Привычная сегодня адресная нумерация домов существует более трехсот лет. Если не брать во внимание некоторые нюансы, характерные для той или иной страны, именно к началу XVIII века стал формироваться общий порядок присвоения номеров городским зданиям и отдельным крупным сооружениям. Достоверных сведений о месте зарождения такой практики нет. Называют Ливерпуль, Париж, Лондон, Пруссию, еврейский квартал Праги… Но в итоге все соглашаются, что принципиально важным для общества явилась суть нововведения, а не место его рождения.
Появление новой системы адресного учета значительно облегчило работу многим государственным чиновникам в муниципалитетах, полиции, пожарной охране, военном ведомстве, на почте. Несколько иначе это ноу хау воспринималось широкими народными массами. Недовольство введением нумерации, местами перерастающее в бунты, было вызвано опасением – бюрократическая система в еще большей степени сможет вмешиваться в личную жизнь (что-то напоминает сегодняшнюю идею «чипирования» граждан).,
Может быть из-за этого, а может как дань традициям, на многих зданиях, наряду с номерами, почетное место занимают и старые артефакты, призванные идентифицировать адреса. В числе городов Чехии, которые могут похвастать количеством и качеством хорошо сохранившихся фигурок зверей и птиц, вензелями и гербами владельцев недвижимости, статуэтки и пр.- атрибутами почтовых сообщений прошлых лет Пльзень занимает одно из ведущих мест.
Статья по теме: Пльзень – не только «Пилзнер Урквелл»
Это – необычный город. Он был заложен и начал строиться в 1295 году по указу короля Вацлава II на месте слияния четырех рек в одну – Бероунку. В отличии от других средневековых городов, которые постепенно формировались вокруг крепости (замка, монастыря) за счет строительства посадов, образования цеховых кварталов, слияния с сельскими поселениями, и лишь позднее получали статус города, Пльзень, сразу стали строить как город. Король, как говорится в чистом поле, обозначил главную площадь и направления улиц. Эта площадь, и по сей день соответствует былому названию – Рыночная. На ней ведется активная торговля. хотя теперь она переименована в площадь Республики. Причину такого решения местных властей выяснить не удалось.
Зато выяснилось, она является одной из самых больших (139х193м) площадей в Европе. По ее периметру, построено или восстановлено порядка 50 зданий. Разная этажность, многоцветие фасадов, выполненных в разных архитектурных стилях, уникальная внешняя отделка – все это лишает обычного туриста возможности определить приоритеты, для знакомства с городом. Одно из самых красивых зданий, обрамляющих главную площадь города, Дом «У Красного сердца» был построен в 1894 году в стиле Сецессион. Современный вид он приобрел после капитальной реставрации в 1996 году, проделанной под руководством архитектора Рудольфа Штеха. Красное сердце украшает перила балкона здания. Отсюда и имя собственное.
Стиль Сецессион в архитектуре, зародившийся во второй половине XIX – XX вв. в Австрии, получил развитие в странах, входящих в состав габсбургской империи. Он отличался богатым декором поверхностей, в сочетании с яркой, иногда даже чрезмерной, окраской искусно выполненных деталей. При этом активно применялись эклектические способы соединения пестроты и избыточности цвета, декора и орнаментов разных стилей и особенностей, характерных для отдельных этнических традиций стран и народов, составлявших Австро-Венгерскую империю.
Статья по теме: ТОП — 5 вариантов уличного стрит-фуда
Что же касается Дома «У Красного сердца», то в дополнение к расписанному фронтону здания талантливый художник Микулаш Алеш написал фреску в средневековом стиле. Рыцари – участники турнира, проходившего здесь в 1555 году, во всеоружии и развернутыми штандартами, выглядят эффектно и внушительно. Этот сюжет напоминает, что в XIV веке на месте дома или поблизости находилась приходская церковь рыцарей Тевтонского ордена.
Сейчас в Доме «У Красного сердца» размещается одно из отделений чешского сбербанка.
Кроме дома «У Красного сердца» для более близкого знакомства можно выделить еще один, известный под названием «У Белого единорога». Эти здания, построенные в разных стилях (Сецессион и неоренессанс соответственно) – объединяет одно замечательное дополнение к декору – роспись сграффито фасадов, выполненная одним и тем же мастером -Микулашем Алешем.
Но если сюжеты росписи, иллюстрирующие рыцарские турниры, носят довольно абстрактный и некоммерческий характер, то на втором здании изображены сцены с откровенно рекламным уклоном. Фасад самой старой аптеки в Пльзеньском крае (с 1637 года на этом месте, как бы не перестраивались здания, всегда была аптека) украшают цветы и листья лекарственных растений. На верхних этажах особняка находятся кабинеты частных врачей, а один из балконов украшает голова белого единорога – символа целомудрия, духовности и чистоты.
А тем коллегам, которые планируют путешествие в Чехию, напоминаю, что на площади Республики в Пльзени порядка 50 зданий. Можно и с другими познакомиться поближе.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.