Сразу хочу подчеркнуть, что не надо воспринимать название статьи буквально. Во-первых, я ни только не берусь рассказывать про все монастыри, но и не знаю сколько их. Во-вторых, говорить о Русском Севере в географическом или административно-территориальном смысле неправильно. Это скорее историко-культурное понятие, признаки которого сформировалось за долгие годы на территории разных областей России. В-третьих, знакомство с монастырями (по месту и времени) определялось ни моими пожеланиями, а маршрутом речного круиза Москва- Санкт-Петербург-Валаам-Москва. На плановых стоянках организаторы круиза предлагают туристам разные варианты экскурсий, в том числе и в монастыри. Вот о них и пойдет речь.
Но прежде всего, несколько слов о Калязинской колокольне. Еще одно отступление от заявленной темы. Это еще не север, а место на пути из Москвы, порта пяти морей, в том числе и по нашему маршруту. Ни один круизный теплоход, вышедший из Северного порта столицы, не может миновать бывшую колокольню (1800 г.) бывшего Никольского собора (1694 г.) бывшего Николо-Жабенского монастыря. Поэтому самое главное о ней. Высота над уровнем воды — 70 метров. В былые времена колокольня имела 12 колоколов, самый большой из которых (весом 1038 пудов) отлили в 1895 году на средства собора в честь восшествия на престол Николая II.
В 30-е годы прошлого века после строительства Угличской ГЭС и образования водохранилища значительная часть Калязина, в том числе и неразобранные монастырские и соборные постройки, оказались в зоне затопления. Колокольня была оставлена в качестве маяк. Существуют разные версии о принятии того решения, а также несколько легенд и правдивых историй, так или иначе связанных с колокольней и ее большим колоколом. Но это отдельная тема.
Кирилло-Белозерский монастырь
В конце XIV — начале XV вв. последователи Сергия Радонежского основали ряд новых монастырей, главным образом, в районах Русского Севера. В их числе Кирилло-Белозерский, ставший в последствии крупнейшим и богатейшим монастырем в России, центром духовной жизни региона.
Основан монастырь был в 1397 году монахом Кириллом Белозерским, который на берегу Сиверского озера вырыл пещеру, ставшую первым шагом в создании обители. Для сравнения, через полторы сотни лет в собственности монастыря насчитывалось 607 одних только деревень. А в первой половине XVIII века, ставшей апогеем в его развитие, монастырь был собственником 21 тысячи крестьян, проживавших в 16 уездах. Но вернемся к истокам.
Уже в начале XV века, Кирилло-Белозерская обитель стала центром большой группы монастырей, и активно способствовала процессу, получившему название «монастырская колонизация». В пределах 7-15 километров от этого центра обосновались Феропонтов, Горицкий, Воскресенский монастыри и Нило-Сорская пустынь. Трудно переоценить значение монастырей для освоения этих суровых и богатых районов, сравнительно недавно вошедших в состав Московского Княжества. Московские князья, понимая это, оказывали им всяческую поддержку. Более того, многие из правителей посещали обитель: великий князь Василий II Васильевич Темный, Государь всея Руси Василий III – отец Ивана IV Грозного, царь Петр I. Сам Иван Грозный особо почитал Кириллов монастырь, т.к. считал свое рождение связанным с ним. В 1528 году Василий III приезжал сюда с женой Еленой Глинской, чтобы молиться о появление наследника. Получилось, родился Иван.
Интересный факт! Развитие монастыря, проходившее в условиях конкурентной борьбы Москвы с Великим Новгородом, превратило его в крупный экономический центр и место, через которое проходили торговые пути к побережью Белого моря.
Ввиду того, что монастыри в ту пору выполняли еще и военные, оборонительные функции они вынуждены были создавать фортификационные сооружения. В 1600 год вокруг обители были построены первые каменные ограждения с башнями. В Смутное время, в 1612-1613 гг. защитники монастыря выдержали несколько нападений и осаду польских и литовских захватчиков.
В 1654-1658 гг. построенные новые стены превратили Кириллов монастырь в самую большую и мощную крепость России. Оценить это можно и сейчас.
Интересный факт! Однако с выходом России к Балтийскому морю и сокращением торговли через Архангельск, стала уменьшатся и экономическая роль монастыря. В 1764 году Екатерина Великая лишила его угодий и крестьян, и вскоре монастырская слобода была преобразована в город Кириллов, а крепость в городскую и уездную тюрьму.
В эти, не лучшие для бывшего монастыря, годы его ценности (иконы, старинные книги, церковная утварь из храмов обители) растаскивались всеми способами. Хорошо если цивилизованными для, столичных музеев. А часто просто варварскими. В 1924 году на территории монастыря создан Кирилло-Белозерский музей-заповедник, который спас храмы от разрушения в 30-е годы. Со временем он был дополнен экспонатами, привезенными из соседних деревень (мельница, деревянная церковь, иконы).
В монастыре сохранились и по мере возможности реставрируются более десятка культовых зданий, находящихся в ведении музея. Главный из них — Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского и игумена Кирилла Белозерского.
Воскресенский Горицкий монастырь
С точки зрения очередности знакомства участников круиза с монастырями, Воскресенский Горицкий должен оказаться в списке раньше, чем Кирилло-Белозерский. У села Горицы, на берегу реки Шекстны оборудована небольшая пристань. Буквально в двух шагах от нее расположен Горицкий женский монастырь. А до Кирилло-Белозерского надо еще ехать 7 км. Но с точки зрения возраста и статуса приоритет отдается последнему.
В 1544 году, который считается годом основания Воскресенского Горицкого женского монастыря, в селе Горицы на месте деревянных церквей была построена каменная Воскресенская церковь с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Заслуга основания обители принадлежит княгине Ефросинье Старицкой, вдове князя Андрея Старицкого, родного дяди Ивана Грозного. Имя этой женщины сохранилось в истории главным образом, ввиду ее борьбы с первым царем Всея Руси. В 1563 году она была сослана в ею же созданный монастырь, где и закончила свой жизненный путь при странных обстоятельствах.
Горицкую обитель называли «монастырем опальных княгинь». Кроме княгини Старицкой, здесь, в почетном заточении, в разные годы оказывались: княгиня Палецкая, жена брата Ивана IV, жены Ивана Грозного – Мария Нагая и Анна Колтовская, дочь Бориса Годунова – Ксения, Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II.
Интересный факт! Кроме «воспитания» царственных особ, монастырские насельницы занимались и обычной хозяйственностью деятельностью, расширением обители и совершенствованием инфраструктуры. Некоторые результаты их труда используются и по сей день.
На территории обители три каменные церкви (Воскресенская – 1544 г., Троицкая – 1821 г., Покровская – 1832 г.), много хозяйственных построек, монастырские стены, в которых находились жилые, гостиничные, больничные помещения, подвалы с ледниками. В
В монастыре был проведен водопровод, который работает до сих пор. За пределами монастырских стен была построена пристань, скотный двор и т.д. Дальнейшая судьба обители схожа с тем, что выпало на долю десятков, а то и сотен церквей, храмов, монастырей. В 1932 г. она был закрыта. За годы советской власти в помещениях и на территории монастыря были сельхозартель, гараж, правление совхоза. Кельи и другие подходящие помещения использовались как жилье. В Троицкой церкви размещался сельский дворец культуры. После войны часть помещений передали дому инвалидов.
Новейшая история монастыря началась в 1990 году, с реставрации храмов. Осенью 1999 года монастырь объявлен действующим. Сейчас там живут 10-20 насельниц. И постоянно увеличивается поток паломников и туристов. Продолжение моего путешествия читайте во второй части нашего повествования.