Проводить сравнение православных монастырей по каким-то показателям или даже общепринятым критериям, я не осмелюсь. Это прерогатива людей воцерковленных или священнослужителей из соответствующих структур Русской православной церкви. А вот наблюдая со стороны, не сложно прийти к такому выводу – популярность той или иной обители, в значительной степени, зависит от отношения к ней со стороны власть предержащих. Сейчас еще и от СМИ.
В 20 километрах от Москвы тех лет или буквально в нескольких километрах от сегодняшней МКАД, на территории г. Дзержинский, размещается Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Образованный в 1380 году, он с начала 1990-х гг., после вынужденного перерыва в советский период, вновь стал действующим. Судя по статусу, обитель находится на особом счету у Патриархата РПЦ. Среди почти 800 православных монастырей ставропигиальных, т.е. подчиняющихся непосредственно Патриарху, всего 28.
Попасть в обитель можно, доехав на автобусе или маршрутке от станции метро Кузьминки до площади Святителя Николая, д.1. в городе Дзержинский. Но почему-то монастырь не особо посещаемое место. Я побывал там дважды. Но вот, больших групп туристов и паломников оба раза не увидел. Откровенно говоря, мы с супругой и сами-то, посетив многие культовые места в Московской и соседних областях, совершенно случайно узнали о существовании монастыря. Хотя живем на расстоянии менее 20 километров от г. Дзержинский . Не мне судить, но видимо люди, ответственные за связи с общественностью не дорабатывают.
Монастырь основан в 1380 году князем Дмитрием Донским. По приданию, войско, направляющееся на Куликово поле, остановилось для отдыха на месте будущего монастыря. Великому князю было ведение иконы Святителя Николая Чудотворца, что еще сильнее укрепило его уверенность в успехе предстоящей битвы. После победы русского войска, Дмитрий Донской повелел заложить монастырь на месте слияния рек Москва и Угреша.
Статья по теме: Православные монастыри русского севера.
Интересная ситуация с названием монастыря. Если его первая часть ни в каком объяснении не нуждается, то в отношении второй до сих пор единства не существует. Историки, филологи, специалисты по топонимике предлагают и обосновывают несколько версий. От финно-угорского происхождения слова «Угреша» до существования на этом месте слободы с похожим названием. Некоторые приписывают Дмитрию Донскому фразу, сказанную об иконе, согревшей (угреша) ему сердце. Это слово стало названием местности, на которой основали монастырь. Бытует мнение о речке Угреши, которая в этом месте впадала в Москва-реку. Правда не понятно, есть ли она сейчас. В любом случае, монастырь «Николы на Угреше» упоминался еще в летописях XV-XVI веков.
При знакомстве с историей православных монастырей России невольно ловишь себя на мысли – что-то об этом я уже слышал…Но это, не состояние дежавю. Действительно, очень многое из жизни одной обители, как скопированное можно увидеть в истории других. Причина в том, что они играли заметную роль (не всегда положительную) в экономической, культурной, иногда и политической жизни страны. Соответственно и события, происходящие в стране, не могли не коснуться этих поборников православия.
За более, чем 600-летнее существование Николо-Угрешский монастырь неоднократно подвергался нападениям и разрушениям. Особенно страшным был пожар 1521 года, виновниками которого стали полчища хана Мехмед Гирея. Но монастырь всегда и сравнительно быстро восстанавливался. Всяческую поддержку ему оказывали царствующие особы, Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Неоднократно здесь бывал Петр I. Посещали эти места и Патриархи Всея Руси.
Статья по теме: Экскурсия в Оптину Пустынь.
Забегая вперед, надо признать, что период борьбы с «опиумом для народа» дался монастырю нелегко. Его насельников объединили в «Николо-Угрешскую трудовую общину», на территории обители под эгидой Наркомфина была образована детская колония, затем преобразованная в трудовую коммуну. В 1925 году – монастырь был закрыт, а 1940 году разрушен старейший, Никольский храм. Освободившуюся недвижимость городские власти использовали для многих целей. В разные годы здесь размещались школа, детская поликлиника, производственные мастерские, городской рынок, станция скорой помощи, коммунальные квартиры. В 1990 г. территория и сохранившиеся строения были возвращены РПЦ.
Даже не стоит говорить, в каком виде вернулся монастырь в лоно церкви. В качестве иллюстрации – две фотографии с видом Спасо-Преображенского собора (без комментариев). Правда некоторые восстановительные работы начались еще в 70-х гг.
Вынужден нарушить обозначенное в начале статьи ограничение. За последние несколько лет мне удалось увидеть десятка полтора монастырских комплексов, которые находились в состоянии реставрации. Николо-Угрешская обитель – вот образец реставрационной работы. Зная, что подавляющее большинство строений относятся к XVIII-XIX векам, все равно сомневаешься – может это «новодел».
Сегодня на монастырской территории насчитывается более 20 объектов, в том числе 9 церквей. Русские православные монастыри, наряду с религиозными, культурными, хозяйственными функциями традиционно выполняли и оборонительные задачи. Не миновала сия чаша и Николо-Угрешскую обитель. Монголо-татарские орды, литовцы, французы не раз пытались проверить ее оборонительные возможности. Поэтому стены монастыря не просто ограда, а серьезное фортификационное сооружение, включающее в себя 16 башен и 8 ворот с соответствующими элементами. По мере расширения территории Москвы, значение оборонительных возможностей подмосковных «крепостей» уменьшалось. Менялись и стены.
Статья по теме: Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде
Современный вид они приобрели к 1866 году. Основная часть периметра – это классические крепостные стены с разнообразными башнями, оборудованными машикулями и зубцами. Второй частью, меньшей по длине, построенной по инициативе настоятеля монастыря Пимена Угрешского является «Иерусалимская стена». Она изображает древний город в условных иконописных формах.
Главный вход в обитель со стороны площади Святителя Николая – Святые ворота с надвратной башней, построенные в XVII веке – ведет на широкий монастырский двор. Перед посетителями открывается вид из выстроившихся, как на параде, основных объектов монастырского ансамбля.
В первую очередь это главный, Спасо-Преображенский собор. По величине из всех храмов Москвы и Московской области он уступает только Храму Христа Спасителя. Высота главного купола – 68 метров. Единовременно может вмещать около 7000 прихожан. Храм был построен в 1880-1894 гг. в честь 500-летия монастыря. Как и все другие объекты за годы советской власти он сильно пострадал. Восстановлен был за период с 1991 по 2000 годы.
Колокольня монастыря строилась в два этапа. В основном в 1761году. А в 1858-59 гг. надстроена до высоты 79 метров. В 1903 году на колокольне установили часы с боем. После революционных катаклизмов, нанесенного ущерба в годы Великой Отечественной войны и состояния заброшенности в последующие годы, в 2002-2003 гг. колокольня была восстановлена.
Первой церковью обители, восстановленной в постсоветские годы, стала Успенская, построенная в 1763 году. Она занимает только второй этаж. На первом разместилась небольшая церковь Святых апостола Матфея и Параскевы Пятницы.
Надвратная башня – украшение Святых ворот возведена в XVII веке. Со стороны площади в нее вмонтирована икона.
Еще один храм, заслуживающий особого внимания, очень значимый для монастыря и для людей, интересующихся его историей – Никольский собор. «Домом Святителя Николая» называли Николо-Угрешскую обитель и разумеется первый храм, возведенный по приказу Дмитрия Донского, носил имя этого святого. Второй раз он был построен из камня на месте прежнего, сгоревшего дотла в 1521 году. В последствии он еще дважды перестраивался – после Смутного времени и в середине XIX века.
Совсем непонятно, зачем воинствующие атеисты в 1940 году (когда основной антирелигиозный бум пошел на убыль) разобрали не самый большой из монастырских соборов. Восстановили его в 2006 году.
Известно, что монастырь – это не только комплекс храмовых зданий, но и учреждение, в котором проживают и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями устава мужские или женские сообщества православных христиан. В Николо-Угрешском монастыре живут рачительные и хозяйственные люди. Цветущая и ухоженная территория, замечательный пруд, непуганые представители разных видов пернатых, мамы с колясками, туристы с фотокамерами и пасущаяся на лугу монастырская корова… Ну просто идиллия.
Завершая рассказ о еще одном подмосковном монастыре, повторю известную истину: посещение монастыря вчерашними атеистами не является аномальным. Для многих людей, монастыри – это история, особый уклад жизни, целый пласт культуры, достойные изучения.