от моста до моста – приличное. Но основные, самые посещаемые туристическими группами, мосты, Маргит, Цепной, Эржебет и Свободы, находятся друг от друга в шаговой доступности. Поэтому, прогулку по набережной с одной и с другой стороны Дуная рекомендую внести, как обязательный пункт в программу своего пребывания в столице Венгрии. В крайнем случае, проехать на трамвае № 2 по пештской стороне и трамвае № 19 – по будайской. Никакая обзорная экскурсия с этим не сравнится.
Невооруженным глазом видно, что будапештские мосты вовсе не братья-близнецы, так как по всем существующим параметрам отличаются друг от друга. Тем не менее, стоит определить очередность знакомства с этими результатами инженерной и архитектурной мысли. Логичным будет представить их в хронологическом порядке, по датам рождения.
Цепной Мост (Мост) или мост Сечени
Говорить о нем придется больше, чем о других, ибо он пользуется особой популярностью. И не случайно. Наряду с Золотыми воротами в Сан-Франциско, мостом Реальто в Венециии лондонским Тауэрским, мост Сечени включают в ТОП-20 самых красивых в мире. Он был построен в 1849 году практически в центре несуществующего города (Обуда, Буда и Пешт, стали единым городом 13 ноября 1873 года). Необходимость строительства переправы на реках появляется в процессе расширения городов, увеличения площадей для жилищного и промышленного строительства, прокладки новых автомобильных и железных дорог. Цепной мост появился как связующее звено между тремя городами, Оценивая события тех лет с формальной точки зрения, надо признать, что новый мост стал основой города с тысячелетней историей. Разве это не ставит его в ряд нестандартных и необычных.
На мой взгляд, характер чертой столицы Венгрии является компактное размещение ее достопримечательностей. Вот и Цепной мост выходит на обе стороны реки в местах с их высокой концентрацией. В Пеште это площадь Иштвана Сечени, Дворец Грешем, комплекс зданий Венгерской академии наук. В Буде – площадь Адама Кларка, нижняя станция фуникулера «Шикло» и камень Венгерского нулевого километра.
Строительство моста началось по инициативе, при активном участии и значительной финансовой поддержке графа Иштвана Сечени. Автором проекта был английский инженер Уильям Кларк, а строительством руководил шотландец Адам Кларк. Можно было пошутить, что они даже не однофамильцы, но ограничусь серьезным замечанием – эти уважаемые господа не являются родственниками.
В период строительства (1839-1849) Цепной мост иначе как восьмым чудом света не называли. Он был самым большим в мире (например, длина центрального пролета – 202 метра). Как часто бывает, вся эта сложная конструкция еще некоторое время достраивалась и совершенствовалась. Заключительным аккордом стала установка в 1852 году четырех львов.
Статья по теме: Зиплайн и подвесные мосты Крыма, Карпат и Черногории — экстрим для смельчаков.
Процесс строительства, сам мост, люди, чьи имена увековечены этим артефактом сопровождались легендами, анекдотами, интересными историями. Самым простым и распространенным является утверждение: если между львами пройдет мужчина, ни разу не изменивший жене, они зарычат. Пока не рычали. Не удалось уточнить, а на туристов это распространяется?
На долю «визитной карточки» столицы Венгрии выпало не мало испытаний. Самым страшным была Вторая мировая война. Только к 1949 году разрушенный мост был восстановлен.
Мост Маргит
Второй постоянный мост через Дунай в Будапеште был построен по проекту французского инженера Эрнеста Гуэна. Причем участие Франции в этом строительстве не ограничилось только проектными работами. Все элементы моста – опорные арки, скульптуры, перила, фонари – были изготовлены во Франции, доставлены в Будапешт и собраны уже на месте строительства. Мост получился необычным, состоящим из двух частей, расположенных под углом 165 градусов по отношению друг к другу. Главным образом из-за недостаточного финансирования, в проект были внесены изменения, которые обеспечили соединение берегов Дуная через остров Маргит. Редко упоминают, что остров в нынешнем виде – результат соединения двух островов.
В итоге мост оказался самым длинным – 607 метров. Рекордсменом он оставался до начала 80-х годов. Претерпев несколько реконструкций, в том числе и восстановительные работы после Второй мировой войны, мост расширился с 17 до 25 метров. Последняя реконструкция завершилась в 2011 году.
Мост назван Маргит, как и одноименный остров в честь принцессы Маргит – дочери короля Белы IV. История, связанная с принцессой не простая и требует специального освещения.
А мост остается заметной достопримечательностью города. Причем как для горожан, так и для туристов это больше чем просто мост. Он является своеобразной смотровой площадкой, с которой открывается панорама всего города. Основные туристические объекты (ну за исключением площади Героев) можно увидеть с середины моста. Только через мост можно попасть на остров, который являются главным культурно-оздоровительным и развлекательным центром, местом, где не трудно найти варианты отдыха на любой вкус.
Мост Свободы
Продолжая хронологический порядок при знакомстве с мостами Будапешта, необходимо обратить внимание на события 1896 года. Внимательный турист заметит, что многие исторические памятники, являющиеся гордостью Венгрии так или иначе связаны с этой датой. 1896 – год Миллениума, грандиозного празднования венграми тысячелетия обретения родины. К этой дате и стремились создать, построить, восстановить что-то эпохальное
Одним из таких объектов и был мост Свободы, который проектировали и строили исключительно венгры, только на собственные средства, используя лишь свои материалы. Мост получился красивым и надежным. Может быть поэтому в годы Второй мировой он пострадал меньше своих «собратьев», был восстановлен практически за год и наиболее полно сохранил свой первозданный вид. Длина моста – 333 метра, ширина – 20 метров. Четыре опорные колонны моста венчают фигуры птицы турул, пришедшей из венгерской мифологии и часто встречающийся в произведениях архитектуры Венгрии.
Мост Эржебет
Четвертый, из числа выделенных мною как «туристические», мост Эржебет, назван в честь принцессы Елизаветы Баварской, которая была очень любима и почитаема жителями Австро-Венгрии. Самый молодой из уже представленных, технически сложный мост значительную часть своей истории находился в стадии строительства. Проект, появившийся в результате международного конкурса из 54 вариантов, принадлежал группе инженеров.
Строительство цепного моста (а именно таким он был построен изначально) осуществлялось в 1898-1903 гг. и сопровождалось решением многих технических проблем. В 1945 году Эржебет, как и все остальные мосты в городе был взорван отступающими немецкими войсками.
Эржебет стал единственным мостом, который долго не восстанавливали. Осуществили это только в 1964 году. На месте разрушенного был построен принципиально новый подвесной висячий мост. Длина его -378 метров, ширина – чуть более 27 метров. На мосту нет популярного в Будапеште трамвайного движения. Кроме того, строители смогли максимально приблизить внешний вид моста к его предшественнику,
Мост Арпад
Самый северный мост в Будапеште носит имя одного из вождей венгерских племен, основателя венгерского государства – святого Иштвана Арпада. Строительство моста планировалось еще в 1939 году, но по понятным причинам было осуществлено только в 1950 году. С момента открытия и до 1958 г. мост носил имя Сталина. Мост Арпад – мост труженик. Самый длинный (928 метров), широкий (35,4 метра) он пропускает до 150.000 транспортных средств в сутки.
И все другие мосты
Не имея оснований для оценки роли, которую играют в инфраструктуре города другие мосты и уж тем более не желая обидеть создателей этих архитектурных сооружений, вынужден ограничиться только самой короткой информацией о них.
Мост Петёфи – построен в 1937 году, носит имя знаменитого венгерского поэта Шандора Пефёди. С 1937 по 1944 гг. носил имя Миклоша Хорти – регента Венгрии, деятельность которого оценивается очень неоднозначно.
Мост Мадьери – вантовый мост, построенный в сентябре 2008 года. Целая трагикомическая эпопея, связанная с выбором названия, завершилась нейтрально. Имя мосту дали два района Будапешта, которые он соединил.
Мост Ракоци, до 2011 года – мост Ладьманьоши (красивее не назовешь). Так при вводе в строй в 1995 году его назвали в честь одного из районов.
В растущем мегаполисе Будапеште потребность в мостах сохраняется. Будут появляться новые. И не исключено, что туристические потоки будут проходить рядом с ними.