Кто-то из коллег-туристов осудит название статьи, усмотрев в нем элементы фривольности. А другие посчитают ее появление в преддверии отдыха неуместным и несвоевременным. Для обоснования своего видения вопроса попробую в очередной раз обратиться к классикам. Чтобы спор между атеистом и воцерковленным человеком (такое часто случается) напоминал цивилизованную дискуссию, оппонентам неплохо иметь хотя бы небольшой багаж знаний из обсуждаемой области. Советчиком в вопросах теологии быть не могу, а вот полезную рекомендацию из серии «Что почитать?,» предложить готов. Хорошим подспорьем для первого знакомства с основополагающими религиозных канонами вот уже более полутора веков являются «Забавная библия» и «Забавное евангелие». Их автор, французский писатель и журналист Лео Таксиль в легкой, порой ироничной форме (за что осужден церковью) разъясняет сложные положения Священных писаний.
А классика «киношная» поможет понять насколько важно быть подготовленным к отдыху не только финансово и физиологически, но и духовно. Вспомним глубокомысленную фразу, произнесенную пастором (Д.Бонионис) из культового фильма Э. Рязанова «Берегись автомобиля!». «Все люди верят. Но одни верят, что Он есть, а другие, что Его нет. И то, и другое недоказуемо».
А то, что эта «недоказуемость» во все времена становилась причиной религиозных войн – общеизвестно. Достаточно вспомнить как первые христиане боролись с языческими богами, разрушая святилища древних греков и римлян. Мало-мальски знакомые с историей средневековой Европы, люди непременно вспомнят с десяток Крестовых походов с целью спасения гроба Господня и Тридцатилетнюю войну, разорившую отдельные города и целые страны. А многовековые «разборки» шиитов и суннитов. Этот список можно еще долго продолжать.
Статья по теме: Старейший храм Москвы – один из сорока сороков
Первопричиной такой нетерпимости, стремления противопоставить «верных» и «неверных», а также периодического появления новых реформаторов является разночтение религиозных догматов. Даже основные мировые религии (раньше было 4, теперь называют -12), проповедуя, главным образом, единобожие, нередко допускают появление в своих рядах адептов новых вероучений. В итоге на сегодняшний день насчитывается более 5.000 религий и вероучений. Наряду с известными разновидностями христианства и ислама, чуть менее популярными даосизмом и и конфуцианством свое место под солнцем стремятся получить уж совсем экзотические – религия пустоты и сострадания или последователи Саи Бабы.
Конечно, вероятность встречи обычного туриста с представителем необычного верования ничтожно мала. Но есть довольно крупные конфессии, о которых, отправляясь в регион их пребывания, необходимо иметь хотя бы минимум информации.
Молокане
В поисковике Википедии вопросы о понятии Молокане весьма неоднозначные – Кто такие М?, М.- это сектанты?, Что такое М?, М–представители?…Соответственно широким оказался и диапазон, в котором находятся ответы.
И ширина это только начало. Вряд ли среди других религий удастся еще найти такую, как молокане, главной характерной особенностью которой является расплывчатость, неконкретность и непредсказуемость прошлого, настоящего и будущего. Поэтому будет правильным поддержать большинство и не спешить со своими выводами.
Молокане – последователи одного из течений духовного христианства или другими словами «секты». При этом, сектантами они себя не признают. Подобных разногласий и особенностей много. Можно попытаться объединить их в группы:
Основание учения, регионы действия. Имя основоположника этого течения доподлинно неизвестно. Сведения о времени и месте основания – приблизительные (конец XVII – начало XVIII веков где-то в Тамбовской губернии.). Оттуда стало довольно быстро распространятся по Саратовской, Воронежской, Астраханской губерниям, А после 1830 года, в соответствии с правительственным решением молокане вместе с другими сектантами (раскольниками, иконоборцами, духоборцами и др.) были отселены в Каспийскую губернию, откуда разъехались по миру. Наиболее крупные диаспоры осели и создали свои колонии в России, США, Австралии, Мексике, Закавказье. К началу XIX века общее число молокан в мире составляло около 300.000.
Государственная власть и молокане. Не секрет, что Русская Православная Церковь негативно относится к любым проявлениям сектантства или духовного христианства. Светская власть, как правило, поддерживает ее в этом. Молокане не были исключением. Их относили к «самым вредным ересям» и подвергали преследованиям. Ситуация несколько изменилась после якобы появившегося 22 июля 1805 года Указа Александра I ,«О свободе в вероисповедания молокан и духоборцев». Даже сейчас б этом указе вспоминают с какой-то неуверенностью. Впрочем, тот факт, что среди молоканских диаспор разных стран самыми крупными были в Российской империи. Именно в этих деревнях сохраняются обычаи, традиции и религиозные устои молокан.
Основное религиозное содержание. Несмотря на сравнительную малочисленность молокане не являются единым религиозным течением. Скорее их объединяет только происхождение. Сейчас наиболее распространенными являются такие направления как «мокрые молокане» (признают крещение в воде), «молокане-прыгуны», «молокане-субботники» (признающие субботу), духо-и-жизники (считают написанную книгу «Дух и жизнь» третьей частью Библии). У них разные традиции и обычаи, праздники. А вот отношение к некоторым важнейшим канонам РПЦ их объединяет. Молокане поклоняются Богу только в духе, отказываются от видимых икон; не признают святых и церковной иерархии; не делают изображения креста и не творят крестное знамение; не употребляют алкоголь, не едят свинину и не курят. Сейчас в мире насчитывают 100-180 тысяч молокан. Большинство из них проживает на территории бывшего СССР.
Марлы ( Мерий марла, Чумарий Йуло, Ошмари Чекмарий и т.п.)
Долгое время звучные названия были скрыты за неофициальным, но характерным прозвищем –«последние язычники Европы». А сейчас они объединены под общим юридическим название Марийская Традиционная религия. Как и большинство других народов Поволжья и Урала, марийцы, говоря о своей истории, ограничиваются сообщением о каких-то артефактах, подтверждающих древность этого народа. А начиная с VIII-IX веков, информация становится более достоверной и конкретной.
Черемисы, как до революции называли марийцев, были активными участниками всех военно-политических событий в регионе. Важнейшим из них этого народа стало присоединение в 1552 году, вместе с Казанским ханством к царской России. Последующие годы экономического и политического развития довольно крупного и компактно проживающего (территории нынешних республик Башкортостан и Марий Эл, Свердловской и Кировской обл.) этноса выходит за пределы этой статьи. Пока речь только о духовном.
Статья по теме: Необычные церкви и храмы
«Последним язычникам Европы» пришлось перенести все тяготы и лишения (почти в Уставе ВС РФ), выпавшие на долю всех россиян, так или иначе отступивших от канонов монотеистических религий. Запреты, преследования, разрушение святилищ – все это из арсеналов борьбы официальной церкви против остатков язычества с целью христианизации адептов этого вероучения. Причем это продолжалась и в СССР, до начала 1990-х годов, когда религия была признана официальной, наряду с исламом и православием.
Марийская религия основана на поклонении силам природы, которые человек должен чтить и уважать. Как и положено язычникам, они не ограничивались поклонением одному богу (их насчитывалось от 70 до 140), но признавали при этом главенство «Великого бога” – Кугу Джума
Марийская традиционная религия сложилась на основе древнего народного мировоззрения, включающего религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и е стихийным силам, почитанием предков и покровителей сельскохозяйственных занятий. На формирование и развитие традиционной религии марийцев оказали влияние религиозные воззрения соседних народов.
Особого внимания заслуживают традиции и практика священнодействий, происходящих на специально определенном месте – Священной рощи. Это место около деревни размером до 1 га, (в центре обычно заметное дерево или возвышенность), на котором проводятся празднества, торжественные богослужения, ритуальные жертвоприношения. Главное для марийцев – священная роща – это сакральное место, с которого человек может пообщаться с Богом.
Сведений о том, как часто и насколько массово проводится отправление религиозных обрядов на этих святилищах нет. Но тот факт, что только в одной республике Марий Эл зарегистрировано 500 мест говорит о многом. А самым популярным является гора Чумбылат на реке Немда в Кировской области. Кстати, к сведению туристов – марийцы не любят приглашать чужих на свои религиозные мероприятия.
Бали. Индонезия
Сложная военно-политическая обстановка в Европе и мире, действия некоторых государственных деятелей, потерявших политическую ориентацию, их массовое стремление поменять элементарную логику на извращенную креативность под названием «Санкции» и как следствие рост цен и определенная опасность оказаться заложником ситуации пугают российских туристов. Но не всех. Как только открывается направление или курортный регион наши соотечественники – в первых рядах. Вот, например, остров Бали в Индонезии. Конечно, далековато, зато есть время подготовиться и узнать, что главная особенность острова (такое бывает не часто,) религия, которую исповедуют местные жители.
У ближайших соседей Явы, Мадуры, Суматры, впрочем, как и у всего архипелага основное вероисповедание – мусульманство. А на Бали более 83% населения являются приверженцами местной балийской религии, которая называется Агама Хинду Дхарма, и является неким соединением буддизма и индуизма с добавлением тонкостей местных верований. Балийцы поклоняются Высшему Богу, который имеет несколько имен. В основе – заложен принцип анимизма, поклонения высшей природной силе.
Остров Бали называют «островом тысячи храмов». Действительно, наряду с 2-3 храмами в каждом населенном пункте, во всех жилых домах размещаются семейные храмы.
Другой интересной, бросающейся в глаза, особенностью в жизни религиозной общины острова является невероятное количество праздников. Более 230 в году. Не нуждается в доказательстве тот факт, что во всем мире любимым праздником был и остается Новый год. Бали – не исключение. Но с определенными особенностями. Этот праздник называется День Тишины на Бали.
Этот праздник – сложное переплетение традиций индуизма и древних местных анималистических религий. Празднование длится несколько дней, каждый из которых посвящен особому ритуалу. Кульминация – День Тишины, которого должны придерживаться все, кто находится на острове (включая туристов).
Продолжение следует…
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.