Представители сообщества гидов и экскурсоводов – это особая категория людей. От их отношения к профессии, в значительной степени, зависит состояние и уровень развития важнейшего сектора экономики – туризма. Ведь для любителей путешествий выбор места отдыха зиждется на трех китах: условия проживания, организация и качество питания, экскурсионная программа. И несмотря на то, что наш сайт позиционирует себя как «путешествия без гида», авторы всегда готовы поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то новое, опубликовать ваши рассказы и репортажи и даже, ради получения достоверных сведений поучаствовать в небольших расследованиях. Самый первый цирк в России – где он был расположен, был ли это цирк -шапито? Наши размышления на этот счет.
«Мы бродячие артисты…, акробаты и шуты»
Популярная в свое время песня в исполнении ансамбля «Веселые ребята» как нельзя лучше передала ту атмосферу радости и веселья, которую приносили с собой в города и села, на ярмарочные гуляния и прочие праздники бродячие артисты.
В более или менее сложившиеся труппы, основу которых составляли члены одной семьи, включали также артистов других жанров. Особенно популярными были: фокусники, силачи, акробаты, шпагоглотатели, дрессировщики. Связующими звеньями между артистами и публикой были предшественники нынешних профессиональных клоунов – скоморохи и зазывалы. От их способностей порой зависели результаты выступления всей труппы.
Представления проходили в основном под открытым небом, с использованием минимума реквизита и оборудования. Следующим этапом совершенствования условий работы и жизни цирковых артистов стали сборно-разборные балаганы, которые они перевозили из города в город, устанавливали на площадях, и после, отработав несколько представлений, продолжали передвижение по маршруту.
Даже скромные балаганы, с не особо притязательными предметами циркового реквизита, аренда площади, все это стоило недешево. Поэтому русские артисты вынуждены были наниматься к иностранным антрепренерам. Иначе сложилась ситуация в Саратовской губернии, где в 1873 году обанкротившийся австрийский владелец цирка Эмануэль Беранек решил его продать. Новыми собственниками всего имущества цирка, реквизита, фургонов и лошадей стали, работавшие у Беранека братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины.
В купчей скрупулезно были перечислены все предметы сделки. Но ни одного пункта, связанного с недвижимостью, не было. Это означает только одно – цирк Беранека стационарным не был.
Первый, ледяной…
В этом же, 1873 году саратовские циркачи Никитины решили построить постоянный цирк в соседней Пензе. Кстати, удобное место для работы гидов и лирических отступлений, которые они предлагают своим слушателям. Во-первых, свободной площади на ярмарке уже не было. Зато выяснилось, что прочный и ровный лед Суры – просто идеальная площадка для размещения цирка. Во-вторых, строительство помещения на льду имеет определенные сложности.
Зато арендную плата за использование льда платить не надо. «Ледяной цирк» в Пензе стал первым национальным цирком в России. И это произошло не случайно. Как говорится, в нужном месте, в нужное время, произошло то, что нужно. На пензенской земле – родине многих великий поэтов, писателей, художников, музыкантов, в городе, который иногда называют культурной столицей России. В период, когда российское общество все активнее знакомилось с культурными начинаниями, братья Никитины после пензенского построили стационарные цирки в Киеве, Казани, Астрахани, Баку, Симбирске.
Довольно долгая история циркачей-Никитиных, предпринимателей Никитиных сохранялась и обычном своем виде, и в строительных лесах, и в состоянии затянувшейся реконструкции (нынешняя началась на в 2003 году).
Есть надежда, что в этом году эпопея успешно закончится.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.