Петергоф - музей-заповедник в лоне Северной столицы • Отдых, путешествия и туризм

Петергоф – музей-заповедник в лоне Северной столицы

55
0

Рожденный Великой Французской революцией лозунг «Мир – хижинам, война -дворцам» в России в 1917 году многими был воспринят буквально. Агрессивно настроенные массы борцов за справедливость свой праведный гнев и недовольство царским режимом выражали путем разграбления и уничтожения дворцов и поместий. Этот варварский способ «революционных преобразований» вовремя приостановило советское правительство, объявив многие дворцы и памятники архитектуры всенародным достоянием. Их передали под контроль Народного Комиссариата просвещения и начиная с 1918 года стали использовать под музеи, санатории, дома отдыха, детские учреждения и учебные заведения.

Не миновала этой участи и императорская резиденция «Петергоф», ныне Государственный музей-заповедник с одноименным названием. Кстати, о названии. Многие туристы, приезжая в Северную столицу, планируют посещение как Петергофа, так и Петродворца, не зная, что это название одного и того же места. В 1944 году, после освобождения города от немецких оккупантов, которые разрушили и разграбили его, было решено отказаться от немецкого названия Петергоф в пользу русского Петродворец. В 1997 году прежнее название было возвращено.

Петергоф – историческая справка

В 1710 году на берегу Финского залива на месте деревень Куусоя, Похьяёки и Попинтондо, что примерно в 30 км от Санкт-Петербурга, в честь побед России в Северной войне, началось строительство императорской загородной резиденции. Наиболее активная фаза строительства пришлась на 1714-1723 гг.

Петергоф - музей-заповедник в лоне Северной столицы 1
Набережная Финского залива в Петергофе
  • В 1714 году был заложен Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, дворец Монплезир и многие сооружения Нижнего парка.
  • Местность вокруг резиденции тоже осваивалась. В это время строятся Малая и Большая слобода, Купеческая пристань. В 1921 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика.
  • Для обеспечения работы фонтанов был создан 40 километровый водовод, который включал 18 прудов-хранилищ с общим объемом воды – 1,3 миллионов кубических метров. В августе 1921 года заработали водометы, обеспечивающие функционирование фонтанов. На начальной стадии строительства их было 16.
  • В 1923 году создание основной части дворцово-паркового ансамбля и сооружение водоводной системы фонтанов было завершено. С благодарностью надо вспомнить имена создателей комплекса – инженера-гидротехника (по совместительству генерала-фельдмаршала) Х.А. Миниха, инженера-гидравлика В.Г.Туволкова, архитекторов М.Г. Земцова, Н.Л. Бенуа и Б.Ф. Растрелли. Именно их усилиями был воплощен в жизнь шедевр архитектурной и инженерной мысли, олицетворяющий победу русского оружия над шведской армией, итогом которой стал выход России к морю. Многие считают, что император, разместив резиденцию на берегу, хотел подчеркнуть значимость этого события.

В числе построенных в этот период объектов был Верхний парк. Его план, практически полностью разработал сам Петр I.  В отличии от нынешнего, в то время, парк площадью в 15 га, выполняя функцию парадного подъезда, использовался также для решения задач хозяйственного назначения. Здесь находился сад, были разбиты грядки для выращивания овощных культур, в трех

В прудах разводили рыбу нескольких видов.  В последствии планировка и дизайн парка претерпели значительные изменения. Он был преобразован с учетом правил, характерных для французского регулярного парка. На месте бассейнов построили 5 фонтанов.  В результате Верхний сад приобрел исключительно парадный вид.

После смерти главного инициатора строительства Петергофа – императора Петра I, процесс слегка замедлился, но с 1730 года, по требованию императрицы Анны Иоановны, работы вновь активизировались. Еще больше любила Петергоф и заботилась о нем следующая владелица – императрица Елизавета Петровна.

Статья по теме: Музей-усадьба Коломенское.

Резиденция и окружающая ее местность, в первое время застраивались хаотично. На очередном этапе было решено устранить этот недостаток. Территория, площадью в 819 га, наряду с размещением элементов резиденции, постепенно превращалась в парковую зону «Петергоф», включающую Верхний и Нижний парки, Парк Александрия, Английский, Пролетарский, Колонистский, Луговой, Сергеевку.

Участие Петр I в строительстве резиденции не ограничивалось только ролью заказчика. Существует значительное число документов, подтверждающих личное участие царя в архитектурных и технических разработках отдельных частей комплекса. Его наследники (кровные и духовные) смогли, создав целый ряд дворцов, зданий и сооружений, развитую инфраструктуру, фонтанную систему, превратить все задуманное императором в реальность. Специалисты и сегодня утверждают, что Петергоф вполне заслужено именуют «Русским Версалем».

«Русский Версаль» или Версаль по-русски

Неравнодушное отношение царя-реформатора к европейским ценностям, достижениям, опыту и моде известно всем. Но «прорубая окно в Европу», он стремился не только подражать ей, но и создавать аналоги понравившегося на более качественном уровне.

Версаль – памятник эпохи «короля-солнца» Людовика XIV – с XVII века считался образцом загородных резиденций европейских монархов и представителей высшей аристократии. Трудно назвать страну в Европе тех лет, власти которой не мечтали бы о «своем Версале». Не стал исключением в этом плане и Петр Великий. Он за удивительно короткий срок, (менее десяти лет) смог реализовать свой план и создать «Русский Версаль». Впрочем, с таким определением многие специалисты, как в те годы, так и сейчас не согласны, отстаивая позицию, которую можно назвать «Версаль по-русски».

С одной стороны, многие архитектурные, художественные, дизайнерские и технические особенности зданий и сооружений Версаля и Петергофа в значительной степени тождественны. Поэтому, можно говорить о копировании отдельных элементов дворцов Версаля при создании комплекса в Петергофе. Более того, в разгар строительства новой императорской резиденции на берегу Финского залива, в 1717 году Петр I лично посещал Версаль и вносил потом какие-то дополнения в планы своих архитекторов.

 С другой стороны, дворцово-парковые комплексы Версаля и Петергофа, наряду с прекрасными дворцами и флигелями, беседками и ротондами, египетскими, древнегреческими и древнеримскими статуями, бюстами и барельефами особенно гордятся системами фонтанов. Вот здесь о повторении речь уже не идет. И дело даже не в том чьи фонтаны лучше. Просто они разные. А специалисты утверждают, что в фонтанах Петергофа скорее можно увидеть не французское, а незначительно выраженные элементы итальянского, немецкого, скандинавского влияния. Достоверно известно, что ни в один из первых 16 заработавших в 1723 году фонтанов, изменений после поездки Петра в Версаль не вносили.  

Статья по теме: Город Мышкин: большая история маленького поселения на Волге

Фонтаны Петергофа  

Пользуясь авторским правом, следующую часть статьи решил посвятить только фонтанам Петергофа. Отдавая должное великолепию дворцов – Большого Петергофского, Марли, Монплезир, павильонов Эрмитаж и Царицын, зданий Большой оранжереи и Воронихинских колоннад, все же больше внимания уделю другой части комплекса.

Всего в Петергофе насчитывается более 170 фонтанов, для функционирования которых проложено 22 километра водоводов. Комплекс работает ежедневно с 25 апреля и до середины октября. В ночное время суток большинство фонтанов отключают. А вот ежедневное их включение по утрам проходит как небольшое шоу.

Основная масса организованных туристов приезжает в музей-заповедник к 10.00-10.30 часам. Проинструктированные гидами они расходятся по аллеям и тропинкам Нижнего парка, в ожидании предстоящего зрелища. Многие стараются занять места получше на площади перед Большим дворцом, на лестницах, спускающихся от него к подножию Большого каскада, на берегах Морского канала. Впрочем, понять, где здесь «партер», а где «балкон» – трудно. Все хорошо видно и слышно с любой точки.

Большой каскад и Морской канал – основное место действия – это 22 чаши Аллеи фонтанов, струи которых ниспадают в канал, 64 фонтана из 138 струй, размещенные в каскаде и 255 скульптур, покрытых позолотой. Центральной фигурой Большого каскада выступает фонтан «Самсон, раздирающий пасть льву». Это аллегория олицетворяет победу русской армии в Полтавской битве со шведами в день Самсона Странноприимца. Лев – символ Швеции и сейчас на гербе этого государства.

Ровно в 11.00 часов начинается великолепное представление, которое продолжается чуть больше трех с половиной минут. Под звуки «Гимна Великого города» Р. Глиэра производится пуск фонтанов. Конечно, фотографии не передает и части этого шоу, но хотя бы дают общее представление о происходящем.

С момента включения фонтанов несколько скучноватый до этого вид Петергофа, становится значительно веселее и красочнее. Тут же появляется множество любителей селфи, людей с фотокамерами, ищущих интересные ракурсы и даже настоящих фотографов. Но всех подстерегает одна опасность – неожиданный питерский дождь, который можно рассматривать как бонус или элемент услуг по системе «все включено».

Петергоф - музей-заповедник в лоне Северной столицы 15
Шахматный каскад
Петергоф - музей-заповедник в лоне Северной столицы 16
Римский фонтан
Петергоф - музей-заповедник в лоне Северной столицы 17
Фонтан-шутиха «Зонтик»
Петергоф - музей-заповедник в лоне Северной столицы 18
Фонтан «Ева»

Кроме Большого каскада и Морского канала своими фонтанами могут похвастать многочисленные аллеи, площадки для отдыха, набережная Финского залива. Условно их можно разделить на две группы: именные или тематические и шуточно-развлекательные. К первым можно отнести Римские фонтаны, фонтаны Ева, Адам, Пирамида, Шахматный каскад и др. А ко вторым, так называемые фонтаны-шутихи – Диванчики, Елочка, Зонтик, Дубок. Автором некоторых из них считается сам царь Петр.

Надо признать, что поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в отношении Петергофа особенно уместна. Хочется обратить на это внимание коллег, которые скептически относятся к внутреннему туризму. 

Я сознательно только вскользь коснулся трагических событий, выпавших на долю императорской резиденции в ХХ веке. Это отдельная серьезная и тяжелая тема. А сейчас речь идет о красоте, которая должна вызывать положительные эмоции.

Александр Лунькин
Автор статьи

Александр Лунькин

Хобби — туризм, фото-охота. В прошлом — военный, в настоящем, турист с действующей степенью к.н.н. , по жизни оптимист. Люблю активный отдых, здоровый образ жизни и наблюдать мир с разных его сторон. Готов поведать читателям нашего путеводителя о тех местах, где побывал, а рассказать есть о чём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *