В предыдущей статье, посвященной Изоле и Коперу, я сетовал на определенные сложности при выборе маршрута очередной экскурсии. Казалось бы, в чём проблема? Покупаешь тур, садишься в автобус и едешь. Сложность была в том, что русскоязычную группу не могли набрать. Но не буду повторяться. А чтобы поехать самостоятельно и вернуться в этот же день, нужна подготовка. Главным образом определить кроки (своего рода чертёж, прим. автора) маршрута и изучить расписание общественного транспорта.

Из списка, предлагаемых экскурсий выбрал три: Цельский замок, Постойнская пещера и озеро Блед. Потратив час-полтора на изучение маршрутов, отказался от варианта Бледского озера. Ехать туда надо было с пересадкой в Любляне (и обратно тоже). В Словении транспорт достаточно пунктуален, но «закон подлости» никто не отменял. По причине жестких временных рамок (более 200 км в одну сторону на рейсовом автобусе – это часов пять) пришлось отказаться и от Цельского замка. Оставалась – пещера. а моей супруге постоянная температура в ней (+10), даже чисто теоретически, показалась не совсем комфортной. Поэтому очередной этап в путешествии по Словении, мне пришлось проходить в гордом одиночестве. Но зато мне стало известно, что посещение пещеры предполагает бонус – знакомство с ещё одним туристическим объектом, Предъямским замком.

Стоянка для туристических автобусов около Постойнской ямы
Стоянка для туристических автобусов около Постойнской ямы

Определив, с помощью молодого человека с ресепшена отеля, особенности маршрута Порторож — Постойна, изучив расписание автобусов и загрузив в рюкзак ветровку, бутылку воды и дождевик, я, как герой популярной телепередачи «Орел и решка» (в роли того, у которого — 100 долларов), отправился в путь. Справедливости ради надо признать, что от героя передачи я кое чем отличался.

  1. О ночлеге мне не нужно было заботиться, так как вечером я планировал вернуться в отель.
  2. Денег было несколько больше.
  3. А вот знания иностранных языков, в том числе и словенского, ограничивались скромным набором: здравствуйте, спасибо, где туалет? Причем, если первые два – добэр дан и хвала — были усвоены без труда, то третий – къе почивалишча – не оставил ничего, кроме надежды, что слова в некоторых из 48 диалектов словенского языка находятся ближе к самому распространенному названию этого места общего пользования.

И тем не менее – в путь. Должен предупредить, что рейсовые автобусы Словении, это нечто среднее между городскими и междугородними. Не каждый автобус, следующий по определенному маршруту, заезжает в тот или иной населенный пункт. Поэтому будет не лишним уточнить у водителя, совпадают ли ваши желания и его возможности. Мне повезло. Девушка-водитель подтвердила правильность моего выбора и пообещала высадить меня именно в Постойне – городке, рядом с которым и находится цель моей поездки.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

Оказалось, что самой простой частью маршрута был путь от Порторожа до городка Постойна, небольшого (около 9000 человек населения), но довольно-таки солидного по возрасту. Под немецким именем — Адельсберг — город известен с 1226 года. Постойна с 1369 г. Всего 70 км по хорошим дорогам, на хорошем автобусе, с несколькими остановками в небольших населенных пунктах… По времени чуть более двух часов пути, и я на месте.

Город Постойна, давший название Постойнской пещере
Город Постойна, давший название Постойнской пещере
Shein Many GEO's

Народу на улице практически не было. Но мне надо было узнать дальнейший маршрут. Ещё ранее убедившись в доброжелательности словенцев, в их готовности прийти на помощь, с вопросом о местонахождении «Ямы» я обратился к первому встречному аборигену, который на совершенно пустынной улице торговал плетеными корзинами. После непродолжительной беседы, к которой подключилась неведомо откуда взявшаяся этакая старушка Шапокляк, я понял, что вон там за церковью есть соответствующий указатель. Но прежде чем туда отправиться, уточните расписание автобусов. Последнее – совет от меня.

Действительно указатель был, но направлял он куда-то в безлюдную, и даже без автомобильную, местность. Пройдя в одиночестве километра полтора, уже за чертой города, я увидел и понял сразу все – автобусы и машины на стоянке, массу людей в очередях, замечательно оформленный вход в пещеру (выглядит он скорее, как вход в какое-нибудь культурно-спортивный комплекс) и весь антураж, который обычно создается около крупных туристических объектов. А подъезжают туристы с другой стороны города.

Короткая справка о Постойнской Яме

Не стану излишне перегружать статью информацией. Только самые необходимые сведения о «Яме». Это — система карстовых пещер общей протяженностью 20 570 м, в том числе 5 300 м. открытого для посещения туристами пространства. Кстати, самого большего в мире.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

Открыл и впервые, в XVII веке, описал эту, природой созданную, красоту словенский дворянин, ученый и писатель барон Янез Вайкард Вальвазор. С 1819 г. «Яма» открыта для посещения. Правда, несколько раньше, в 1818 г. предприимчивый местный житель Лука Чеч, разведав первые 300 метров пещеры, стал водить людей на экскурсии. Понятно, что небескорыстно. А когда это его предприятие прикрыли, он стал здесь первым гидом. Так что Остап Бендер, собирая в Пятигорске деньги на укрепление Провала не был первооткрывателем такого «сравнительно законного отъема денег у граждан». Конечно – шутка.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

В 1872 г. построена первая в мире «пещерная» железная дорога, по которой гиды толкали вагончики с туристами. В 1884 г. пещера была электрифицирована. А в начале XX века (представляете, как облегченно вздохнули гиды) к вагонам с туристами прицепили газовый локомотив, который в 1945 г. заменили на электрический.

Главный вход в комплекс Постойнска Яма: отель, рестораны, магазины, сувенирные лавки и прочее
Главный вход в комплекс Постойнска Яма: отель, рестораны, магазины, сувенирные лавки и прочее

Туристов было много, основная масса – организованная. Билеты им покупали гиды и никакой языковый барьер их не волновал. Мне же, с моим скромным запасом словенских слов, опять повезло. Женщина-кассир, вполне сносно изъясняясь на «великом и могучем», быстро растолковала алгоритм моих дальнейших действий.

Купить билет (20-25 евро), получить (за 2-3 евро) аудиогид (на русском языке), в случае надобности, взять в аренду какую-то теплую одежду и идти на пропускной пункт. Дальше я догадался сам. Ввиду того, что рядом со мной не оказалось русскоязычной группы, я пристроился к первой попавшийся, только с одной целью, понимать куда надо двигаться.

Важно! Во-первых, если вы активный фотограф, то не берите аудиогид. Передвигаться по пещере, любоваться её красотами, фотографировать и слушать текст, как-то привязанный к окружающему… У меня не получилось и минут через пять я это чудо техники отключил. И во-вторых, оказавшись в свободном полете, не бойтесь отстать от какой-то группы. Заблудиться в пещере нельзя, группы идут одна за другой и в одном направлении. А порядок выхода особо не регламентируется. Ничего страшного не произойдёт, если вы зайдете в пещеру с вьетнамцами, а выйдите из неё с китайцами.

После прохода через турникеты, туристы попадают в руки сопровождающих, которые довольно-таки организованно и быстро рассаживают их по лавках открытых вагончиков пещерной железной дороги. Из 5300 метров пещеры, относящихся к туристическим, часть придется преодолеть таким способом. Впечатление от поездки – это не лучшая часть экскурсии. Скорость – немаленькая, видимость – слабая, тоннели — узкие (так и хочется голову в плечи втянуть). Но время в пути – несколько минут.

Пещерная железная дорога
Вот здесь начинается пеший маршрут
Вот здесь начинается пеший маршрут
Природа — лучший художник
Природа — лучший художник

Неспешная прогулка по залам и галереям Постойнской пещеры, восхищение разумно и гармонично созданной системой подсветки, возможность делать красивые фото (о качестве речь не идет, здесь пещера для всех одинаковая), наконец, познавательная составляющая экскурсии – все это доступно лишь благодаря объединению природного чуда с многолетним трудом многих и многих людей. Я уже приводил цифры, характеризующие то, что путеводители называют главной достопримечательностью Словении. Пещеру.

Стоит взглянуть на них с такой точки зрения. Осваивать пещеру начали в 1818 году. В этом году – юбилей, 200 лет. За это время спелеологи освоили 20 километров. То есть если не учитывать военно-политические события, природные катаклизмы, мешавшие работать они осваивали один километр пещеры за десять лет. Не стоит даже обсуждать – много это или мало. Вот железная дорога. Вот залы, гроты, площадки, вроде бы скользкие, но обработанные специальным покрытием. Дорожки с перилами в опасных местах, мосты, вырубленные в скале ступени и пр. И это только видимая часть проделанной работы. Ещё — сложная схема подсветки, вентиляции, других систем жизнеобеспечения. Одним словом, можно только догадываться об объемах проделанной работы. Я специально говорю о заслугах людей перед тем как показать отдельные фрагменты этой подземной красоты.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

Фотографии подбирались с целью показать максимальное количество вариантов сталактитов и сталагмитов. Поэтому системы здесь нет. Хотел бы только обратить внимание на третью слева фотографию. Этот мост, соединяющий скалы, называют Русским. Он был построен в 1916 году русскими солдатами, попавшими в плен в годы Первой мировой войны.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

Пытаться описать словами красоту природного явления дело не благодарное. Видимо художники поэтому и взялись за кисть. А ввиду того, что Создатель таким даром наградил не многих, была придумана фотография…Ну дальше понятно.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
Концертный зал в Постойнской пещере

Да, да. Концертный зал. Говорят, что здесь какая-то обалденная акустика. Периодически в зале проходят концерты.

Если помните, после выхода из пещеры, планировалось «продолжение банкета» — посещение Предъямского замка. Во всяком случае, думал я, должна же быть какая-нибудь местная маршрутка от замка до пещеры. Увы, местные власти такой вариант не предусмотрели. Зато я вовремя пришел на станцию, с которой отправлялся в обратный путь. Да, чтобы не зря ружье с первого акта висело на стене. За поездку я истратил 45 евро. Экскурсия с гидом стоила 95 евро.

До возвращения домой оставалось два дня. В крайний день мы обычно обходимся без экскурсий. А другой свободный день решили посвятить Любляне – столице Словении. Об этом и будет крайняя статья.

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен