Что такое полтора века в истории человеческой цивилизации? Заметный эпизод в череде эпохальных событий или «черточка» между двумя датами, жизнь нескольких поколений или большой этап в развитии той или иной сферы жизнедеятельности человека. Ответ зависит от выбранной темы. В данном случае – городской трамвай, как старейший вид общественного транспорта.
Только вдумайтесь, с момента появления (7.07.1872 г.) в Санкт-Петербурге первой в мире конно-железной дороги и до сегодняшнего дня прошло чуть менее 150 лет. И за этот период первый вид общественного транспорта (если не считать омнибусы и «линейки») из гремящего и продуваемого всеми ветрами вагона, называемого конкой, который тянули по рельсам лошади, превратился в чудо инженерно-дизайнерской мысли, развивающее максимально допустимую правилами скорость, с комфортабельным салоном, оборудованным кондиционером, телевизорами и Wi-Fi.
За это время конка, получив в 1880 г. электрическую тягу, стала трамваем. Отсутствие альтернативы, (например, в Москве рейсовые автобусы появились в 1924 г., троллейбусы – 1933 г. метро – 1935 г.), способствовало развитию трамвайной сети во всем мире. Межвоенный период стал для трамвая временем наибольшего расцвета, который к 50-тым годам сменился заметным упадком. Сторонники концепции, утверждавшие, что трамвай – элемент анахронизма, мешающий развитию городов, добились того, что во многих местах от этого вида общественного транспорта отказались.
Ситуация изменилась в 1970-е годы, когда градостроители стали задумываться над экологической безопасностью городов и крупных населенных пунктов. Автобусы этому не способствовали. Вновь вынуждены были повернуться лицом к трамваю.
Конечно, потомки создателей конки, разрабатывая современные модели этого вида общественного транспорта, стремятся к созданию самого скоростного, самого комфортабельного, самого бесшумного, самого длинного трамвая. И это чаще всего удается. Хотя бы если судить по тем, которые мы видим на дорогах.
Статья по теме: Самый длинный трамвай в мире.
А старые модели в утиль? Нет, еще рано…
Активное развитие трамвайных систем в конце прошлого века, характерное для многих стран, продолжается и сегодня. Кроме разработки новых вариантов использования этого экологически чистого транспорта и создания более совершенных моделей подвижного состава, происходит своеобразный ренессанс устаревших трамвайных вагонов. В первую очередь, многие грубоватые, не отличающиеся дизайнерским изыском, излишне шумные, но любимые горожанами, чаще всего желто-красные, трамваи стали экспонатами многочисленных музеев.
Своими экспозициями радуют посетителей специализированные музеи трамвая в Вене, Киеве, Нюрнберге, Хельсинки, Кельне, Будапеште, Коломне, Праге, Витебске, Лиссабоне и др. К сожалению, никак не может попасть в этот список Москва, в которой чиновники уже почти 20 лет решают (пока безрезультативно) вопрос о месте под почти 200 экспонатов музея, которые постепенно приходят в негодность. Зато вот уже несколько лет в Москве в районе Чистопрудного бульвара проходят парады ретро-трамваев, приуроченные к годовщине рождения Московской трамвайной сети. Мероприятие, обычно проходящее в апреле (очередное запланировано на 21.04.2020 г.) собирает сотни тысяч горожан и гостей столицы.
Но музеев недостаточно, да и не многие знают об их существовании. Тот случай, когда «гора не идет к Магомеду». Поэтому, «Магомед (уже не молодой трамвай) идет к горе (людям)». Во многих городах мира можно встретить ретро-трамваи, восстановленные, отреставрированные и получившие право на вторую жизнь. И это непросто памятник «чудо-техники» на постаменте. Это работающие и зарабатывающие экспонаты.
Ретро трамваи на обычных маршрутах
Это практикуется во многих городах мира, как для популяризации трамвая – экологически чистого вида транспорта, так и для привлечения туристов.
Лиссабон. Столицу Португалии называют королем узких улочек и крутых переулков. В 1901 г., на удивление некоторых скептиков появился электрический трамвай, передняя и задняя площадками которых оборудованы специальными противовесами, которые обеспечивали безопасное, пусть и медленное движение транспорта. Эти трамваи выполняют свои функции и по сей день. Особенно интересный маршрут № 28, проходящий через центр города.
Будапешт. По набережной Дуная с пештской стороны от острова Маргит и почти до моста Петефи (километров 6-8) проходит маршрут трамвая № 2. Такие модели выпускали в1967-78 гг. Аккуратные двухсекционные составы перемещаются по принципу «тяни-толкай», то поднимаясь над автомобильной трассой, то уходя под землю дают возможность пассажирам любоваться достопримечательностями города. Безукоризненное соблюдение расписания и небольшие интервалы движения, позволяют в месте, заинтересовавшем туриста, покинуть один трамвай, провести фотосессию и на следующем продолжить путь.
Статья по теме: Эх, прокачу… или общественный транспорт в Будапеште
Санкт-Петербург 9 ноября 2019 г. в Северной столице появился новый трамвайный маршрут – «Первый туристический», по которому ежедневно с 10.00 до 21.00 каждые три часа от Музея городского электрического транспорта отправляется ретро трамвай – знаменитый и любимый горожанами ЛМ-33 (в народе -Американка), прослуживший 46 лет. На маршруте, пересекающем весь центр, он делает 15 остановок и через три часа возвращается в исходный пункт.
Прага Трамвайная сеть в центре Праги представлена несколькими линиями, по которым курсируют современные модели (Skoda 15 Т), которыми восхищаются туристы из России, и «наши» (Tatra Т3), вызывающие у них ностальгию. Особенно популярным в среде туристов является пражский исторический трамвай № 91, который называют «Ностальгическим». Ему почти 100 лет. Неоднократно реставрированный «старик» продолжает трудиться. Правда только по воскресениям.
Нижний Новгород. Как и во многих других советских городах, в Нижнем Новгороде, трамвайные сети были укомплектованы трамваями РВЗ-6 различных модификаций. Производили их на Рижском вагоностроительном заводе в период с 1960 по 1987 г. В 2015 г. последний из этой серии трамвай отреставрировали, и сейчас он курсирует в центре города по маршруту № 11.
Стамбул. С точностью до наоборот, обстоит ситуация с трамваями в Стамбуле. Этот вид общественного транспорта работал в городе в период с 1871 по 1966 гг. В последствии от него отказались, а в 1991 году отреставрированный красный ретро трамвай стал одной из достопримечательностей. Его маршрут по европейской части города составляет 1,6 км. Другими словами, если обычно трамвайные линии помогают найти применение отдельным старым образцам подвижного состав, то этот трамвай «восстановил» целую трамвайную ветку, пусть даже небольшую.
Москва. В Москве, с ее огромной площадью, новыми транспортными кольцами, рокадами и сложными развязками, развитие трамвая ориентировано на его скоростные возможности и на более эффективное использование имеющихся линий. Разработано несколько туристических маршрутов, экскурсии по которым проходят на ретро трамваях. Самыми известными и полюбившимися туристам вариантами стали предлагаемые сотрудниками трамвая-трактира «Аннушка»:
- Москва Чистопрудная;
- Москва православная;
- Москва вокзальная;
- Москва Булгакова, до и после 30-х и др.
Это лишь несколько примеров разумного использования ретро техники. Что-то подобное, а может и интереснее можно увидеть в трамвайном хозяйстве Стокгольма, Томска, Нюрнберга, Пльзени, Гонконга, Дрездена, Братиславы, Львова. Возможно, кому-то захочется дополнить этот список и рассказать о ретро трамваях в других городах.
«Аннушка» это не один вагон, а целый большой проект, в который включены не только экскурсионные программы, но и другие развлекательные мероприятия «на колесах». Во время экскурсий пассажирам предлагают чай, кофе, десерты, конфеты.
Кстати, следующим большим направлением реанимации старых трамваев является использование их качестве кафе или ресторана.
Ресторан на колесах
Санкт-Петербург. Вот уже несколько лет компания ТРАМвай-ресторан предлагает петербуржцам и туристам новый вид отдыха. Двух-трехчасовую (в зависимости от выбранного маршрута) экскурсию по городу в ретро трамвае, превращенном в ресторан. Предлагается большой выбор услуг: от бокала вина с легкими закусками до предварительно заказанного торжества на 20-40 человек. В последнем случае время оговаривается заранее, а маршрут ограничивается только трамвайными путями.
Статья по теме: Путешествуем на автобусе с комфортом! Правила для выживания в поездке
Прага. Вот уже 20 лет на Вацлавской площади находится кафе «Трамвай», состоящее из двух ретро-вагонов (в одном – кухня, другом зал для гостей). Один из вагонов, №2077, выпущен в 1927 году, второй, №1429 был поставлен на колеса в 1937 году. Конечно, они уже не поедут, но зато, находясь на бойком месте (рядом несколько точек фаст-фуд), кафе без посетителей редко остается
Пермь Кафе «Трамвай» – оригинальное заведение на колесах, которое разработчики проекта создали в старом трамвае. Маршрут пока один, но проходит он мимо самых красивых мест в городе. Нередко посетителями этого заведения становятся туристы, которые приезжают в город в первый раз. Ведь катаясь в передвижном кафе, можно посмотреть почти все самые интересные места, не посещая их. Вдобавок ко всему пассажиры в процессе поездки будут наслаждаться вкусными оригинальными блюдами.
Любляна предлагает использовать ретро трамваи в несколько ином формате. Находясь недалеко от вокзала и автобусной станции, но не имея возможности двигаться, кафе «Tramvaj» ориентируется на любителей фаст-фуда.
Милан. Более амбициозные итальянские рестораторы тоже оценили возможности «ресторанов в ретро трамваях. Говорят, чтобы попасть в бегущий по рельсам ресторан «ATMоsfera», люди записываются за неделю.
Хельсинки. 35 лет перемещался по столице Финляндии исторический трамвай. Пока его не выкупила пивоваренная компания «KOFF» и не превратила уютный паб, в котором сменяясь каждый час, 30 любителей пенного напитка знакомятся с центром города.
Практику использования ретро трамваев в качестве объектов общепита, взяли на вооружение во многих городах бывшего СССР. Вот лишь некоторые из них: Воронеж, Хабаровск, Львов, Алматы, Тверь, Кемерово, Новосибирск, Одесса.
Реклама на трамваях
Здесь, пожалуй, трудно найти что принципиально новое. Если только не учитывать затраты при размещении рекламной продукции на новых транспортных средствах и не сравнивать их со стоимостью рекламного ретро трамвая, который может ехать, а может просто стоять на бойком месте.
Уверен, что мне удалось рассмотреть только некоторые варианты «второго пришествия» городского трамвая. Может у кого-то есть дополнения.
Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора