Жизнедеятельность Новосибирска – крупного мегаполиса, третьего по численности населения города страны, раскинувшегося на берегах одной их крупнейших рек континента, обеспечивают шесть мостов, расположенных в черте города. У каждого из них особое предназначение и история, которые экскурсоводы с удовольствием рассказывают участникам речных прогулок на теплоходах. Впрочем, новосибирцы в этом плане не оригинальны. Визитная карточка города в другом.
С чего обычно начинают рассказ об истории города? Образование тех, которым 400, 500 и более лет обычно связывают с крепостями, иными фортификационными сооружениями, построенными для защиты рубежей государства, с освоением мест, оказавшихся на пересечении торговых путей. В более поздние периоды, в связи с развитием новых отраслей промышленности появились, сохраняющиеся и сегодня, градообразующие предприятия. А вот с Новосибирском все произошло иначе.
Появление на карте России нового города, ставшего неофициальной столицей Сибири связано с первым железнодорожным мостом через Обь. 20 июля 1893 года был заложен первый камень, символизирующий начало строительства этого градообразующего моста. Эта дата считается днем рождения Новосибирска. Если обычно мосты строились (да и сейчас такая практика сохранилась) в связи с потребностью связать отдельные участки населенного пункта, для совершенствования городской инфраструктуры, то возведение этого моста способствовало всестороннему развитию местности на берегах Оби близь села Большое Кривощеково, в будущим Новосибирске.
Статья по теме: Десять мостов и один мостик – самые удивительные сооружения мира
Первый железнодорожный мост в России строился по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского – выдающегося инженера-строителя и ученого в области строительной механики. Весомый вклад, в его создание внесли руководитель объединенной изыскательной партии Н.Г. Гарин-Михайловский и начальник отряда этой партии В.И.Роецкий, благодаря которым было определено место строительства. А реализация удачного проекта в правильно выбранном месте – заслуга руководителя строительства Западно-Сибирского участка генерала В.И.Березина и начальника работ по строительству моста Г.М.Будагова.
Сооружение моста продолжалось четыре года. Он состоит из девяти пролетов, которые лежат на гранитных опорах. В 1896 году были проведены испытания моста. Для этого по нему прошли четыре паровоза. 31 марта 1897 года – началась эксплуатация моста. Таким образом он соединил станции Кривощеково Западно-Сибирской железной дороги и Обь Средне-Сибирской железной дороги (названия того периода).
В нынешних условиях, когда появился другой железнодорожный мост через Обь, в разы увеличился город и его потребности, значительно возрос пассажиро- и грузопоток функции первого моста изменились. Демонтированный и вновь частично восстановленный с применением новых пролетов, мост продолжает эксплуатироваться, пропуская составы по одному пути. При этом сохранена возможность, в случае необходимости, восстановит движение и по второму пути.
Статья по теме: Мегалиты Хакасии и курганы Среднего Приобья: что обнаружила экспедиция Георгия Сидорова
Одну из визитных карточек Новосибирска – пролет старого первого железнодорожного моста, установленный на набережной Михайловского в парке «Городское начало».
Серпухов
Даже поверхностное знакомство, на уровне рассказа экскурсовода, с подмосковным Серпуховом, уже не говоря о более-менее внимательном изучении истории этого старинного (1339 г.) русского города, не оставляют ни малейшего сомнения в заслуженном присвоении ему почетного звания – «населенный пункт воинской доблести». Звание звучит, конечно, несколько коряво, да и присвоено оно только лишь в апреле 2016 года. Впрочем, лучше позже, чем никогда.
Статья по теме: Серпухов — город, где водятся павлины
Хорошо, хоть сейчас вспомнили, что на долю Серпухова выпало много жестоких битв и разорений в период монголо-татарского ига, так и в Смутные времена. Войска хана Тохтамыша и Едыгея, литовцы под командованием князя Сведригайло, крымские татары Давлет Гирея и Лжедмитрий I, отряды восставших крестьян под предводительством Ивана Болотникова, польские интервенты. Словом, кто только не пытался «проверить» на стойкость Серпухов и его защитников. Богата история города религиозными и культурными традициями, В городе 2 монастыря, 15 церквей, 2 часовни. Казалось бы, городу есть чем гордиться и что считать своим символом.
И вдруг, на гербе города «В червленом щите на серебряном холме стоящий золотой павлин с зелеными блестками на перьях распущенного хвоста и с червлеными глазами». Таково официальное геральдическое описание герба Серпухова.
Конечно, примеров использования на гербах городов и государств изображений птиц и животных, как существующих в природе (орлов, медведей, лисиц, оленей, журавлей, тигров и пр.), так и мифологических (единорогов, жар-птиц, грифонов) очень много. Но вот павлин в Серпухове вызывает некоторое недоумение. Во-первых, павлин для средней полосы России – птица «ненашенская». А во-вторых, по геральдическим канонам павлин олицетворяет хвастовство. Это вроде бы не про Серпухов. Тем не менее, коль скоро павлин – визитная карточка города, то этому должно быть объяснение.
Существует несколько версий появления павлинов. Наиболее достоверной является официальная. В 1691 году Высоцкому мужскому монастырю подарили пару павлинов. Условия для проживания экзотических птиц были созданы благоприятные, способствующие увеличению их поголовья. А в середине XVIII века герольдмейстер Ф.Санти, собирая наиболее интересные сведения о городах (чтобы использовать для создания гербов) получил информацию из Серпухова, что в «монастыре одном павлины родятся». На этом основании он изобразил павлина на гербе города.
Согласно императорскому указу от 16 марта 1883 года гербы подмосковных городов дополнялись изображением герба столицы. А павлинов и сейчас разводят в Серпухове во Владычном Введенском женском монастыре. Кроме того, символ города в виде бронзовых фигур (уже около 10) павлинов стал появляться в разных местах: станционный смотритель возле вокзала, дворник на улице, театрал у входа во дворец Мельпомены и т.д. Команду таких «символов города» планируют увеличивать.
Пенза
«Мясной пассаж» называют визитной карточкой города Пензы. У кого-то эта информация вызовет пренебрежительную оценку: «Что уж ничего поприличнее в городе не нашлось?» Другие, более толерантные, снисходительно, согласятся: «Ну что же, чем богаты…Вон даже в столице, например, есть улица Скотопрогонная…». Но это только до визуального знакомства с памятником архитектуры регионального значения. После этого становится ясно, что визитная карточка Пензы – замечательное здание, расположенное в самом центре города, на улице Московской.
Статья по теме: Возобновление туризма в Карелии, что стоит увидеть в великолепной республике
Построено оно было в 1894 году по проекту архитектора Семечкина Вениамина Павловича. Кирпичное здание с неоштукатуренным фасадом напоминает старинные каменные крепости, за стенами которых находились служебные постройки. Все внутренне пространство разделено длинным продольным коридором, что создает несколько торговых залов. Крыша пассажа заканчивается четырехгранными пирамидками со шпилями.
Фасады по периметру имеют кирпичную выкладку, характерную для древнерусской каменной архитектуры XVII века и элементы деревянного народного зодчества: пилястры, наличники и т.д. Конечно, за долгие годы существования здание не раз приходилось ремонтировать. К чести строителей, они смогли максимально сохранить первозданный вид. В послереволюционные годы в помещениях пассажа поочередно размещались трудовой кооператив, торгующий сельхозпродуктами, цеха швейной фабрики, в очередной раз рынок, спортивный клуб.
В настоящее время в «Мясном пассаже» находится Дом торговли «Городок».