Редко кто, входя в свою квартиру или офис и включая все, что потребляет электроэнергию, задумывается об ее источнике. Я не имею в виду начальные знания, полученные каждым в школе на уроках физики. Людей совершенно не интересует какая именно ГРЭС, ТЭЦ, АЭС или ГЭС обеспечивает удовлетворение их потребностей в основных видах жизнедеятельности. Ситуация, к сожалению, меняется, когда происходит сбой в системе. как на подстанции «Чагино» 25 мая 2005 года в Москве. Названия сразу же запоминаются. Почему же нас заинтересовала в рамках этой статьи российская глубинка – ответ будут понятен в процессе чтения

Из истории ГЭС

Впрочем, электроэнергия, единая энергосистема, электростанции имеют косвенное отношение к туристической составляющей статьи.

ГЭС – электростанция, источником энергии для которой являются потоки массы воды, падающие с высоты. Для этого на реках строятся плотины и водохранилища. Гидроэнергия – первый вид энергии, который стали использовать в промышленных целях. Для эффективной работы ГЭС необходимы два обязательных фактора: наличие гарантированного круглогодичного водяного потока и максимально возможный наклон реки. Благоприятным является каньонообразный рельеф.

Первая ГЭС в мире появилась в США в 1881 г. в районе Ниагарского водопада. В России это произошло 1887 г. в Северной Осетии. А дальше началось бурное развитие энергосистем во всех промышленно развитых странах. В советская России 1 января 1920 г. был принят смелый и масштабный план электрификации страны (ГОЭЛРО), согласно которому за 10-15 лет должно быть построено 30 районных электростанций общей мощностью 1,75 мил. КВт. Американский писатель-фантаст Герберт Уэллс, не поверив ленинским планам, назвал его «Кремлевским мечтателем»

Статья по теме: Москва – порт пяти морей

Сейчас в стране действует 15 ГЭС мощностью более 1000 млн. КВт и около 100 менее мощных.

ГЭС и оборотная сторона медали

При разработке любого проекта его авторы рассматривают как положительные стороны, так и отрицательные моменты задуманного. Но далеко не всегда просчитывают последствия социального, экономического и экологического порядка неправильно принятого решения. Так произошло и со строительством некоторых ГЭС на реках в европейской части СССР. Известно, что в основном рельеф местности, по которой они протекают равнинный, с небольшими перепадами высот. А для того, чтобы обеспечить главное условия работы гидроэлектростанции – гарантированный непрерывный водный поток, потребовалось строительство мощных плотин и создание искусственных водохранилищ.

Водохранилища волжских ГЭС
Перекресток

Например, только на Волге построено 8 ГЭС и соответственно водохранилищ, на дне которых оказались огромные территории. До сих пор сторонники и противники строительства спорят о целесообразности такого использования природных ресурсов.

Первыми гидроэлектростанциями на Волге – Угличскую, Иваньковскую и Рыбинскую построили в 1932-1941 гг. Это строительство сопровождалось первыми «жертвами» электрификации Поволжья.

Было затоплено 800 деревень и сел, 6 монастырей, более 50 храмов. Ярославская область лишилась восьмой части земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье пойменных заливных лугов, травы которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов.  Вывозить свои дома и хозяйственные постройки люди зачастую не успевали. Некоторые участки оказывались в зоне затопления вопреки расчетным данным.

Статья по теме: Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности

Строительство новых ГЭС, а значит и уничтожение сел, деревень и целых городов на местах будущих водохранилищ продолжалось и послевоенные годы. В череде прочих, самым масштабным проектом стало Куйбышевское водохранилище. Было затоплено 600 тыс. га земельных угодий, перенесено или уничтожено около 300 населенных пунктов, в том числе и город Ставрополь-на-Волге. Переселено с родных мест более полумиллиона жителей

С похожими проблемами сталкивались и строители других гидроэлектростанций в европейской части СССР. Поэтому, поделившись своими впечатлениями, постараюсь усилить мотивацию и желание коллег посетить некоторые места в российской глубинке.

Калязинская колокольня

Калязин – маленький городок, с населением около 13.000 человек, обладающий таким статусом с 1775 года, расположен на берегу Волги (Угличское водохранилище) в месте впадения в нее реки Жабни. Рождение города тесно связано с поселением Никола-на-Жабни, известным еще в XI веке и с Калязинско-Троицкого (Макарьевского) монастырем, основанным в 1434 году.

Позже, в 1694 г. на месте упраздненного монастыря был построен Никольский собор. В 1800 году к нему построена 74-метровая колокольня. Ее звонница имела 12 колоколов. Самый большой из них, который весил (в разных источниках почему-то приводятся существенно отличающиеся данные) то ли 501, то ли 1038 пудов, был освящен в 1895 г. в честь вступления на престол Николая II. Именно колокольня является главной и необычной достопримечательностью региона.

Вообще, взаимосвязь между городом Калязин и Калязинской колокольней, для туристов, впервые оказавшихся в Тверской области, напоминает извечный вопрос о первенстве яйца и курицы. Все зависит от того каким способом туристы прибывают сюда. Если это экскурсионный автобус или автомобиль, то их встречает старинный, патриархальный городок, рядом с которым на островке, недалеко от берега чуть покосившись возвышается одинокая колокольня. То есть последняя играет роль второго плана.

Другие туристы, преодолев порядка 170 км от Москвы до Угличского водохранилища на теплоходе видят среди водных просторов, остров с культовым сооружением, которым можно любоваться еще задолго до подхода к спрятавшемуся в прибрежной зелени городку. Круизные теплоходы, показав пассажирам колокольню во всей красе, остановку в Калязине не делают, а лишь медленно проходят вдоль берега с городской застройкой. Колокольня в туристических фотоотчетах оказывается чуть не единственным объектом.   

К сожалению, туристы не имеют возможности поближе познакомиться с городом, который хотя бы частично избежал затопления и сохранил особый колорит российской глубинки.

До начала массовой электрификации страны Калязин мало чем отличался от десятков других городов центральной России, участвуя в защите своей земли, в расширении торговых связей, в освоении и развитии ремесел. Исторические вехи, пройденные городом, представлены в экспозиции замечательного краеведческого музея, открытого в 1920 г.

Решение о строительстве Угличской электростанции и разработанный проект предусматривали затопление значительной части города, главным образом его центра.  В 1939 году началась подготовка к затоплению. Жилые дома, хозяйственные постройки, культовые и административные здания разбирали или взрывали. Был разобран и Никольский собор. А вот колокольню ни взорвать, ни разобрать либо не успели, либо проявив «преступную халатность», оставили на потом. С этого момента Калязинская колокольня стала жить самостоятельной жизнью, став на какое-то время маяком, очень важным для сложного фарватера в этой части Волги. Но оставлять это строение в прежнем качестве было нежелательно.

Прежде всего, в рамках проводимой компании по борьбе с «опиумом для народа» необходимо было ликвидировать звонницу.  Опуская детали, достаточно сообщить, что попытка сбросить большой колокол увенчалась успехом лишь частично. Сорвавшийся с высоты нескольких десятков метров многотонный благовестник пробил все перекрытия и оказался в глубоком подвале, где и находится по сей день.

Известно, что каким-то непостижимым образом в преддверии несчастий, как локального, так и глобального порядка, колокол начинает звонить. Впервые это произошло в июне 1941 года, повторялось в преддверии самых важных операций Великой Отечественной войны, в 1948 году, когда землетрясением был стерт с лица земли Ашхабад. Последний раз тревожный звон люди слышали в декабре 1979 года, перед вводом советских войск в Афганистан.

Статья по теме: «Золотое кольцо»: новые достопримечательности старого маршрута

Калязинская колокольня пережила несколько чиновничьих попыток ее сноса, перепады уровня воды, испытания ледоходами и весенними паводками. Наконец, в конце 80-х годов были проведены работы по укреплению фундамента и создания вокруг этого памятника архитектуры небольшого острова. В 2016 году частично восстановлена звонница. Проводятся церковные мероприятия.  А местные жители возят на остров туристов.

 Церковь Рождества Христова в Крохино

В значительно меньшей степени повезло еще одному «памятнику частично затопленной российской глубинки». Впрочем, везение в данном случае оценивается неоднозначно.  Что лучше для храма, быть разобранным и восстановленным в другом месте, оказаться полузатопленным и медленно разрушаться, выполняя при этом роль ориентира для моряков или в числе других зданий и строений, оставшихся на территории 700 населенных пунктов, превратиться в брошенный строительный хлам, который не успели вывести.

Село Крохино,в районе Белого озера Вологодской области, известно еще с 1426 года. Развиваясь вместе с городами и монастырями Русского севера, оно играло заметную роль в организации судоходства в районе, богатом реками и озерами. Но масштабные цели Волго-Балтийского водного пути требовали увеличения пропускной способности для судов и не оставляли вариантов для населенных пунктов, попавших в зону затопления. В их числе оказалось и Крохино. От всего села частично не затопленной осталась церковь Рождества Христова, находившаяся на возвышенности. Кстати, в 2018 году храму исполнилось 230 лет.

В начале 70-х годов в этих местах проходили съемки культового фильма «Калина красная». На некоторых кадрах можно видеть эту, уже затопленную, но еще хорошо сохранившуюся церковь. Время, непогода, волны от проходящих теплоходов и других судов (фарватер находится в нескольких метрах от стен) разрушают оставшееся. С 2009 г. существует проект сохранения церкви. Определенную работу в этом направлении ведут волонтерские отряды. Конечно, этого мало. Может случиться, что уже через короткий промежуток времени церковь в Крохино повторит судьбу затопленного (сначала тоже неполностью) в 1946 году Рыбинским водохранилищем города Молога.

Легендарные Атлантида и Гиперборея не дают исследователям покоя. Многие древние цивилизации и народы оставили под водой свои города и памятники. Некоторые страны демонстрируют затонувшие здания из совсем недавнего прошлого. К сожалению, это не относится к российской глубинке. Ну раз уж затопили столько добра, почему бы не использовать хотя бы часть для развития внутреннего туризма?

Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен