Среди курортных городов заметно выделяются две категории. Одни, я бы назвал их «ленивыми», это участок морского побережья, сплошь застроенный отелями и обеспеченный всей необходимой курортной инфраструктурой. И только. Отдыхающие, попавшие в такое райское место, либо удовлетворены состоянием двухнедельного (самый распространенный вариант) ничегонеделания, либо становятся самыми активными участниками экскурсий.
Другая категория – старинные города, с большой историей, сохранившимися древними артефактами, зачастую города-музеи, окруженные той же курортной инфраструктурой. На их долю выпадает двойная нагрузка: «свои» отдыхающие (те, кто выбрал для проведения отпуска отель в этом городе) и «понаехавшие» (те, кто остановился в «ленивых» городах и очень любит экскурсии). В Хорватии (а именно об отдыхе в этой стране пойдет речь) больше городов, относящихся ко второй категории. Но самым популярным в туристической среде является Ровинь. Не стану долго рассуждать на тему – почему Ровинь?
Ровинь — экскурсия в Хорватию
В Истрии все города и городки могут похвалится своим прошлым. Но такого количества исторических или просто старых зданий и сооружений, сосредоточенных в одном месте, как в Ровине – трудно найти. Причем сохранились они неплохо. Если взглянуть на карту западного побережья Истрии, то не трудно заметить, что этот город находится практически посередине. Из любого курортного места – Умага, Новиграда, Пореча, Врсара, Пулы –туристам добраться не сложно. И вариантов достаточно: самостоятельно или организованно, морским путем или сухопутным, на автобусе или арендованном автомобиле. И ещё одна особенность. Старый город, расположенный на полуострове, естественным образом отделен от пляжей, что в какой-то мере регулирует потоки туристов.
Итак, Ровинь. В очередной раз приходится восхищаться тем как легко некоторые историки манипулируют цифрами. Сотня лет туда, сотня обратно. И люди вынуждены верить. По разным источникам, первое упоминание об этом городе относится к VII столетию. Но есть косвенные свидетельства, которые говорят о его существовании в период между III и V веками.
В общем старый город, существовавший ещё при ранней Византии. Мне посчастливилось побывать в нескольких городах бывшей Югославии. Все они прошли примерно один и тот же путь. От Византийского господства, вынужденного союза с Венецианской республикой до нахождения под австро-венгерским, французским, немецким управлением. Конечно, каждый город, характеризовался своими особенностями и оставлял свой след в развитии региона. Ровинь начиная с XVIII века важным морским портом. Одновременно, и иногда этот факт замалчивают, он превратился в крупнейший центр контрабандизма.
В Ровинь по морю
В этом году мы отдыхали в Порече, километрах в 60 от Ровиня.
В отличие от тех, кто предпочитает отдых в состоянии «гриль» всем остальным вариантам, мы с супругой – непоседливые туристы. Будучи уже слегка подготовленными, определили, что посещение Ровиня в первых пунктах нашего плана на отдых. Уточнив варианты у «зазывал» из турагентств, решили взять экскурсию на яхте по маршруту Пореч-Ровинь-Лимский залив-Пореч.
Статья по теме: Хорватия — как выбрать лучший город-курорт. Описание городов Врсар и Новиград. Путешествие по островным курортам. Советы, цены, маршруты, рекомендации и отзывы туристов о Хорватии.
В стоимость – около 30-35 евро с человека — входил и полноценный обед
Нежаркая погода, с намеком на возможный дождь, морской ветерок, остающиеся за бортом острова разных размеров и конфигураций береговой линии (не случайно Хорватию называют страной тысячи островов) и соревнующиеся за первенство прибытия в Ровинь плавсредства – вот как выглядела наша экскурсия в первую пару часов. Дополняли картину, сопровождавшие нас чайки.
Ровинь увидели из далека. Многие утверждают, что он похож на Венецию. Не правда, совершенно не похож. Хотя бы по месту расположения: Венеция «лежит» на ровной поверхности, а Ровинь – на возвышенности. Это видно невооруженным глазом. А вот то, что часть зданий Ровиня расположены аналогично венецианским, в воде, колокольня кафедрального собора Ровиня очень похожа на колокольню церкви Святого Марка, часовая башня на площади Тито сильно напоминает один из символов Венеции часовую башню на площади Святого Марка –Торре-деллоролоджо – это правда.
К финишу, т.е. к пирсу города яхты и кораблики подходят с небольшой разницей по времени. Инструктаж туристов на удивление лаконичный: Это – Старый город, яхта будет ждать здесь, отходим в 14.00.
В Ровине все дороги, как и положено, ведут к храму – Кафедральному собору Святой Евфимии (о нем чуть позже). И есть еще дороги, которые быстро находят любители шопинга. Кстати, оба направления проходят через рынок. Вот здесь лично я растерялся. Вернее, усомнился: где я? На побережье Адриатики во второй половине июля или в каком-нибудь Нарьян-Маре в начале марта? В качестве иллюстрации – две цифры. Килограмм черешни на рынке – 800 рублей (в Москве -300-400 руб), Обычная синяя слива (соответственно – 250-300 руб и 120-150 руб).
Но город интересный. Попытки знакомства были сделаны, кое-что удалось сфотографировать. Успели попить кофе, принять решение о том, что через пару дней сюда вернемся и вовремя подняться на борт яхты.
Водная экскурсия в Пореч
Возвращение в Пореч также было достаточно насыщенным. Во-первых, обед. Выше всяких похвал. На аналогичных экскурсиях (они знакомы многим) приходилось бывать и в Турции, и в Тунисе, и в Греции. Но здесь организаторам отдельный респект.
Статья по теме: Хорватия: экскурсии по островам Южной Далмации.
Во-вторых, яхта, как и было анонсировано турагентством, заходила в Лимский залив (канал, фьорд – называют по-разному). Оценивая эту часть нашего познавательно-развлекательного мероприятия вынужден признать наличие недостатка. Фьорд с эстетической точки зрения – изумительное место. Опять человеку с камерой есть чем заняться. А вот организационная сторона оказалась с изъяном. Рассказывали про местные устрично-мидийные фермы, про дегустацию, а ограничились проходом по основной части канала и возвращением на обратный маршрут. Видимо обед с вином был определенной компенсацией за неучастие в дегустации.
В продолжение около кулинарной темы — небольшая ремарка. Вовремя обеда дети, а потом и взрослые, стали бросать хлеб чайкам. Чайки устроили такую битву за кормой яхты…Как у В.С. Высоцкого – «что потом началось, не опишешь в словах…»
В Ровинь – по суше
Участие в прошедшей уже экскурсии, опыт предыдущих поездок в других странах и просто понравившийся, но лишь частично, увиденный город, утвердили наше решение – повторить поездку в Ровинь. Но уже самостоятельно и сухопутным путем.
Автобусное сообщение в этом регионе работает только в междугороднем режиме. Городки-то маленькие. В Ровине всего 14000 человек населения. Расстояние между населенными пунктами тоже незначительное. От Пореча до Ровиня порядка 60 километров (оказалось, что есть несколько маршрутов). Время в пути менее часа. Стоимость билета – 42 куны. Первый автобус в 7 часов утра. Полученная на автостанции информация более чем исчерпывающая.
Дорога, проходящая по невысоким, но все-таки горам, местами переходит в серпантин. В особо сложных местах образовываются небольшие пробки, т.к. встречные машины разъезжаются с трудом. Значительный участок дороги проходит вдоль Лимского залива с его удивительно красивыми видами. Вот только автобусы здесь не останавливаются. Авто станция в Ровини, недалеко от старого города. Поэтому выяснив время отправления автобуса (учли и запасной вариант) в Пореч, купили билет и отправились к старому город по почти пустым улочкам.
В крупных городах редко случаются моменты, когда в центре мало людей. Их просто становится меньше. Во время нашей утренней прогулки по центру Ровиня на большинстве улиц людей не было вообще. И это там, где пару дней назад было столпотворение…Да и сегодня будет, через пару часов.
Так вот ты какой, Ровинь…
Ровень компактно расположился на каплевидном полуострове (в архипелаг входят 22 острова), форма которого как бы специально отделяет старый город от нового, в тоже время сохраняя их единство. Вообще-то еще в XVIII веке эта часть города была островом, пока протоку не засыпали.
Административная часть города, музеи, большинство ресторанов, бутиков занимают значительную часть площади Тито и прилегающих улиц.
Для справки: Иосиф Броз Тито. До мая 1980 г. Президент СФРЮ – Социалистической Федеративной Республики Югославия, в состав которой ходила и Хорватия.
На площади, в центре фонтан – мальчик с рыбой. Каюсь, не выяснил олицетворением чего он является. Но догадаться можно. Порт, вода, рыба…Ну что-нибудь, связанное с удачей для рыбаков. Напротив, та самая Часовая башня, которая так похожа на венецианскую. Под часами расположен барельеф с венецианским львом – символом республики. Он присутствует везде, где «отметились» венецианцы.
Как уже отмечалось, все улицы, от рынка, от площади Тито, от пирса, с одной стороны и марины, с другой идут вверх, к Кафедральному собору Святой Евфимии. На месте нынешнего католического собора была маленькая церковь Святого Георгия. После получения в Х веке саркофага с мощами Святой Евфимии и увеличения потока паломников, храм неоднократно перестраивался и современный вид приобрел в конце XIX века. 62-метровая колокольня, которую венчает медная скульптура Святой Евфимии (4,7 м), построена раньше собора, в 1654-1687 гг. Она считается самой высокой в Хорватии. Ежегодно 16 сентября верующие отмечают день памяти Святой Евфимии – покровительницы г. Ровинь. Имя святой – самое популярное женское имя в городе.
Сам по себе храм, выстроенный в стиле барокко, не отличается помпезностью и богатством убранства. Зато, как намоленное место привлекает сюда большое количество паломников. Вход в храм -свободный.
Скульптура Святой Евфимии, которая венчает колокольню (изначально была деревянной, сейчас медная) является флюгером, всегда поворачивается лицом в сторону ветра.
Утренняя прогулка по Ровиню – это и знакомство с хорватским городом итальянского происхождения (узкие улочки с развешенным бельем, редкие, еще сонные, прохожие, хозяйки, моющие тротуар) и посещение музея, в котором что не здание, то экспонат. И все это в «одном флаконе». Звучит странно, но здесь нужно проявлять некоторую бдительность. Эти ранние часы рестораны, частные гостиницы и магазины используют для пополнения необходимых запасов. Желательно не оказаться на пути автомобиля, пробирающегося по улочкам. И еще, некоторые предприимчивые хозяйки иногда умудряются пакеты с мусором бросать со 2 и 3 этажа в проезжающий мусоровоз.
Объявление зданий экспонатами города-музея, не являются фигуральным выражением. Они действительно – интересны. Например, Дворец Калиффы, рядом с площадью Тито. В нем размещается музей города, проходят тематические выставки. Старейшее в городе здание — семиугольная Часовня Святой Троицы предоставила свою площадь картинной галереи. А соседние здания, почему-то находящиеся в разной степени реставрации, наглядно иллюстрируют историю города. Благодаря раннему приезду в Ровинь, мы смогли многое посмотреть. Правда до появления основной массы любознательных туристов музеи и галереи были закрыты. Но нас это совершенно не расстроило. Откровенно говоря, музейная тишина – это не для курортного отдыха.
Незаметно пролетевшие часы и система питания в отели (полупансион) подталкивали к выбору места в одном из ресторанов. Так чтобы и без толчеи, и недалеко от марины. Не стану описывать место и меню конкретного обеда. Лучше некоторые обобщенные сведения. Средний чек за обед на двоих (салат, два горячих – рыба и мясо, два пиво по 0,5 л) 35-45 евро. Большая (32 см в диаметре) пицца – 8-10 евро. Бокал пива 0,5 л в ресторане или кафе – 3-3,5 евро (ненормально, для сравнения банка в супермаркете – меньше 1 евро). Для гурманов, считающих слово вегетарианец ругательным, рекомендую попробовать пршут. Разные его сорта (цена в рублях 1000-1300 за килограмм) делятся на далматинский (копченый) и истрийский (вяленый). В Москве он, преодолев санкционные запреты, тоже встречается (от 2500 руб и выше).
Возвращались в Пореч, в отель несколько уставшие, но удовлетворенные. День прошел с пользой. Вернее, значительная часть дня. Но есть время еще искупаться и отдохнуть. Я сознательно почти ничего не сказал о пляжах Ровиня. Ведь вряд ли кто поедет со своего пляжа на ровиньский. И тут, и там –Адриатика.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.