После знакомства, конечно, довольно-таки шапочного, с наиболее популярными туристическими объектами в Пеште (см. 1 часть), логичным продолжением самостоятельной экскурсии по столице Венгрии является посещение Буды. Интересно, но даже через почти полтора века после объединения, Буда и Пешта отличаются друг от друга. Говорят, что жители обязательно подчеркивают какая, из частей города является их малой родиной. Ну а после знакомства с «высокой» частью города – прогулка по набережным Дуная.
Объединение. Как это было
Одна из самых молодых европейских столиц – Будапешт, не считает себя такой и свое летоисчисление ведет от I века н.э., когда римляне, обнаружив термальные источники, основали здесь поселение Аквинкум -«изобилующий водой». Мадьярские племена, пришедшие им на смену, поначалу не придавали особого внимания двум провинциальным городам, сделав своей столицей Секешфехервар. Лишь к концу XIII века чести стать королевской резиденцией, а соответственно и столицей Венгрии, удостоилась Буда.
На долю Буды и Пешта выпало немало испытаний. Монголо-татарское нашествие, почти 150-летнее господство Османской империи, многолетняя зависимость от династии Габсбургов, великое наводнение 1838 года – не раз вынуждали жителей этих городов восстанавливать их. Причем географическое положение Пешта подталкивало город к более активному развитию, чем несколько консервативную Буду. И сегодня экскурсионные программы делают акцент на торговой и культурной составляющих Пешта и отдают приоритет исторической части Буды. Объединение городов состоялось в 1873 году.
Комплекс Будайской крепости
Кроме как на специальных туристических автобусах попасть в возвышающуюся над городом крепость, можно тремя способами:
- На автобусе. №16, 16а (площадь Ф. Деака – площадь С. Кальмана. Это не Имре Кальман, это Селль – бывший премьер-министр. Время в пути 15-17 минут.
- На трамвае. № 4-6 до площади С. Кальмана.
- На фуникулере. Нижняя станция около Цепного моста. Стоимость – 1300 форинтов в одну сторону за 1-1,5 минуту подъема. Еще нужно отстоять в очереди.
Есть и четвертый способ. Но говорю о нем только для того, чтобы выразить респект той небольшой части туристов, которые решаются подниматься по крутой дорожке вверх от площади Баттяни в крепость.
Статья по теме: Эх, прокачу… или общественный транспорт в Будапеште.
Редкий город, замок или крепость, насчитывающие несколько сот лет, могут утверждать, что название, которое они носят, было получено «при рождении». Даже если процесс официального переименования обошел их стороной, то зачастую народная молва присваивала им неофициальные названия. Не миновало это и Буды. В литературе, справочниках, рекламных буклетах можно встретить такие названия этой местности: Будайский замок, Будайская крепость, Замковая гора, крепость Буда, Королевский замок, резиденция венгерских королей. Просто надо запомнить, что речь идет об одном и том же – комплексе зданий и сооружений, разместившихся на почти 5 кв. км Будайского холма.
Как и любые исторические места с серьезным туристическим трафиком, крепость лучше посещать ранним утром. В очередной раз, в отличие от предыдущих, мы так и сделали. Около 9.30 и на фуникулер очереди не было, и на смотровой площадке – раздолье для фотографов. Но что особенно удивило, так это отсутствие часовых на постах. Похоже у них «рабочий день» с 10.00 начинается (те, кто служил поймут мою иронию).
Для более продуктивного использования драгоценного туристического времени целесообразным, было бы, весь комплекс условно разделить на три части:
- Королевский дворец с прилегающей к нему территорией, огороженной великолепным забором из кованных металлических конструкций;
- Церковь Святого Матьяша с площадью Святой Троицы и Рыбацким бастионом;
- жилые кварталы с объектами общественного питания, окруженные крепостными стенами. На улицах «города в городе», как порой называют Будайскую крепость достаточно хорошо развита инфраструктура туристической отрасли.
Королевский дворец, внесенный в 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО, имеет немало темных страниц в своей истории. Ограничусь только некоторыми историческими вехами на его пути. Построенная в 1245—1267 гг. по приказу короля Бела IV первая резиденция не раз становилась местом ведения боевых действий. Борьба венгров за освобождение от турецких захватчиков привела к полному разрушению крепости. Мало того, вновь построенная в 1749 году, через какие-то сто лет она подверглась нападению со стороны революционных венгров. Больше всего пострадал дворец, сгоревший дотла.
Восстановленный в середине XIX века, он в 1875 году вновь подвергся кардинальным изменениям. На этот раз в мирном русле. Почти за сорок на месте старого дворца к 1912 году был возведен новый, который оценили как самое выдающееся венгерское здание. Сильно пострадавший в ходе боев во время Второй мировой войны, нынешний вид Будайский дворец приобрел к 1966 году. Специалисты утверждают, что реставрация была проведена недостаточно качественно. Тем не менее, дворец остается наиболее посещаемым историческим объектом столицы Венгрии.
В зданиях дворца разместилась Венгерская национальная галерея, сосредоточившая в выставочных залах и запасниках более 100.000 произведений искусств. В других частях огромного замка представлена экспозиция Музея истории Будапешта и работает Национальная библиотека, которая заслуженно гордится своим фондом, насчитывающим более 8 миллионов единиц хранения. Стоимость билетов для посещения залов дворца – 900-1000 форинтов.
На территории, окружающей замок, туристы встречают фонтаны, памятники, цветочные клумбы, которые не только обогащают и дополняют интерьер, но и, в какой-то мере, расширяют исторические знания экскурсантов. Например, конная скульптура Евгения Савойского – генералиссимуса, видного военачальника Священной римской империи. А встречает гостей грозная птица Турул, согласно венгерской мифологии – вестник богов, указавший в свое время венграм путь в Европу.
Церковь Святого Матьяша и Рыбацкий бастион
Наверное, я повторяюсь, но меня не покидает наивное впечатление о том, что будапештские градостроители, планируя свою деятельность всегда помнили о будущих туристических потоках. Ну а как иначе объяснить, что им удалось на одной, небольшой площади Святой Троицы так гармонично разместить два архитектурных шедевра совсем неродственных по своей сути?
Церковь Святого Матьяша – яркая, необычного архитектурного решения, пережившая несколько реставраций, с большой историей (первый вариант был построен еще в XIV веке), посвященная почитаемому народом Венгрии и канонизированному церковью королю, с одной стороны. И Рыбацкий бастион (1905 г.) – не броское, с архитектурными элементами ярмарочного вида, необходимое на период празднования Миллениума, с сильно надуманным основанием для строительства именно на этом месте, сооружение, с другой.
Но когда поднимаешься на галерею, проходящую по периметру бастиона (длина -140 м, ширина – 8 м) и видишь панораму Дуная и Пешты, понимаешь, в чем проявился талант архитектора. Еще на этапе проектирования автор определил – лучше смотровой площадки не придумаешь. Поэтому, Рыбацкий бастион вовсе не оборонительное фортификационное сооружение, а место для прогулок и отдыха. А семь конических шатров – история страны, олицетворение семи мадьярских племен, более 1000 лет пришедших на эту землю и под руководством Иштвана Арпада создавших свое государство. Конная статуя короля, воздвигнутая на площади между церковью и бастионом, своеобразное связующее звено. А пытаться описать все увиденное – дело не благодарное. Лучше – увидеть.
Будайская крепость – город в городе
Эта фраза не для «красного словца». Реально на территории крепости, за ее стенами живут обычные люди. Поднимаясь на фуникулере, за короткий промежуток времени оказываешься в иной исторической эпохе. А если входить в крепость через Венские ворота, то не сразу сообразишь, где ты. В современном Будапеште или в старой крепости Буда. Конечно, старинные улочки с не очень старыми вывесками на зданиях – отель «Хилтон», улица Фортуна, ресторан «Венгерская кухня» – принципиально отличают эту часть города от торгово-финансового Пешта.
Прогулка по старой Буде может быть короткой (о степени концентрации достопримечательностей я уже говорил), а может затянуться на часы. Туристу предоставлены большие возможности для знакомства с крепостью. Исторические памятники, мирно уживающиеся с бутиками и сувенирными лавками, крутые крепостные стены и рестораны с широким ассортиментом блюд венгерской кухни – все для развития туристической отрасли. Закрыта только часть нереставрированной крепости.
Далеко не каждый турист заинтересуется именем человека, памятник которому установили благодарные потомки. А вот мимо птицы (не знаю из какого металла она изготовлена), да еще с золотым кольцом в клюве редко кто пройдет, не проявив любопытства. Конечно, речь идет о вороне, изображение которого разместилось на дворцовых воротах, на одном из шпилей церкви Матьяша и на гербе королевской семьи. Такой высокий статус эта мудрая птица заслужила давно. А вот чем, здесь общего мнения не существует. Не стану пересказывать известные легенды (я слышал, как минимум, две), так как в них много противоречий. В любом случае участниками событий являются – Королевская семья Матьяша Корвина, Золотое кольцо и Ворон.
А без легенд старых крепостей не бывает. Да и туристам не интересно.