В советские годы в Московской области, а значит и в СССР, было всего два небольших участка дорог, которые более или менее соответствовали международным стандартам. Это трасса, соединяющая столицу с международным аэропортом «Шереметьево-2» и примерно 50-ти километровый участок Ярославского шоссе от МКАД (впрочем тогда она называлась «дорогой смерти») до съезда с него в сторону Загорска. Существование этого участка было связано с Троице-Сергиевой Лаврой – основного, после Московского Кремля и Новодевичьего монастыря, объекта для посещения немногочисленными группами иностранных туристов.

Hadvratnaya-czerkov-rozhdestva-ioana-predtechi-dsc01560

За прошедшие с тех пор годы с дорогами, особенно в регионах Центральной России, ситуация улучшилась (страшно сказать, появились даже платные дороги). Поток иностранных туристов значительно вырос. И, к счастью, интерес как у зарубежных, так и у отечественных любителей путешествий к русской старине не иссяк. Соответственно увеличился и трафик по маршруту Москва – Сергиев Посад (в 1930-1991 гг. Загорск).

Лавры Русской Православной церкви

В канун Октябрьской революции, а точнее по переписи 1914 года на территории России действовало 1025 православных монастырей. Известно, что монастырь монастырю – рознь. В зависимости от месторасположения, численности насильников, и достатка они делятся на лавры, подворья, скиты, пустыни, ставропигиальные, епархиальные и прочие.

Самыми авторитетными, почитаемыми, как правило ставропигиальными, то есть находящимися в непосредственном подчинении у Патриарха Московского и Всея Руси, являются лавры. На сегодняшний день на территории Российской Федерации существуют две лавры. Свято-Троицкая Александро-Невского в Санкт-Петербурге, созданная по инициативе Петра I. И Свято-Троицкая Сергиева Лавра, сыгравшая особую роль как в истории Российского государства, так и в становлении Русской Православной Церкви.

Историческая справка

Датой основания Свято-Троицкого монастыря, изначально в статусе пустыни, считается 1337 год, когда на холме Маковец (порядка 70 км от Москвы) поселился преподобный Сергий Радонежский. Через несколько лет к нему присоединились новые насельники и пустынь в 1342 году была преобразована в особножительный монастырь, со временем перешедший на общежительный устав.  Второй вариант предусматривает более строгие условия монашеской жизни.

Быстро развивающийся монастырь всегда играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Еще со школьной скамьи россиянам хорошо известна роль Сергия Радонежского в духовной поддержке войск Дмитрия Донского в период подготовки к Куликовской битве и в ходе самого сражения.  1380 года. Кто не знает имен воинов-монахов – иноков монастыря Пересвета и Ослябя, которых, вопреки положениям монашеского устава, Сергий Радонежский благословил на участие в битве.

Istoricheskaya-spravka-troicze-sergieva-lavra-pic_0009

Монастырь никогда не оставался в стороне от важнейших событий в жизни Руси. Будь то продолжающиеся набеги монголо-татарских орд (в 1408 году он был разграблен татарским ханом Едигеем) и годы восстановительных работ. Или междоусобные распри русских князей, которые сурово осуждались монастырем. Авторитет монастыря, ставшего культурным и религиозным центром Российского государства, одной из его святынь, заставлял великих князей и царей обращаться к нему за советом и поддержкой.

Статья по теме: «Монастырь Николы, что на Угреше»

В 1608 году монастырь стал примером мужества для всего русского народа, выдержав 16-ти месячною осаду польско-литовских войск. Он же был одним из центров концентрации сил для спасения России в период Смутного времени.

Одновременно, обитель становилась образцом каменного строительства. В XVII веке многие храмы и другие здания, крепостные стены перестраивались с использованием нового строительного материала.

Монастырь сыграл важную роль и в противостоянии Петра и царевны Софьи, поддержав будущего императора.

С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю присвоен статус лавры.

В XVIII-XIX века монастырь был богатейшим землевладельцем России. Например, ему принадлежало более 100.000 душ крестьян. Усиливался авторитет лавры в церковной иерархии. В 1814 году сюда из Москвы была переведена Духовная Академия.

ХХ век для лавры, как и для всей Русской Православной Церкви, был не лучшим периодом существования. В 1910 году в монастыре проживало более 400 насельников.

За 1918-1920 гг. братию «разогнали», службу в храмах запретили, утварь в значительной степени разграбили. Из сохранившегося имущества создали «Историко-архитектурный музей». Сохранилось только два колокола – «Лебедь» (1593 г.) и старейший «Никоновский» 1420 г.).

Удивительно, но благодаря усилиям многих ученых – историков, архитекторов, реставраторов, видных деятелей культуры и искусства, иерархов РПЦ в 1946 году возобновилась монашеская жизнь обители, начались реставрационные работы, Лавра стала (до 1983 г.) резиденцией Патриарха.

Лавра в городе или город вокруг монастыря

В общем-то вопрос, сформулированный в подзаголовке — слегка надуманный. Ведь существует понятие «градообразующее предприятие», когда строительство крупного завода, вынуждено, сопровождается созданием необходимой инфраструктуры. Другой вариант градостроительства – постепенное расширение и увеличение населенного пункта, возникшего, например, на пересечении главных торговых магистралей.

Можно сказать, что Сергиев Посад (Сергиев, Загорск) является примером двух вариантов развития городов одновременно. С одной стороны, датой его образования считается 1337 год — время поселения преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец и первых шагов по созданию обители. То есть не будь на этом месте монастыря, не стали бы появляться вокруг слободы и села.

С другой стороны, не сам монастырь, как хозяйствующий субъект, способствовал экономическому развитию региона. Говоря современным языком, он не создавал рабочих мест и не выступал гарантом занятости растущего числа населения.  Но его авторитет в Русской Православной Церкви был притягательным как для простого люда, так и для власть предержащих сторонников создания мощного централизованного государства.

22 марта 1782 года Екатерина II подписала указ об объединении сел и деревень вокруг Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевский Посад. Собственно, с этого момента, лавра стала находиться в черте города, созданного вокруг нее. Без преувеличения можно сказать, что многовековое сосуществование религиозной и светской составляющих города с почти 100.000 населением, благоприятным образом сказалось на его нынешнем состоянии.

Город Сергиев Посад

В первую очередь, Сергиев Посад – это промышленный город с хорошо развитой инфраструктурой, с высоким уровнем культуры, науки и образования. Важной отраслью экономики города является туризм. Единственный город Московской области, входящий в список городов «Золотого Кольца», он является лидером среди малых городов России по посещаемости туристами. Туристический трафик в Сергиевом Посаде достигает более одного миллиона в год.

Учитывая живой интерес туристов, особенно иностранных, к сувенирам, город всемерно способствует развитию этой отрасли производства, поддерживая как частных производителей, так и сравнительно крупные предприятия: завод по производству игрушек, фабрику художественной резьбы, предприятие по изготовлению кованных изделий. Особой популярностью у гостей города пользуются «Загорская матрешка» и богородские резные игрушки.

Статья по теме: ⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности

В городе насчитывается около 250 памятников истории и культуры. Конечно, отдельный разговор о Лавре, которая оставалась центром притяжения туризма даже в самые атеистические времена. Но кроме нее, гиды предлагают вниманию туристов и другие объекты:

  • Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник;
  • Гефсиманский Черниговский монастырь;
  • Спасо-Вифанский монастырь;
  • Музей игрушек;
  • Водопад «Гремячий ключ»;
  • Село Радонеж;
  • Этнопарк «Деревня Тыгыдым».

Опытные туристы рекомендуют не ограничиваться однодневной экскурсией, выделять на знакомство с городом 2-3 дня.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Рассказывая о Лавре, как особо почитаемой святыни Русской Православной церкви, с существованием которой вынуждены были мириться даже воинствующие атеисты, отдельной строкой надо выделить отношение иностранцев к нашему историческому и культурному шедевру.

Svyato-troiczkaya-sergieva-lavra-pic_0012

AliExpress WW

Для официальной оценки достаточно напомнить, что Троице-Сергиева Лавра является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. А интерес, который проявляют к монастырю обычные иностранные граждане, характеризуются такими цифрами. В отдельные дни высокого сезона в город приезжают до 120 туристических групп. Всего за год лавру посещает более 300.000 иностранных туристов, две третьи из которых граждане коммунистической Поднебесной.

Туристов и паломников встречает установленный в 2000 году на Красногорской площади бронзовый памятник Сергею Радонежскому. Здесь же  на развалах в изобилие представлены сувенирные товары на любой вкус.

Статья по теме: Необычные церкви и храмы

При входе в обитель стоит познакомиться с картой-схемой расположения основных объектов, расположенных на территории. А это не много, не мало – 10 храмов и почти 50 зданий различного назначения. В рамках данной статьи ограничусь только перечислением наиболее значимых из них:

  • Троицкий собор (1422-1423 гг.), где находятся мощи преподобного Сергия Радонежского;
  • Успенский собор (1559-1585 гг.) Храм был заложен по приказу Ивана Грозного и в его присутствии. Образцом для его строительства стал Успенский собор Московского Кремля;
  • Духовская церковь или церковь в честь сошествия Святого Духа на Апостолов (1478-1477 гг.);
  • Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.) венчает главный вход в монастырь;
  • Успенская часовня над колодцем (кладезем), построенная в конце XVII века. Каждый желающий может здесь набрать святой воды;
  • Трапезная церковь (1686-1692 гг.), построена как благодарность от царей Иоанна и Петра Алексеевичей за то, что обитель приютила их во время стрелецкого бунта 1682 года;
  • Колокольня (1741-1770 гг.) – самая высокая в стране — высотой 88,5 метров, что на 6 метров выше звонницы Ивана Великого в московском Кремле;
  • Здания Духовной академии.

Такое большое число артефактов, сосредоточенных в одном месте, сложно воспринимать сразу. Да и не стоит стремиться объять необъятное. Если Сергиев Посад вновь окажется в ваших туристических планах, то знакомство с лаврой будет более осознанным. Если же поездка будет первой и последней, то и это короткое посещение святыни сохраниться в воспоминаниях позитивного толка.

Видео: Уникальный исторический памятник России. «Троице-Сергиева Лавра» Московская область. Сергиев — Посад

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен