Сначала о первой части названия статьи. Почему музеи во множественном числе? Здесь стоит вспомнить про «палку о двух концах». С одной стороны, их несколько и хотя они находятся в разных странах, экспозиции у них во многом схожие. А с другой стороны, не так уж много мест, которые могут похвастать наличием такого музея. Их число не сравнишь с количеством городов, где работают, например, краеведческие или зоологические музеи. Поэтому невольно придется проводить какие-то сравнения. Словом, речь пойдет о нескольких музеях, посвятивших свои экспозиции истории, производству и культуре употребления одного продукта.

Из истории водки

Вообще специалисты рассматривают «водку» в трех ипостасях:

  • как историю происхождение самого слова;
  • как происхождение конкретного современного напитка с таким названием;
  • как процесс выработки технологии производства.

История происхождения слова «водка» вызывает непрекращающиеся споры у этимологов. Одни находят корни его происхождения в польских словах «wodko» — «водичка», «маленькая вода». Другие   указывают на происхождение этого польского слова от русского «водка – водичка» старорусского периода.

Название водка к конкретному напитку в современном понимании стало применяться в XIX веке. До этого использовались «хлебное вино», «горячее вино», «зелено-вино». Еще в XVIII веке водками называли напитки, настоянные для придания цвета и аромата на различных ягодах, фруктах, травах. Чистую же водку называли вином. В 1978 году Польша начала компанию, имеющую целью доказать ее исключительное право на использование бренда «водка». С этой целью она обратилась в международный арбитражный суд с соответствующем иском. В 1982 году в удовлетворении иска Польше было отказано.  

Технология производства водки тоже имеет свою историю. Еще в конце XIX водку производили не путем смешивания ректифицированного спирта с водой до нужной концентрации, как сейчас, а дистилляцией как виски, самогон, ром, другие крепкие напитки. Водку из хлебного спирта на Руси делать начале на рубеже XV-XVI веков в монастырях, рассматривая ее, в первую очередь, как лекарственное средство. В некоторых источниках можно встретить более конкретные сведения – 10 октября 1503 года монахи Чудового монастыря (то есть на территории Кремля) впервые изготовили хлебную водку. В дальнейшем для производства «хлебного вина» используется только пшеница, рожь и картофель.

Оставив ученым, историкам и специалистам в области винокурения, их многолетние споры о первенстве происхождения и правильности производства водки, примем за истину в последней инстанции решение международного арбитражного суда от 1982 г. Оно закрепилось в слогане «Только водка из России есть настоящая русская водка».

Музеи водки в России

Город Углич, Ярославская область. Самый первый и самый известный водочный «паноптикум» под названием «История русской водки» был открыт в 1998 году в старинном городе Углич. Говоря о причинах его создания именно здесь основатели и администрация музея допускают некоторую неточность. Знаменитый уроженец Ярославской земли, водочный король России, неоднократный победитель мировых выставок, поставщик двора Его императорского Величества и королевских дворов Италии, Испании и Норвегии, Петр Арсеньевич Смирнов родился в 1831 году в семье крепостных крестьян, в ныне несуществующей деревне Каюрово, Мышкинского уезда. Угличский уезд – соседний. Но для музея – это простительная ошибка. Музей условно можно разделить на четыре части:

Смирнов П.А.
Смирнов П.А.
  1. Это инструменты, приспособления, емкости, корчаги, самогонные аппараты, которые в разные годы использовали при производстве «хлебного вина». Есть даже самая первая машина по разливу алкогольной продукции по бутылкам. Представлена большая коллекция этикеток, бутылок, графинов, штофов, шкаликов, лафитников (самый старый артефакт — 1812 года).
  2. Значительная часть экспозиции посвящена П.А. Смирнову и его предпринимательской деятельности. Известно, что Петр Смирнов начал свою трудовую деятельность приказчиком в лавке своего отца, а в 1861 году, получив наследство, стал купцом третьей гильдии. Не только торговля, а в большей степени, производство стало делом всей жизни Петра Арсеньевича. В 1867 году он покупает дом на углу   Пятницкой и Чугунного моста и создает цех по производству алкогольной продукции. Если в цехе изначально работало 9 человек, то к 1871году штат увеличился до сотни рабочих. В 1873 году Смирнов, с риском и элементом авантюризма оправляет свою водку на международную выставку в Вену и получает медаль и диплом. Первые, но далеко не последние.
AliExpress WW

С 1886 года Смирной П.А. становится поставщиком двора его императорского величества, что являлось в те годы, высшей оценкой качества продукции. Об этом и о дальнейших этапах развития производственно-предпринимательской деятельности водочного короля России рассказывает экспозиция музея. Здесь же представлены копии многочисленных документов, свидетельств и почетных дипломов и т.д.

  • Большой интерес у посетителей музея вызывает коллекция водок, производимых в разное время и в разных местах. Всего в экспозиции представлена продукция 96 российских и советских заводов. Особое внимание уделено предприятиям с многолетней историей, проработавшим 100 и более лет. Порядка 1000 сортов водки экспонируются по региональному принципу. На отдельных стендах представлены образцы крепких напитков, производимых на зарубежных предприятиях и попавшие в музей в качестве подарков. Посетители надолго задерживаются перед экзотическими экземплярами со скорпионами, змеями и прочими гадами внутри бутылки.
  • Посетителям музея администрация предоставляет возможность продегустировать несколько сортов водки, а понравившиеся сорта приобрести магазинчике при музее. Вообще деятельность музея, как и планировалось изначально, имеет целью не рекламу водочной продукции, а знакомство гостей с культурой пития и грамотным отношением к употреблению спиртных напитков. Не зря на видном месте в музее разместили копию восьмикилограммовой медали «За пьянство», учрежденной Петром для злоупотребляющих

Город Мышкин. Ярославская область. Как уже отмечалось, два уездных центра — Мышкин и Углич, позиционируют себя как место рождения водочного короля России П. А. Смирнова и на этом основании создали похожие по содержанию музеи. Не знаю как организаторы договаривались, но все же смогли в определенной мере   разграничить свои позиции. Угличский музей «Истории русской водки» представляет заявленную тему в более широком аспекте, чем история одной семьи Смирновых. При том, что значительная часть экспозиции посвящена именно ее роли в развитии отечественного винокурного дела.

Статья по теме: Город Мышкин: большая история маленького поселения на Волге

Что касается Мышкина, родного уезда Смирновых, то создатели музея главный упор сделали на жизнеописании знаменитого земляка. Собрав его личные вещи, утварь  и предметы быта тех лет, документы, свидетельствующие о каких-то важных событиях в жизни Петра Арсеньевича  и его потомках, они назвали  «Музей  Петра Смирнова». Водочная часть экспозиции не выходит за рамки возникновения и существования лучшего российского бренда «хлебного вина». Кроме того, мышкинцы больше места в музеи отвели потомкам и наследникам родоначальника «Смирновской».   

Деревня     Верхние Мандроги. Дегустационный зал
Деревня Верхние Мандроги. Дегустационный зал

 Деревня Верхние Мандроги. Ленинградская область.  В 1996 годуна берегу реки Свирь в Ленинградской области группой предпринимателей была восстановлена, а по большей части создана вновь, туристическая деревня Верхние Мандроги. Подробно о ней можно узнать на нашем сайте. В данный момент она нас интересует как место, где находится еще один Музей водки. По сравнению с другими аналогичными музеями (об это чуть позже) он уже пожилой, существует почти 20 лет. Впечатляет коллекция, собранная организаторами – более 3.500 экземпляров со всех концов света. Одним из методов ее пополнения была и остается практика обмена с туристами привезенной бутылки на хорошую водку местного производства.

Статья по теме: Деревня Мандроги – лесная сказка

Туристам и живущим в деревне по несколько дней, и прибывающим на круизных теплоходах, предлагается не просто знакомство с экспозицией, а и участие в лекции-дегустации «История водки и правила пития». 

В последние годы, еще в нескольких городах появились ликеро-водочные «паноптикумы» аналогичные уже названным.  В виду того, что побывать там еще не пришлось, ограничусь только их перечислением:

Город Смоленск. Музей русской водки. Организован в 2003 году ОАО «Бахус»

Село Николаевка Самарская область. Народный музей водки создан в 1998 году на основе частной коллекции Василия Алексеевича Огольцова.

Город Тюмень. Музей истории сибирского винокурения создан в июле 2008 года на территории завода «Бенат».

Город Санкт-Петербург. Музей русской водки открылся 10 октября 2008 г в трех форматах – музей, ресторан, рюмочная.

Москва, если уж не оказалась родоначальницей движения за историческую правду российского винокурения и потребления «хлебного вина», решила наверстать упущенное количеством. В начале октября 2006 году на базе отремонтированных таможенных складов московского ЛВЗ «Кристалл» открыт Национальный музей русской водки. А к 500-летию крепкого пьянящего исконно русского напитка в Измайловском кремле был открыт Музей истории водки.

Справедливости ради отмечу, что небольшие, главным образом частные, музеи водки есть в некоторых городах ближнего (Харьков, Рига) и дальнего (Амстердам, Стокгольм) зарубежья.

«Столовое вино №21» в названии статьи тоже имеет двоякую задачу. С одной стороны, показать один из лучших сортов водки П.А. Смирнова, а значит в истории России. А с другой напомнить, что – это многострадальный бренд, за возрождение которого в 90-е год боролись потомки Петра Арсеньевича. И это тоже история русской водки.

Бытует устойчивое, хотя и неоднократно опровергнутое, мнение о склонности русских к пьянству. На самом деле, в основе такой точки зрения, не количество употребляемого алкоголя, а отсутствие, особенно в советские годы, цивилизованных условий для этого. Только в последние годы стали серьезно обсуждаться вопросы «культуры употребления и правил пития». Даже музеи, о которых идет речь, появившиеся в конце девяностых- начале нулевых, рассматривались как экзотика.  Большинство и до сих пор существуют благодаря частным коллекциям и средствам отдельных предпринимателей. 

Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен