⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности • Отдых, путешествия и туризм

⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности

88
0
⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности 1

Как уже отмечалось, период XIV-XVI веков стал для территорий Русского Севера временем массового создания монастырей. За три века появилось 150 пустынных и 106 городских и пригородных обителей. Сведения лишь о некоторых дошли до сегодняшних дней, и уж совсем единицы сохранились в виде комплексов культовых зданий и исторических памятников. Причем большинство из канувших в лету это не обязательно жертвы борьбы с «опиумом для народа» 30-х годов прошлого века.

⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности 2
Вход в Введено-Оятский монастырь

Введено-Оятский женский монастырь

Серьезный удар по монастырям был нанесен в петровскую эпоху, когда вводились ограничения на постриг мужчин в монахи. Значительное число (особенно небольших) монастырей прекратило существование после указа Екатерины II 1764 года о лишении монастырей земельных угодий.

Введено-Оятский монастырь пережил и эти передряги, и использование в годы советской власти его храмового здания в качестве сельского клуба. Интересно, что точная дата его основания неизвестна, хотя более шести веков обитель упоминается в различных документах. Особенно тесно его история связана с именем преподобного Александра Свирского.

Интересный факт! На территории обители находится захоронение его родителей Стефана и Вассы и часовня в память о них. Не стану повторять все то, что приписывает этому святому житие, написанное его учениками. Главным из всего является утверждение, что Александру Свирскому, единственному из русских святых (а уж тем более простых смертных) явилась Святая Троица и он разговаривал с самим Богом… Не посчитайте за богохульство, но меня интересует – а кто это может подтвердить?

⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности 3
Введенский собор и часовня

До 1503 года в монастыре жили и монахи и монахине (были и такие правила) Затем он стал мужским. Особым богатством он не отличался, но имел крепкое хозяйство, водяную мельницу и 500 га земли. До первой половины XIX все постройки были деревянные. В 1817 году был построен первый кирпичный храм, сохранившийся до сих пор. Введенский собор с теплым приделом. Не стану повторяться и рассказывать о советском периоде в истории православных монастырей. Для общей картины – две даты. В 1919 году – монастырь закрыли. В декабре 1993 года было объявлено о возрождении Введено-Оятского женского монастыря. В какой-то мере этому способствовал лечебный источник, открытый и оборудованный поблизости.

⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности 4
Лечебный источник и купальня

Ферапонтов – Белозерский монастырь

К счастью, в период активной борьбы с церковью, воинствующим атеистам значительную часть культовых зданий уничтожить не удалось. Кроме превращенных в сельские клубы, зернохранилища, МТС и иные подсобные помещения, храмов и монастырей, некоторые сохранились благодаря разумным решениям отдельных облеченных властью людей.

⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности 5
Ферапонтов Белозерский Богородице Рождественский монастырь

Так получилось и с Ферапонтовым монастырем, основанным в 1398 году Святым Ферапонтом, другом и сподвижником Кирилла Белозерцева. Обитель разместилась на высоком холме между двух озер – Спасским и Бородаевским. Ферапонтов монастырь, наравне с соседним Кирилловым постепенно становился важным экономическим и духовным местом, способствующим развитию региона. Обитель пользовалась благосклонностью и материальной поддержкой Московских Князей.

Интересный факт! В 1490 году началось строительство первого каменного храма – Рождества Богородицы. Значение этого события для обители надо подчеркнуть особо. Во-первых, это стало началом создания каменного ансамбля монастыря.

Во-вторых, в 1502 году внутренние стены собора (более 600 кв.м.) покрыли росписью и фресками. Роспись выполнили выдающийся московский иконописец, продолжатель традиций Андрея Рублева, Дионисий и его сыновья.

Данная работа — единственная полностью сохранившаяся и документально подтвержденная роспись Дионисия. В значительной степени благодаря этому шедевру и Ферапонтов монастырь сохранился в хорошем состоянии. Его архитектурный ансамбль, органично вписавшийся в природный ландшафт, смог пережить и указ Екатерины II от 1764 года, лишивший монастыри земельных угодий, и последующие внутри церковные преобразования, и испытания советского периода.

⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности 6

Парадоксально, но сейчас старинные фрески работают против возрождения обители. Специалисты опасаются, что активная человеческая деятельность может отрицательно сказаться на сохранности артефактов. С 2000 г. они в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. А в 2018 году Священный Синод принял решение об открытии монастыря.

В последние годы вопрос развития внутреннего туризма поднимается на самом высоком уровне. Куда поехать, что посмотреть? Вариантов немерено. Но две серьезные проблемы тормозят процесс. Лень и жадность. И как следствие – низкое качество сервиса и дороговизна туров. А иногда и то, и другое – вместе.

Александр Лунькин
Автор статьи

Александр Лунькин

Хобби — туризм, фото-охота. В прошлом — военный, в настоящем, турист с действующей степенью к.н.н. , по жизни оптимист. Люблю активный отдых, здоровый образ жизни и наблюдать мир с разных его сторон. Готов поведать читателям нашего путеводителя о тех местах, где побывал, а рассказать есть о чём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *