Вопрос вполне закономерный. По данным ВЦИОМ только одна треть россиян знает, что 4 ноября в нашей стране отмечается как День народного единства. Хотя при этом 68% респондентов согласны с необходимостью существования праздников, так или иначе сближающих граждан страны. Но самая значительная часть отдыхающих просто рада еще одном выходному дню.
Новые идеи – новые праздники…
«Природа не терпит пустоты» – утверждал древнегреческий философ Аристотель. Эзоповский язык, используемый в дальнейших рассуждениях, подсказывает, что социальная пустота так же нетерпима и стремится к определенной гармонии. Именно такая пустота образовалась на рубеже веков на 1/6 части суши и ее тут же стали заполнять новые сомнительные теории и предложения из серии «мы свой, мы новый мир построим.»
Статья по теме: Немецкие праздники или семь времён года в Баварии
Не остались без внимания и праздники. Некоторые из старых упразднили, другие слегка видоизменили ,(ничем не провинившийся День СА и ВМФ празднуют по гендерному признаку), религиозные, наоборот, реанимировали. Ну а святого, – 8 марта и Нового года -коснуться не решились. А чтобы не оставить людей без праздников нужно было найти и обосновать новые даты. Что очень не просто. Народ избирательно и очень критично рассматривает варианты нововведений. Может не стоило торопиться с октябрьскими праздниками? Само бы «рассосалось»
Ведь говорили – не приживется…
Например, 12 июня. Все знают какие метаморфозы происходили с названием этого праздника. 1991 год – День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации». 1992 год – День независимости России, 2002 год – День России. Но многие граждане РФ остаются в неведении относительно выходного дня 12 июня. Праздник-то молодой. Может еще и приживется.
Надо признать, что современные законодатели не первые, кто с такой легкостью относится к историческим и праздничным датам. Вот, например, как поступили французы. 14 июля 1789 года взяли и разрушили Бастилию, а почти через сто лет, в 1880 году, стали отмечать это событие как государственный праздник. Но такого как у нас, в новейшей истории Европы, пожалуй, еще не было. В условиях современности придать статус государственного праздника событиям 400-летней давности, основываясь на противоречивых сведениях, которые даже современник называли «смутным временем». Это – круто. Впрочем, каких-нибудь 300 лет, и сделаем как французы.
Смутное время и народное единство
А было ли это единство? Из почти пятнадцатилетнего периода нашей истории, известного как Смутное время, придется ограничиться анализом событий только одного года (сентябрь 1611- октябрь 1612 года.) Именно этот период считается наиболее активным и успешным в борьбе с польскими интервентами, именно, на него ссылаются историки, приводя примеры народного единства. И с кем? С «Семибояршиной»?
Статья по теме: Необычные и забавные – праздники разных стран
На другой чаше весов были люди, подобные патриарху Гермогену, который находясь в заточении в Чудовом монастыре Кремля тайно рассылал грамоты пастве. «Стоять заодин, единодушно, вкупе против врагов и разорителей, против поляк и литвы» – было главным в его воззваниях, к сожалению, услышанных не всеми. Но они были серьезной поддержкой для патриотических сил и инициаторов их объединения.
Оставив за скобками детальную хронологию событий, можно выделить наиболее важные моменты в деятельности Второго ополчения, которые способствовали его победе в битве за Москву:
- Организация борьбы по наведению правопорядка и нейтрализации разбойничьих шаек, расплодившихся в смутное время;
- Регулярная рассылка по соседним городам грамот с призывами к объединению для борьбы с интервентами и к вступлению в ряды ополчения;
- Принятие решения о выплате ратникам неплохого денежного оклада (от 30 до 50 руб. в год,) в зависимости от разряда. Было предусмотрено обучение;
- Организация и учет добровольных пожертвований и налогового сбора с жителей Н.Новгорода, а потом и других городов. Средства шли на нужды ополчения. Были , конечно, моменты, когда руководителям ополчения приходилось прибегать к непопулярным способам пополнения казны.
- Поиск, мер по поддержанию дисциплины и боеспособности казаков из Первого ополчения. Их атаманы, Трубецкой и Заруцкийой регулярно допускали неисполнительность и своеволие. Порой их действия граничили с предательством.
Итог, ради которого русский народ объединился (или соединил свои усилия) – освобождение столицы от интервентов (4 ноября 1612 году) – безусловно закономерный и почетный. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича 22 октября, день иконы Казанской Божьей Матери объявлен государственным праздником «В память избавления Москвы и России от поляков в1612 году.» И не надо было переименовывать!
А единство и вовсе не может быть праздником. Как эту философскую категорию можно «праздновать»?
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.