В предыдущей статье, посвященной Изоле и Коперу, я сетовал на определенные сложности при выборе маршрута очередной экскурсии. Казалось бы, в чём проблема? Покупаешь тур, садишься в автобус и едешь. Сложность была в том, что русскоязычную группу не могли набрать. Но не буду повторяться. А чтобы поехать самостоятельно и вернуться в этот же день, нужна подготовка. Главным образом определить кроки (своего рода чертёж, прим. автора) маршрута и изучить расписание общественного транспорта.

Из списка, предлагаемых экскурсий выбрал три: Цельский замок, Постойнская пещера и озеро Блед. Потратив час-полтора на изучение маршрутов, отказался от варианта Бледского озера. Ехать туда надо было с пересадкой в Любляне (и обратно тоже). В Словении транспорт достаточно пунктуален, но «закон подлости» никто не отменял. По причине жестких временных рамок (более 200 км в одну сторону на рейсовом автобусе – это часов пять) пришлось отказаться и от Цельского замка. Оставалась – пещера. а моей супруге постоянная температура в ней (+10), даже чисто теоретически, показалась не совсем комфортной. Поэтому очередной этап в путешествии по Словении, мне пришлось проходить в гордом одиночестве. Но зато мне стало известно, что посещение пещеры предполагает бонус – знакомство с ещё одним туристическим объектом, Предъямским замком.

Стоянка для туристических автобусов около Постойнской ямы
Стоянка для туристических автобусов около Постойнской ямы

Определив, с помощью молодого человека с ресепшена отеля, особенности маршрута Порторож — Постойна, изучив расписание автобусов и загрузив в рюкзак ветровку, бутылку воды и дождевик, я, как герой популярной телепередачи «Орел и решка» (в роли того, у которого — 100 долларов), отправился в путь. Справедливости ради надо признать, что от героя передачи я кое чем отличался.

  1. О ночлеге мне не нужно было заботиться, так как вечером я планировал вернуться в отель.
  2. Денег было несколько больше.
  3. А вот знания иностранных языков, в том числе и словенского, ограничивались скромным набором: здравствуйте, спасибо, где туалет? Причем, если первые два – добэр дан и хвала — были усвоены без труда, то третий – къе почивалишча – не оставил ничего, кроме надежды, что слова в некоторых из 48 диалектов словенского языка находятся ближе к самому распространенному названию этого места общего пользования.

И тем не менее – в путь. Должен предупредить, что рейсовые автобусы Словении, это нечто среднее между городскими и междугородними. Не каждый автобус, следующий по определенному маршруту, заезжает в тот или иной населенный пункт. Поэтому будет не лишним уточнить у водителя, совпадают ли ваши желания и его возможности. Мне повезло. Девушка-водитель подтвердила правильность моего выбора и пообещала высадить меня именно в Постойне – городке, рядом с которым и находится цель моей поездки.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

Оказалось, что самой простой частью маршрута был путь от Порторожа до городка Постойна, небольшого (около 9000 человек населения), но довольно-таки солидного по возрасту. Под немецким именем — Адельсберг — город известен с 1226 года. Постойна с 1369 г. Всего 70 км по хорошим дорогам, на хорошем автобусе, с несколькими остановками в небольших населенных пунктах… По времени чуть более двух часов пути, и я на месте.

Город Постойна, давший название Постойнской пещере
Город Постойна, давший название Постойнской пещере
Перекресток

Народу на улице практически не было. Но мне надо было узнать дальнейший маршрут. Ещё ранее убедившись в доброжелательности словенцев, в их готовности прийти на помощь, с вопросом о местонахождении «Ямы» я обратился к первому встречному аборигену, который на совершенно пустынной улице торговал плетеными корзинами. После непродолжительной беседы, к которой подключилась неведомо откуда взявшаяся этакая старушка Шапокляк, я понял, что вон там за церковью есть соответствующий указатель. Но прежде чем туда отправиться, уточните расписание автобусов. Последнее – совет от меня.

Действительно указатель был, но направлял он куда-то в безлюдную, и даже без автомобильную, местность. Пройдя в одиночестве километра полтора, уже за чертой города, я увидел и понял сразу все – автобусы и машины на стоянке, массу людей в очередях, замечательно оформленный вход в пещеру (выглядит он скорее, как вход в какое-нибудь культурно-спортивный комплекс) и весь антураж, который обычно создается около крупных туристических объектов. А подъезжают туристы с другой стороны города.

Короткая справка о Постойнской Яме

Не стану излишне перегружать статью информацией. Только самые необходимые сведения о «Яме». Это — система карстовых пещер общей протяженностью 20 570 м, в том числе 5 300 м. открытого для посещения туристами пространства. Кстати, самого большего в мире.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

Открыл и впервые, в XVII веке, описал эту, природой созданную, красоту словенский дворянин, ученый и писатель барон Янез Вайкард Вальвазор. С 1819 г. «Яма» открыта для посещения. Правда, несколько раньше, в 1818 г. предприимчивый местный житель Лука Чеч, разведав первые 300 метров пещеры, стал водить людей на экскурсии. Понятно, что небескорыстно. А когда это его предприятие прикрыли, он стал здесь первым гидом. Так что Остап Бендер, собирая в Пятигорске деньги на укрепление Провала не был первооткрывателем такого «сравнительно законного отъема денег у граждан». Конечно – шутка.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

В 1872 г. построена первая в мире «пещерная» железная дорога, по которой гиды толкали вагончики с туристами. В 1884 г. пещера была электрифицирована. А в начале XX века (представляете, как облегченно вздохнули гиды) к вагонам с туристами прицепили газовый локомотив, который в 1945 г. заменили на электрический.

Главный вход в комплекс Постойнска Яма: отель, рестораны, магазины, сувенирные лавки и прочее
Главный вход в комплекс Постойнска Яма: отель, рестораны, магазины, сувенирные лавки и прочее

Туристов было много, основная масса – организованная. Билеты им покупали гиды и никакой языковый барьер их не волновал. Мне же, с моим скромным запасом словенских слов, опять повезло. Женщина-кассир, вполне сносно изъясняясь на «великом и могучем», быстро растолковала алгоритм моих дальнейших действий.

Купить билет (20-25 евро), получить (за 2-3 евро) аудиогид (на русском языке), в случае надобности, взять в аренду какую-то теплую одежду и идти на пропускной пункт. Дальше я догадался сам. Ввиду того, что рядом со мной не оказалось русскоязычной группы, я пристроился к первой попавшийся, только с одной целью, понимать куда надо двигаться.

Важно! Во-первых, если вы активный фотограф, то не берите аудиогид. Передвигаться по пещере, любоваться её красотами, фотографировать и слушать текст, как-то привязанный к окружающему… У меня не получилось и минут через пять я это чудо техники отключил. И во-вторых, оказавшись в свободном полете, не бойтесь отстать от какой-то группы. Заблудиться в пещере нельзя, группы идут одна за другой и в одном направлении. А порядок выхода особо не регламентируется. Ничего страшного не произойдёт, если вы зайдете в пещеру с вьетнамцами, а выйдите из неё с китайцами.

После прохода через турникеты, туристы попадают в руки сопровождающих, которые довольно-таки организованно и быстро рассаживают их по лавках открытых вагончиков пещерной железной дороги. Из 5300 метров пещеры, относящихся к туристическим, часть придется преодолеть таким способом. Впечатление от поездки – это не лучшая часть экскурсии. Скорость – немаленькая, видимость – слабая, тоннели — узкие (так и хочется голову в плечи втянуть). Но время в пути – несколько минут.

Пещерная железная дорога
Вот здесь начинается пеший маршрут
Вот здесь начинается пеший маршрут
Природа — лучший художник
Природа — лучший художник

Неспешная прогулка по залам и галереям Постойнской пещеры, восхищение разумно и гармонично созданной системой подсветки, возможность делать красивые фото (о качестве речь не идет, здесь пещера для всех одинаковая), наконец, познавательная составляющая экскурсии – все это доступно лишь благодаря объединению природного чуда с многолетним трудом многих и многих людей. Я уже приводил цифры, характеризующие то, что путеводители называют главной достопримечательностью Словении. Пещеру.

Стоит взглянуть на них с такой точки зрения. Осваивать пещеру начали в 1818 году. В этом году – юбилей, 200 лет. За это время спелеологи освоили 20 километров. То есть если не учитывать военно-политические события, природные катаклизмы, мешавшие работать они осваивали один километр пещеры за десять лет. Не стоит даже обсуждать – много это или мало. Вот железная дорога. Вот залы, гроты, площадки, вроде бы скользкие, но обработанные специальным покрытием. Дорожки с перилами в опасных местах, мосты, вырубленные в скале ступени и пр. И это только видимая часть проделанной работы. Ещё — сложная схема подсветки, вентиляции, других систем жизнеобеспечения. Одним словом, можно только догадываться об объемах проделанной работы. Я специально говорю о заслугах людей перед тем как показать отдельные фрагменты этой подземной красоты.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

Фотографии подбирались с целью показать максимальное количество вариантов сталактитов и сталагмитов. Поэтому системы здесь нет. Хотел бы только обратить внимание на третью слева фотографию. Этот мост, соединяющий скалы, называют Русским. Он был построен в 1916 году русскими солдатами, попавшими в плен в годы Первой мировой войны.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера

Пытаться описать словами красоту природного явления дело не благодарное. Видимо художники поэтому и взялись за кисть. А ввиду того, что Создатель таким даром наградил не многих, была придумана фотография…Ну дальше понятно.

🌄 По Словении без гида: Постойнская пещера
Концертный зал в Постойнской пещере

Да, да. Концертный зал. Говорят, что здесь какая-то обалденная акустика. Периодически в зале проходят концерты.

Если помните, после выхода из пещеры, планировалось «продолжение банкета» — посещение Предъямского замка. Во всяком случае, думал я, должна же быть какая-нибудь местная маршрутка от замка до пещеры. Увы, местные власти такой вариант не предусмотрели. Зато я вовремя пришел на станцию, с которой отправлялся в обратный путь. Да, чтобы не зря ружье с первого акта висело на стене. За поездку я истратил 45 евро. Экскурсия с гидом стоила 95 евро.

До возвращения домой оставалось два дня. В крайний день мы обычно обходимся без экскурсий. А другой свободный день решили посвятить Любляне – столице Словении. Об этом и будет крайняя статья.

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен