Первое или очередное посещение города, как туристического объекта, у большинства туристов происходит примерно по одной схеме. Прибытие в аэропорт, на железнодорожный, авто, речной вокзал (туристы, путешествующие на автомобилях – отдельная категория, о них говорить не будем), трансфер до места проживания, размещение в соответствии с выбранным заранее туром. И вот он долгожданный отдых, первый день которого наиболее важен. Потому что ни один договор о реализации туристического продукта не сможет предусмотреть всех нюансов, с которыми придется столкнуться туристу.

Будапешт. Аэропорт

В Будапешт мы приехали во второй раз. Первое знакомство с Венгрией и ее столицей у нас состоялось в 2012 году. Условия отдыха, выбранные нами – среднестатистические. Уже знакомый 4-х звездочный отель, предлагающий пакет лечебных процедур с использованием местных термальных источников, полупансион, самостоятельно продуманный и выбранный набор экскурсий. Более подробно об интересных моментах постараюсь рассказать в других статьях. Сейчас же – рядовая ситуация, в которой может оказаться каждый.

Обмен валюты

Двое уже немолодых людей, умудренных некоторым жизненным (в том числе и туристическим) опытом, имеющих четкий план действий в первые часы пребывания за рубежом, сталкиваются с небольшой проблемой. Как выясняется, с недавних пор в отелях (по крайней мере в нашем и в соседнем) пунктов обмена валюты – нет. А гордый член Евросоюза – Венгрия, кроме форинтов никаких денежных знаков не признает.

Ближайший от отеля «Margitsziget» обменник находится на Пештской стороне города. Добраться до него не сложно – 5-6 остановок на автобусе и 1-2 на трамвае. Билеты у водителя. Очень удобно. Но, только при наличии форинтов.

Все это удалось выяснить на ресепшне с помощью трех слов на венгерском (Йоо напот кииваанок – добрый день, Хол вац – где, Кёосёонеом – спасибо) и эсперанто собственного производства. Уже слышу критические замечания коллег о том, что пора бы забыть слово «кэш» и пользоваться достижением научно-технического прогресса – электронной картой. Почти согласен, но мы из, пока еще многочисленной, когорты людей, до сих пор отдающих предпочтение наличным расчетам.

Так вот вы какие – форинты

Одним словом, получилась дополнительная пешая прогулка по городу при жаре в 30 градусов. При этом (время подошло к обеду) общепит без форинтов даже воды не предлагал. Предупреждение о том, что менять валюту у частных лиц не стоит – верх банальности.

Проездные билеты

Для туристов, прибывших в Будапешт более чем на одни сутки, целесообразно познакомиться с разновидностями проездных документов и выбрать самый оптимальный вариант. Мы приехали на две недели и имея опыт пребывания в городе, решили приобрести единые двухнедельные билеты на все виды транспорта. Выгода очевидна. Кроме того, что не надо постоянно заботиться о приобретении билетов (можно и забыть, а контролеры работают хорошо и штрафы «кусаются»), материальная выгода более чем заметна.

Единая карта стоит 6.200 форинтов (курс примерно 1 евро – 320 форинтов), одна поездка на любом виде общественного транспорта – 350 форинтов. В среднем за день любой турист 8-10 раз прибегает к его услугам. Дальше – простая арифметика. Важно другое – где можно приобрести эту «волшебную» карточку. Мы-то знали, что один из таких пунктов находится под мостом Маргит, рядом с которым располагается наш отель.

Еще одна небольшая пешая прогулка (около 1 км) через мост на Будайскую сторону и … Там, где в 2012 году мы покупали единую карту (тогда еще требовалась фотография владельца), красовался автомат, который подробно информировал всех пользователей о правилах приобретения билетов. Всех, кроме таких знатоков венгерского как мы. Прошу терпимо отнестись к дальнейшему повествованию, может и вам пригодится.

В будапештском метро
Shein Many GEO's

Сначала нам удалось выяснить у продавца небольшого магазинчика, что такие карты теперь продаются возле станции метро Nyugati palyaudvar, недалеко от того самого обменника, к которому мы уже сходили. Кстати, схема метро и карта центра города были нами подготовлены заранее. Потом, доброжелательный гражданин, как оказалось немец, к которому мы обратились за помощью, на каком-то языке (наверное, венгерско-английском) объяснил проходившему мимо венгру нашу проблему (как он сам-то нас понял?).

Последний знал, как пользоваться автоматом, но не был уверен, что машина даст сдачу с купюры в 20.000 форинтов (других у меня, кроме мелочи, не было). Зато объяснил, что место продажи нужных нам карт находится на Западном вокзале. Добраться до него можно на трамвае № 4-6, билет на который автомат нам сейчас и продаст. Мелочи хватило.

Общественный транспорт в Будапеште работает, извините за каламбур – как часы. Вывешенное на всех остановках расписание, несмотря на пробки, выполняется безукоризненно. Но, очень важно не заблудиться на пересадочных станциях. Как выяснилось, вышеназванная станция метро находится на Западном вокзале, к которому можно добраться на самом длинном в мире трамвае № 4-6 или (что уж совсем приятно) на автобусе № 26 с конечной остановкой около нашего отеля. Оставалось только найти ту кассу, где нас ждала удивительная двухнедельная карточка на все виды транспорта.

Самый длинный трамвай в мире. Этот идет по маршруту № 4-6

Немного покружив по подземным лабиринтам со множеством торговых точек, мы прибыли на место и стали наблюдать картину, как две представительницы Поднебесной на своем «птичьем» языке пытались о чем-то договориться с кассиршей. Наверное, хотели билет купить. Несмотря на приобретенный уже опыт, помочь мы им не могли. Даже страшно представить такую картину. Двое русских пытаются стать лингвистическими посредниками между венграми и китайцами. Но зато сами мы за какие-то 7-8 минут (надо в проездной внести паспортные данные) при угрюмом молчании собравшейся очереди, наконец-то получили право пользования любым общественным транспортом в течении двух недель.

Считаю обязательным подчеркнуть, что мадьяры – доброжелательные люди, всегда готовые прийти на помощь и, в случае необходимости, привлечь других для этого. Правда помощь порой бывает слишком навязчивой.  Обратившись с вопросом, надо быть готовым выслушать целую тираду, непонятной и нередко ненужной информации.

Выбор экскурсий

Известно, бич туристов – цейтнот. Он же – палочка-выручалочка для недобросовестных гидов (бывают и такие). Часто можно слышать от организаторов экскурсий фразы, которые в завуалированном виде дают понять «понаехавшим», что задавать много вопросов, стремиться к получению излишней, пусть даже интересной, информации не всегда уместно. Любопытствующие, а также люди с фотокамерами, постоянно находятся в антагонистических отношениях с предводителями туристических групп.

Карта Будапешта

Неслучайно, опытные туристы и даже многие из числа начинающих отказываются от услуг гидов и разрабатывают маршруты самостоятельно. Зачастую это делается еще до начала поездки. Понятно, что такой способ знакомства с отдельными городами и целыми регионами позволяет более рачительно использовать соответствующую статью расходов, предусмотренных бюджетом. Одним словом, будет правильным свою будущую экскурсионную программу определить в первый день пребывания на новом месте.     

 Венгрия – интересная страна, с богатой историей и противоречивыми оценками ее места в Европе. По традиции, это государство принадлежит королевской короне, а не наоборот. Венгрия — страна паприки и токайского вина. Слава венгерских колбасных изделий и, конкурирующей, с французской фуа-грой давно вышли за пределы страны. Познакомиться со всем этим поближе как раз и можно в ходе экскурсий. В этой связи предлагаю немного информации в помощь принимающим решение.

В Будапеште несколько туристических операторов предлагают схожие по цене и по содержанию варианты экскурсий. Повторюсь, некоторые города можно посетить без помощи этих замечательных организаций.

Статья по теме: Лучшие места отдыха: идеи для путешествий 2019 года

Секешфехервар. Доехать можно на электричке, которая каждые 30-40 минут отправляется с Южного вокзала. Время в пути – чуть более одного часа. Стоимость билета на одного человека, туда и обратно – 2600 форинтов (или около 8 евро). Предлагаемая экскурсия, с кратковременным посещением города Веспрем и обедом, не перегруженным разносолами, обойдется вам в 55 евро с человека.                  

Сентэндре. В зависимости от временных рамок и индивидуальных планов можно выбрать  разные маршруты: на электричке (40-45 минут в пути, цена билета на одного человека, туда и обратно – около 11 евро) или на теплоходе по Дунаю (при примерно такой же цене билета, время в пути около полутора часов). Стоимость предлагаемой экскурсии, с посещением винного погреба и дегустацией вин – 35 евро с человека. 

На теплоходе в Сентэндре

Вац и Гёдёлле. Два небольших городка, которые посещают в рамках одной экскурсии. Стоимость экскурсии (с обедом) – 40 евро с человека. Самостоятельные поездки, которые лучше осуществить в разные дни, обойдутся вам: в Вац – 1300 форинтов (4 евро) на одного человека, туда и обратно, соответственно в Гёдёлле – 1500 форинтов (чуть более 4,5 евро).  

Никаких комментариев делать не стану. Как сказал поэт – «каждый выбирает по себе…». Надеюсь, что советы по пребыванию в Венгрии в первый день для кого-то окажутся полезными.

 Да, и про эсперанто. Известно, что самый популярный вариант этого искусственного языка, созданного в 1887 году варшавским врачом и лингвистом Лазарем Марковичем Земенгофом, как, впрочем, и последующие, учеными мужами всерьез не воспринимаются. Но и попытки создания международного языка не прекращаются. Конечно же мой скромный запас знаний некоторых распространенных слов из разных языков не имеют никакого отношения к эсперанто. Но ведь получается договорится с хорошими людьми. Было бы желание.

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен