История человечества, его культура, экономика, политика, словом все, от семейно-бытовых отношений и до проблем государственного, континентального масштаба тесно связаны с религией. Ни одна ее разновидность, будь то, любая из основных авраамических (иудейство, христианство, мусульманство) или какая-либо менее распространенная, не содержат в своем вероучении откровенных призывов к насилию и войнам. В тоже время в истории не счесть примеров, когда церковь провоцировала военные столкновения, прикрывая свои меркантильные интересы циничными рассуждениями о служении правому делу.
На греческом полуострове Пелопоннес, вблизи с городком Эпидавр, сохранилось святилище Эскулапа. Это своеобразный музей, часть экспозиции которого статуи древних греческих и римских богов с отколотыми головами. Таким образом первые христиане выражали свое отношение к древним Богам. Эта небольшая иллюстрация характеризует не только первых поборников Христа, но и является ярким примером «перехода» жителей того или иного региона от одного бога в лоно церкви, исповедующие другие духовные ценности. Сознательно выделив кавычками слово «переход», хочу подчеркнуть, что эти процессы проходили сложно. Нередко добиться результата удавалось только «огнем и мечом», а совсем не молитвой.
Очень часто смена религиозных приоритетов сопровождалась уничтожением священных реликвий, сносом, перестройкой, в лучшем случае, частичной реконструкцией святилищ и храмов, церквей и мечетей. Это не могло не сказаться на архитектурных особенностях и некоторой «необычности» отдельных культовых зданий и сооружений.
Другой причиной отступления зодчих уникальных церквей, храмов или часовен от архитектурных канонов тех лет, была вынужденная необходимость строительства именно в зонах нарушения географического ландшафта (на труднодоступных островах и архипелагах, в ущельях, на горных склонах) и других, казалось бы, неудачных местах. По приданию, эти места подсказаны каким-то неординарным явлением, событием, чудесным провидением.
Список культовых зданий, о которых пойдет речь в статье, будет достаточно скромным и в него не попадут ни многострадальный Собор Парижской Богоматери, ни величественный мавзолей-мечеть Тадж-Махал, ни Собор Святого Петра в Ватикане. Это – не их формат.
Кафедральный собор Святой Марии Валенсии
Главный храм и символ Валенсии – столицы одноименной провинции, третьего по числу жителей города Испании – результат созидательной деятельности и человеческого варварства одновременно. Если попросту, то каждый народ, племя, государство, владеющие за два с лишним тысячелетия землей Валенсии, считали своим долгом снести культовое сооружение предшественников и именно на этом же месте построить свое (в крайнем случае что-нибудь пристроить).
Статья по теме: Валенсия — извечная дилемма любого туриста, отравляющегося в апельсиновый рай
Храм Дианы – богини плодородия, флоры и фауны, принадлежавший сначала римлянам, а затем вестготам, разрушили арабы. А на его фундаменте возвели мечеть. Мусульманскую святыню уничтожили испанцы, пришедшие на смену маврам. Они в 1262 г. заложили здесь храм Святой Марии, строительство которого продолжалось до 1356 г. Потом, вплоть до XVIII века храм активно достраивали, перестраивали, реконструировали. Даже поверхностное знакомство с собором, в архитектуре и интерьере которого переплелись романский стиль, французская готика, ренессанс, барокко и неоклассицизм потребовало много драгоценного туристического времени. Даже простой визуальный осмотр деталей храма, оставляет неизгладимое впечатление от увиденного:
- три главных входа в храм выполнены в разных стилях: основной, украшенный шикарной кованной дверью, в стиле барокко, апостольский вход – в готическом, и третий, ведущий к археологическому музею, в романском;
- 63-метровая колокольня Кафедрального собора носит мужское имя Мигель, получив его от названия главного колокола. Внутри сооружения, всего за какие 2 евро, можно преодолев 207 ступенек, оказаться на смотровой площадке;
- на фасаде собора, правее апостольского входа расположены старинные солнечные часы;
- любимое место людей с фотокамерами – арка Барчилья, соединяющая здание собора с дворцом епископа.
Не думаю, что нынешний вид храма оскорбляет чувства современных мусульман. Равно как и судьба многих мечетей и минаретов, сохранившихся на территориях, некогда принадлежавших блистательной Порте.
Статья по теме: Необычные музеи для любознательных туристов
Крит – Ретимно – вчера и сегодня
Метаморфозы, происходившими с культовыми зданиями Крита – точный сколок исторического пути острова. Сегодня на территории периферийной единицы Ретимно насчитывается 30 монастырей и 300 церквей. Большинство, конечно, недавно построенные. Отдельные сохранились, несмотря на неоднократную смену господствующей в регионе религии. Многие культовые сооружения, как собор в крепости Фортецца, пережили превращение из христианской святыни в мусульманскую и наоборот.
В этом плане показательной стала судьба одного из культовых комплексов, известного как Нерантзе (можно встретить Нерадже, Нерадзе). Кстати, такое разночтение, как и в названии Ретимно (Ретимнон, Рефимно) объясняется особенностям произношения звуков некоторых букв греческого алфавит.
Церковь Богоматери (Санта-Мария), принадлежала в период господства Венеции ордену августинцев. После прихода османов, ее в 1657 году преобразовали в мечеть Гази Хусейна, где позже открыли медресе, а в 1890 году дополнили минаретом. В 1925 году здание вернулось христианской церкви и было освещено как храм Святого Николая. Но по прямому назначению помещение с тех пор практически не использовали.
В начале светского периода в истории комплекса здесь разместили музыкальную школу, которую позже расширили до консерватории. Кроме того, в здании с хорошей акустикой проводятся концерты и театральные представления. Хотя внешне, для рядового туриста – это несколько необычный храмовый комплекс, принадлежащий какой-то конфессии. А какой именно? Этот вопрос попадает в разряд риторических.
Православные церкви под игом османов
Почти 400-летний период Османского господства на Балканах и Средиземноморье не мог ни оставить следа на всех сторонах жизни региона. Известно, что завоевание Константинополя в 1453 г. и переименование его в Стамбул не было заключительным аккордом в распаде Византии. Не стало это и победой Блистательной Порты над народами, исповедующими христианство. Например, Греция окончательно завоеванной была признана в 1669 году, после падения Крита.
Христианская церковь, будучи идейным вдохновителем борьбы против турецких властей, всегда оставалась объектом для нападок и гонений с их стороны. Туристы, побывавшие в Болгарии, могли убедиться, что многие, даже частично сохранившиеся храмы отличаются от традиционных православных церквей какой-то излишней скромностью. Отдельные даже не видны с главных улиц.
Объяснение – простое. Турки, разрешая строительство новых храмов (совсем запретить не могли), выдвигали особые, порой унизительные, условия. Запрещали богатое внешнее оформление и внутреннее убранство. Требовали строительства второго яруса в помещении храма, для женщин. Иногда ограничивали высоту храма издевательской формулой – «турок на коне плюс голова».
Строители вынуждены были искать компромиссные варианты. Например, строить здание в котловане, предлагать отделку более дешевыми материалами.
Монастырь святого Георгия Победоносца
Монастырь святого Георгия, расположенный на о. Крит возле ущелья Селинари – пример зарождения святой обители не спонтанно, а по наитию, на месте, где родосский монах Николас обнаружил светящуюся икону Георгия Победоносца. Построив на скале небольшую церковь для святого образа, он остался жить отшельником в пещере. Со временем, здесь, на моленном месте, была построена церковь и основана мужская обитель, одна из самых значимых для жителей острова и паломников, массово посещающих эти места.
Мужской монастырь – действующий, относится к Греческой православной церкви. Несмотря на скромный размер, обитель всегда полна людьми. Через ущелье, вдоль морского побережья пролегает Новая национальная дорога, над которой как бы нависают встроенные в гору монастырские здания. Имеется площадка для парковки, но небольшая. Все же у островитян, несмотря на высокую интенсивность движения считается плохим знаком, проезжая Селинари, не остановиться под сенью ее деревьев хотя бы на минутку. Традиция эта имеет давнюю историю — когда-то путешественники делали здесь привал, чтобы дать отдохнуть животным перед утомительным переходом через ущелье и помолиться об удачной дороге. Да и само ущелье достойно того, чтобы полюбоваться им некоторое время.
Пещерная церковь ордена паулинов
Богатая на достопримечательности столица Венгрии, кроме прочего, предоставляет туристам возможность познакомиться с необычной церковью, вырубленной в горе Геллерт и выходящей фасадом на набережную Дуная. Церковь монастыря монашеского ордена паулинов (ордена Святого Павла Отшельника) сравнительно молодая (1932-34 г.), чего не скажешь об ордене, основанном в1263 году на территории Венгрии. Он объединил в своих рядах монахов, разделявших идеалы отшельнического образа жизни, свойственные первым христианам.
Церковь связана с именем святого Ивана – отшельника и врачевателя, жившего в пещере. Это одно из ответвлений в холме Геллерта и стало основой храма. 17 лет в качестве обители ордена, 1951-1989 гг. – пещера-церковь с замурованным входом, с 1992 – возрожденный действующий храм. Такова короткая история необычного культового сооружения, который лучше увидеть, хотя бы на фотографиях.
Представленные в статье культовые здания попали в нее по двум основаниям. Во-первых, я их видел лично и рекомендую, будет возможность – посетите эти места. А во-вторых, это лишь малая часть, и есть возможность продолжить список.
Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора
После убогой архитектуры наших городов глаз останавливался на каждом фото.Спасибо автору за такой интересный экскурс!