«Все познается в сравнении» – считал известный французский философ Рене Декарт. И с этим трудно не согласится. Каждый здравомыслящий человек, не вникая в философские тонкости, так или иначе участвует в этом процессе. Вот и сейчас. Где Декарт, а где общественный транспорт Будапешта? Но, побывав в нескольких европейских странах в качестве обычного (неорганизованного, т.е. перемещающегося по стране без помощи гида) туриста, могу утверждать, что общественный транспорт Будапешта, его история и современность достойны особого внимания.
Этот вывод основывается на впечатлениях обычного пассажира, который вольно или не вольно сравнил эту важнейшую частью инфраструктуры мегаполиса в Будапеште с ее аналогами в некоторых других городах. Конечно дополнительно пришлось поискать и специальную информацию.
Общественный транспорт столицы Венгрии
Вряд ли сможет поставит в тупик любого горожанина просьба перечислить известные виды общественного транспорта. Вероятно, что в первую очередь названы будут транспортные средства, имеющиеся в данном городе. А вот о том, чем не может похвастать малая родина, не стыдно и забыть. Для жителей столицы Венгрии такой избирательный подход – неприемлем.
Статья по теме: Первый день в Будапеште или у каждого свой эсперанто…
В обеспечении жизнедеятельности почти трехмиллионной будапештской агломерации участвуют практически все современные виды общественного транспорта (ну, может быть, за исключением гондол и рикш). Мало того, у каждого из них есть своя изюминка. Поэтому, ограничившись лишь некоторой, необходимой технической информацией, постараюсь остановиться именно на особенностях и любопытных деталях.
Наземный транспорт
Даже только тех городов, в которых мне посчастливилось побывать, достаточно, чтобы сделать вывод – наземный транспорт еще не скоро перейдет в разряд аутсайдеров. В Будапеште он представлен такими видами:
- Такси. Здесь все просто, не пользовался – не знаю. Но отзывы о венгерских таксистах не самые лестные. Впрочем, диалектическое противостояние водителей такси и их клиентов – тема для отдельного разговора.
- Троллейбус. Уже по другой причине (наши пути не пересекались) пользоваться услугами троллейбуса не пришлось. Да и место этого транспортного средства в общегородской системе – скромное. Сеть троллейбусного сообщения существует с 21 декабря 1949 года. Такая точность не случайна. Открытие совпало с 70-летием И.В.Сталина. В связи с этим первый троллейбусный маршрут получил № 70 (остальные соответственно). Любопытно, что, даже после всех антисоциалистических преобразований в стране, нумерация троллейбусных маршрутов не изменилась.
- Автобус. Этот вид общественного транспорта в Будапеште наиболее популярен и востребован. В столице Венгрии порядка 200 автобусных маршрутов. Два автовокзала (по мнение некоторых источников четыре – еще стоянки у моста Арпад и площади Етеле) обеспечивают связь близлежащих населенных пунктов с мегаполисом.
Для удовлетворения потребностей туристической индустрии выделена целая когорта «веселых» туристических автобусов. Одним словом, автобусный парк города не простаивает.
Вынужден покаяться. Почему-то, при многочисленности этих машин на улицах города, ни одного сносного кадра с ними не сделал. Вот только синий (городской) автобус в общем потоке.
Несмотря на автомобильные пробки, которыми страдает и Будапешт, водители автобусов каким-то невероятным способом четко выдерживают расписание движения. Информация о нем, имеющаяся на каждой остановке – истина в последней инстанции. Излишним говорить, что весь общественный транспорт оборудован кондиционерами.
На какие только ухищрения и использование технических ноу хау не идут предприимчивые люди, чтобы и город свой прославить, и туристам сделать приятное, и себе копейку (ну в смысле форинт) заработать. За каких-то 7.500 форинтов в течении двух часов можно поучаствовать в обзорной экскурсии на «земноводном» автобусе. Если точнее, то на автобусе-амфибии. Начинается экскурсия около Академии наук на площади Сечени Иштвана. И проводится 3-4 раза в день.
- Трамвай. Особый интерес у туристов вызывает будапештский трамвай. Даже правильнее сказать трамваи. Именно во множительном числе. Ну а если совсем точно, то целая трамвайная система, которая включает в себя 157 километров путей, 26 основных и 7 дополнительных линий, 3700 метров зубчатой дороги, три разновидности трамваев, в том числе с самый длинный в мире. По человекоперевозкам она уступает только Будапештскому автобусу.
Трамвай, как вид общественного транспорта, появившийся в Будапеште в 1866 году, смог сохранить свое главное предназначение, став одновременно, интереснейшей достопримечательностью города. Знатоки истории трамвая смогут ответить на вопрос о причинах такого трепетного отношения городских властей именно к этому виду транспорта. Даже если это результат, говоря современным языком, лоббирования интересов трамвайных компаний, то хорошо бы и у нас что-нибудь так пролоббировать.
А результат такой. Редко кто, увидев впервые будапештский трамвай – самый длинный в мире, останется равнодушным. Ну как минимум, захочет воспользоваться услугой такого транспортного средства. В одной из статей, опубликованной на нашем сайте, я рассказывал об этом рекордсмене. Напомню, длина трамвая 53,9 метров. Но это, как оказалось, еще не предел. С 1 марта 2019 года, после трехлетних испытаний и тестирования к регулярной эксплуатации был допущен новый «рекордсмен» – трамвай длиной в 55,9 метров. К концу года на будапештских улицах появится еще 10 таких «чудес света».
Кроме «длинного» трамвая очень востребованным оказался появившийся в Будапеште в конце 2015 году трамвай №19. Такой же, но короче – пятисекционный (34,2 метра). Его маршрут проходит вдоль набережной на Будайской стороне Дуная. Очень удобно для туристов, желающих познакомиться с этой частью города.
Наконец, самая маленькая, но авторитетная линия – маршрут трамвая № 2, который проходит, как и у № 19, по набережной, но с Пештской стороны. Здесь работают маленькие, старые (произведенные в 1967-1978 гг.), хорошо отреставрированные вагоны, с дверями на обе стороны (как в метро). Маршрут назвать трамвайным можно лишь с оговоркой. Это нечто среднее между метро неглубокого залегания и обычным трамваем, который двигается над основной проезжей частью. Переход с одного уровня на другой плавный, осуществляется без каких-нибудь технических хитростей.
5. Метрополитен. Даже если бы в Будапеште не было никаких других достопримечательностей кроме метро, местные гиды не остались бы безработными. Не особо большое, не очень активно развивающееся, без особых изысков в отделке, будапештское метро, занимает особое место в истории этого вида общественного транспорта. Построенное в 1896 году, оно стало первым на континентальной части Европы (первенство принадлежит Лондону). А вот в использовании электрической тяги в подземке венгерские метростроители стали первооткрывателями в мире.
Метрополитен Будапешта – это 52 станции и почти 40 км путей. Все это хозяйство делится на две части. Первая из них – желтая историческая линия, неглубокого залегания, проходящая почти на всем протяжении под проспектом Андроши – главной улице города. Открыта 3 мая 1896 года, в день празднования венграми Миллениума – тысячелетия обретения родины. Торжественные мероприятия проходили в присутствии императора Австро-Венгрии Франца Иосифа и новое техническое сооружение назвали «Электрическая подземная дорога Франца Иосифа». Название еще долго сохранялось Остальные три ветки, вторая часть метро, имеют вид, близкий к современным станциям московской подземки. Многие из них были построены с помощью СССР. До недавнего времени здесь работали сине-белые вагоны Мытищенского завода.
6. Фуникулер. Не просто классифицировать, но все же логично отнести к наземному транспорту, знаменитый фуникулер Будайского замка. К нему подходят все возможные варианты использования определительного местоимения – самый. Фуникулер Шикло – самый старый, из действующих сегодня, фуникулеров в мире. Он имеет самый короткий маршрут (за 100 м пути он поднимает пассажиров на высоту 48 м.). У него самый маленький временной интервал для перемещения от начальной остановки до конечной – около одной минуты. Это самый дорогой вид общественного транспорта в Будапеште – 1300 форинтов в одну сторону. Наконец, он самый консервативный. Почти все основные детали (за исключением двигателя) не меняли с момента создания (1870 г.)
Водный транспорт
Водный транспорт в Будапеште представлен речным трамвайчиком. Это самый молодой вид общественного транспорта. Он появился в июле 2012 года. По трем разработанным маршрутам ежедневно 7 дней в неделю, с 6.00 до 20.00 курсируют 10 судов, делая остановки у причалов, оборудованных на обоих берегах Дуная. Их порядка 20 и располагаются они с учетом туристических пристрастий, в местах наибольшей концентрации достопримечательностей. Можно, сойдя на берег у одного из причалов, через некоторое время продолжить прогулку на следующем судне. Стоимость билета – 750 форинтов. Конечно же, главным образом прогулки на речном трамвайчике носят развлекательно-увеселительный характер.
Железнодорожный транспорт
Конечно речь идет о частичном использовании мощностей железнодорожного транспорта для регулярной перевозки жителей будапештской агломерации. Впрочем, здесь Будапешт не оригинален. В городе три железнодорожных вокзала – Западный, Восточный и Южный и большое количество подвижного состава, произведенного в разных странах и поставленного на рельсы в разные годы. Некоторые из них заслужили имена собственные. Например, Зеленая электричка, соединяющая окраину Будапешта с небольшим городком Гёдёллё, где находится замок – бывшая резиденция императора Франца Иосифа.
А в завершение, в качестве бонуса тем, кто дочитал статью до конца такой вот фотоколлаж. Венгрия не ходит, Венгрия бежит, или, в крайнем случае едет. На всем, что в своей основе имеет колесо. Тоже ведь средство передвижения.
Александр Александрович! Ваши обзоры как всегда “на высоте”! Ждем продолжения серии репортажей о Венгрии!
Спасибо, передам Александру Александровичу. С уважением, Александр Анатольевич.
Очень интересная и познавательная статья