В конце 80-х годов прошлого века, когда страна вступила в эпоху гласности (использую терминологию тех лет) и все, кому ни лень стали пересматривать и страстно критиковать ее историю, кто-то из числа западных публицистов дал емкую и объективную оценку этому процессу: «У русских непредсказуемое прошлое!». И это – правда, с которой не поспоришь. Хорошо хоть не все черной краской вымазали. Кое-что из этого прошлого вернулось со знаком «плюс». Например, в рамках развития внутреннего туризма (наши руководители очень озабочены этой проблемой) стали активно развиваться экскурсионные программы, посвященные храмовой и монастырской тематике.

К революции 1917 года в царской России было 1025 мужских и женских монастырей, в которых жили и работали почти 95.000 монахов и послушников/монахинь и послушниц. С приходом к власти «воинствующих атеистов» (не обязательно большевиков, среди которых было много нормальных людей) осталось всего 16 действующих обителей. Многие монастыри попросту уничтожили. Некоторые, условно говоря, были «спасены»… Их превращали в склады, зернохранилища, машинно-тракторные станции, сельские клубы, исправительные учреждения. И уж совсем немногим повезло превратиться в музеи.

Не стану развивать тему о неразумных действиях борцов с «опиумом для народа». Подчеркну только, что роль монастырей в освоении новых земель, строительстве и защите оборонительных сооружений на стратегических участках границы, в развитие торговли, сельского хозяйства, других сфер экономики ещё не оценена по достоинству.

Троицкая надвратная церковь
Троицкая надвратная церковь

В полном мере, это относится и к Саввино-Сторожевскому монастырю. Древняя обитель расположена на берегу Москвы-реки, в двух километрах от подмосковного города Звенигорода. Гора Сторожа, доминирующая над природным заказником «Долина реки Сторожки» (так сейчас именуется эта местность), дала ей название и стала ее территорией.

Подробный рассказ о православных монастырях и обителях русского севера, читайте в моих очерках: Православные монастыри России, и Продолжаем разговор о духовности и бренности

Несколько лет назад нам посчастливилось в рамках однодневной экскурсии оказаться на Валааме. Впечатления от скитов, главного подворья, от отдельно стоящих культовых зданий и сооружений, от удивительной природы архипелага, от всего, что осталось в памяти, извините за сленг, обалденные. Дальше развивать эту мысль не стану, про Валаам будет отдельная статья. Кроме того, побывав в некоторых европейских странах, убедился, что культовые здания являются главными туристическими объектами большинства из них.

В итоге было принято эпохальное решение – без ущерба для организованного отдыха во время отпуска, совершить за летний период несколько автомобильных поездок по старинным городам и монастырям, находящихся в радиусе 250-300 километров от Москвы. О посещении Суздаля, Ростова Великого, Коломны, Переславля Залесского я уже рассказывал. На очереди были монастыри, известные туристическому сообществу, как самостоятельные объекты.

К сведению! Один из старейших монастырей России был образован в 1398 году монахом Саввой — учеником преподобного Сергия Радонежского и Звенигородским князем, сыном Дмитрия Донского Юрием Дмитриевичем, который оказывал большое содействие строительству.

Под эти критерии как раз Саввино-Сторожевский монастырь и попадает. Хотя у многих, это может вызвать недоумение. Действительно, такие названия христианских святынь, как Киево-Печерская или Троице-Сергиева лавры, Новодевичий или Соловецкий монастыри на слуху. любого россиянина. А вот название обители, что недалеко от Звенигорода, известно немногим. Но так было не всегда.

Для справки: Лавра – статус некоторых наиболее крупных и авторитетных православных мужских монастырей, которые сыграли особую историческую роль и имеют большое духовное значение.

Собор Рождества Богородицы. Начало XV века
Собор Рождества Богородицы. Начало XV века
Перекресток

Забегая вперед, нужно отметить, что по некоторым свидетельствам, царь Алексей Михайлович придал монастырю статус первой в России лавры. Первой по очередности и значимости. Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители получили этот статус позднее.

А первыми шагами в процессе создания и становления обители стала пещера, выкопанная монахом и построенная вскорости скромная деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее, в начале XV века, на ее месте построили каменный собор Рождества Богородицы. Не секрет, что от внимания Великих князей, царей и императоров России в значительной степени зависели становление, развитие, место в иерархической системе, материальное благосостояние монастыря. Саввино-Сторожесвкая обитель была обласкана царственными особами. Наряду со Звенигородским князем Юрием, отписавшим ей несколько деревень, богатые лесные и иные угодья, частыми гостями (в разное время) здесь бывали Иван IV Грозный с женой Анастасией Романовной, их сын Федор Иоаннович, царь Алексей Михайлович.

Дворец царя Алексея Михайловича (1650-1654 гг.)
Дворец царя Алексея Михайловича (1650-1654 гг.)

Последний сделал монастырь царской резиденцией, построив на его территории Царский дворец, Царицыны палаты, Трапезную палату, звонницу и Троицкую надвратную церковь. В это же время (1650-1654 гг.) по периметру монастырской территории были воздвигнуты стены с 7 башнями общей протяженностью 760 метров (высота стен достигала 8,5 метров, толщина – 2,7 метров). Крепостные стены были просто необходимы для западного форпоста, как сейчас нередко называют монастырь.

Царицыны палаты. (1650-1652 гг.)
Царицыны палаты. (1650-1652 гг.)

От Москвы до Саввино-Сторожевского монастыря был проложен Звенигородский тракт, получивший название Царский путь. По нему все русские правители совершали паломничество к мощам Святого Саввы. Поражает «дальновидность» создателей тракта. Ведь этот путь теперь известен как Рублево-Успенское шоссе.

Ещё одной интересной страницей из жизни обители является знаменитый колокольный звон. Специалисты отмечают особенное звучание комплекса монастырской звонницы. На необычном, с точки зрения архитектуры, строении размещалось 19 колоколов разных размеров и тональности.

Звонница Саввино-Сторожевского монастыря
Звонница Саввино-Сторожевского монастыря

Насельники обители с гордостью рассказывают о том, что в былые времена звон 35-тонного монастырского Благовестника в хорошую погоду был слышен в Москве. А это — 50 километров. Колокол в 1667-1668 гг., по приказу царя Алексея Михайловича, отлил знаменитый колокольных и пушечных дел мастер Александр Григорьев с группой своих учеников. Царь подарил Благовестник монастырю. Водрузить на звонницу его смогли только в 1671 году. Почти 300 лет (в 1941 году при эвакуации колокол уронили и раскололи) он оставался главным в звоннице монастыря. Специалисты признавали его одним из самых красивых по звучанию в мире.

А вторая часть «колокольной темы», несмотря на очевидность, точного ответа не имеет. По крайней мере, я его не нашел. Казалось бы, Звенигород, монастырь, колокольный звон, уникальный колокол, герб города с колоколом в центре — все это основания для версии о тесной взаимосвязи символа города с соседним монастырем. Но специалисты по геральдике так не считают. Они вообще при описании герба ни монастырь, ни его звонницу не упоминают.

В начале статьи я высказал свое согласие с не очень приятной оценкой: «У русских непредсказуемое прошлое». Это так и есть. Например, отношение государства и монастырей. Более тысячи святых обителей разорили, монахов обобрали и разогнали, многих расстреляли. А теперь вспоминаем, порой заметно преувеличивая, их заслуги перед отечеством. Положительного в деятельности монастырей было немало. Об этом сейчас говорят, пишут, рассказывают любознательным туристам. Некоторые обители возрождаются, с гордостью вспоминая некоторые события из своего прошлого, и одновременно о чем-то вольно или невольно умалчивая.

Фрагмент монастырской стены с башней
Фрагмент монастырской стены с башней

Саввино-Сторожевский монастырь нередко называют форпостом на западе России. Это верно. Монастырь стоит на пути к Московскому княжеству и позже к столице российского государства. Нередко он становился жертвой варварских набегов. Наиболее известные события связаны с периодом Смуты, когда польско-литовские захватчики не раз разоряли обитель. В 1606 году отряды Лжедмитрия разграбив и монастырь, и принадлежащие ему деревни, убили игумена Исаию и монахов. Восстановлению святой обители способствовали первые цари династии Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович.

Трапезная палата
Трапезная палата

Позднее монастырь стал прибежищем для царевны Софьи и ее братьев Петра и Ивана Алексеевичей. Здесь в течение двух недель они скрывались от стрелецкого бунта 1682 года.

Как о проявлении чуда, уже многие годы в монастыре рассказывают о спасении обители от разграбления наполеоновскими войсками. Якобы полковнику Богарне, командиру отряда, захватившего монастырь, было ведение. Преподобный Савва пообещал ему долгую жизнь, если он оградит монастырь от поругания французскими солдатами. Комментировать не стану, но договоренность обеими сторонами была выполнена.

Сложнее оказалось договариваться с новой властью после революции. В 1919 году монастырь был закрыт. Дальнейшая судьба обители мало чем отличалась от уготованного многим другим «спасенным» православным монастырям. В разные годы, переходя от одного ведомства к другому, ее территория и здания использовались как концлагерь для детей со слабым умственным развитием и для пленных царских офицеров, для санатория Наркомата здравоохранения и музея церковной старины. Можно долго продолжать этот список. Последние годы существования СССР, одновременно с начавшейся реставрацией монастыря, здесь действовал Дом отдыха Министерства Обороны. В августе 1998 года, в связи с 600-летием монастыря началось его активное возрождение.

Станет ли Саввино-Сторожевская обитель столь же авторитетна в православном мире как прежде, время покажет. Во всяком случае в январе 2004 года монастырь посещал Президент РФ В.В. Путин. Это хорошее предзнаменование.

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен