Представьте себе: 2045 год. Вы стоите на платформе в Берлине и ждете изящную капсулу Hyperloop, которая бесшумно заходит на станцию, а затем через час доставит вас в Париж, чтобы вы были готовы к утренней встрече.
Во второй половине дня вы отправитесь на юг в неспешную поездку в Барселону на выходные, поездка займет не более 90 минут.
Скорость и легкость больше не удивляют вас, потому что за последнюю четверть века почти все путешествия по Европе сместились с небес на землю.
Ближнемагистральные рейсы – это не что иное, как пережиток прошлого, основанного на вредных выбрасах.
Это может показаться чем-то вроде научной фантастики, но есть реальные причины полагать, что подобное мобильное будущее возможно.
Климатический кризис заставляет европейских политиков сосредоточить внимание на поставленной ими цели обеспечения углеродной нейтральности к 2050 году. Чтобы достичь этого многие страны делают ставку на железную дорогу.
«Если мы хотим добиться декарбонизации и достижения целей по изменению климата, железная дорога – это то, что нам нужно» , – сказал Euronews Next Карло Боргини, глава Shift2Rail , органа ЕС, ответственного за продвижение исследований и инноваций в железнодорожном секторе.
Поезда уже могут похвастаться впечатляющими экологическими показателями, если учесть их высокую степень электрификации по сравнению с другими видами транспорта. В настоящее время они ответственны только за 0,5% выбросов углерода в ЕС.
Тем не менее, если Европа хочет сократить выбросы, связанные с транспортом (на которые приходилось 28% от общего объема выбросов в ЕС в 2018 году), предстоит пройти долгий путь в перемещении пассажиров и грузов с самолетов и на поезда.
В Европе действуют разные системы. Одно из решений – создание единой европейской железнодорожной системы. Майкл Пробст / Ассошиэйтед Пресс
Несмотря на богатый опыт континента в этом секторе и развитые железнодорожные сети, в настоящее время по железной дороге перевозится лишь около 7% пассажиров и 11 % грузов.
Согласно отчету экологического аналитического центра Germanwatch, это можно объяснить тем фактом, что железные дороги в Европе представляют собой не более чем лоскутное одеяло из различных национальных систем, не имеющих ничего общего с всеобъемлющей общеевропейской стратегией. В результате поездки на поезде через границу становятся для многих дорогой, ненадежной и неудобной альтернативой перелету.
Например, в настоящее время нет прямого железнодорожного сообщения, связывающего Берлин и другие крупные столицы, такие как Париж, Брюссель или Копенгаген.
Более того, в отличие от авиационного сектора, международных путешественников оставляют ответственными за пропущенные стыковки и отмены рейсов, если им приходится бронировать билеты у нескольких операторов.
Однако хорошая новость заключается в том, что сегодня приоритеты меняются, и появляется реальный аппетит и политический импульс изменить такое положение дел.
Shift2Rail стремится создать Единое европейское железнодорожное пространство (SERA). Эта идея призвана обеспечить беспрепятственную трансграничную мобильность на континенте и упростить сеть для железнодорожных операторов.
Помимо SERA, Shift2rail привлекает около 1 миллиарда евро финансирования, чтобы помочь инновациям в достижении трех конкретных целей: снижение стоимости жизненного цикла железнодорожной системы, удвоение существующей пропускной способности и сокращение задержек в сети.
Но на следующем этапе государства-члены должны будут решить, какие технологические решения они хотят финансировать.
Если есть что-то, что может привлечь пассажиров к поездам, то это возможность резко сократить время в пути между крупными европейскими городами при нулевых выбросах.
Такие компании, как Nevomo в Польше и Zeleros в Испании, работают над тем, чтобы воплотить это в жизнь, разрабатывая высокотехнологичную железнодорожную систему на магнитной подвеске и масштабируемую систему Hyperloop соответственно.
«Hyperloop – это новый способ транспортировки, который в основном снижает трение, которое является основным источником неэффективности транспортировки», – пояснил Хуан Висен Балагер, соучредитель и директор по маркетингу Zeleros Hyperloop.
«Мы помещаем транспортное средство в трубу, из которой удаляется большая часть воздуха, а с другой стороны мы заставляем транспортное средство левитировать, чтобы оно не касалось земли. Мы уменьшаем основное трение и можем работать с в пять-десять раз больше энергоэффективности, чем у самолета ».
Концепция Hyperloop уходит корнями в начало 19 века, когда инженер-механик Джордж Медхерст впервые предложил метод транспортировки людей и товаров с помощью пневматических труб. Илон Маск вдохнул новую жизнь в эту идею, когда в 2013 году представил концепцию с открытым исходным кодом для системы общественного транспорта Hyperloop.
Пионеры Hyperloop выбрали сельскую Францию для испытания скоростных поездов будущего
В случае Nevomo, хотя их заявленная цель состоит в том, чтобы в конечном итоге разработать собственный прототип Hyperloop, в краткосрочной перспективе они сосредотачивают свое внимание на разработке системы “magrail”, которая, по их словам, может быть введена в эксплуатацию к 2025 году.
«Мы ориентируемся на что-то среднее, потому что Hyperloop все еще требует времени, чтобы внедрить», – сказал Euronews Next директор по развитию бизнеса Nevomo Милан Хромик.
«Мы ожидаем этого через пару десятилетий. Но в то же время мы очень хорошо понимаем, что даже существующую инфраструктуру необходимо модернизировать».
Система Nevomo основана на технологии магнитной левитации, в которой используются магниты, чтобы приподнять поезд с рельсов, и еще один набор магнитов, чтобы двигать его по рельсам.
Важно отметить, что компания объединяет эту технологию с традиционными рельсами, добавляя магнитные компоненты и направляющие рельсы к существующей инфраструктуре, что, по ее мнению, дает Nevomo явное преимущество перед конкурентами.
Материал об этом был опубликован на канале «100dorog» на платформе Яндекс-Дзен.