Сейчас редко для определения большого числа чего-либо используется фразеологизм «сорок сороков». А вот выражение «Москва – город сорока сороков церквей» в исторической и художественной литературе встречается. Главным образом, если речь идет о дореволюционной столице или в случаях, когда у чиновников разных уровней появляется необходимость подчеркнуть свое, новое, отношение к церкви и вере.

Рогожская слобода

Сегодня в Москве 1110 церквей и часовен, в 475 из них хотя бы раз в неделю проходит богослужение. А еще в границах МКАД 15 мужских и женских православных монастырей, как действующих, так и нет. Некоторые обители более или менее известны москвичам и их гостям. Например, Данилов монастырь, где сейчас размещается духовно-административный центр РПЦ. Или Новодевичий, активно посещаемый туристами, но, в первую очередь, из-за его кладбища. Но сейчас о менее известном, более того ныне не действующем.

Расположена обитель на левом берегу Яузы, на одной из московских Поклонных гор по адресу: Андроньевская ул. 10

Но прежде несколько слов о московском районе  Рогожской слободы. Если на карте города найти Андроньевскую площадь и обратить внимание на названия близь лежащих улиц и переулков, то не сложно заметить такую закономерность. Все они связаны либо с монастырем (Б.Андроньевская ул., Золоторожская ул., ул. Сергия Радонежского), либо появились вследствие революционных преобразований (Рабочая ул., Товарищеский пер., бульвар Энтузиастов, площадь Ильича). И это еще не все.

Улица Сергия Радонежского (иеромонаха Русской церкви, основателя нескольких монастырей, в том числе и Троице-Сергиевой лавры) длиной всего 600 метров проходит по центру Рогожской слободы от Андроньевской площади до площади Ильича, переходит в бульвар Энтузиастов и далее в шоссе Энтузиастов. Нисколько не ерничая, констатирую – до революции эта дорога называлась Владимирский тракт, печально известный путь осужденных на каторгу в Сибирь. Энтузиасты…С 1992 года стало еще интереснее. Кое-что переименовали, а остальное и так сойдет. Чтобы оказаться на площади Рогожской заставы, нужно на метро доехать до станции Площадь Ильича.

И информация в завершение топонимического экскурса. Улица Сергия Радонежского изначально была Вороньей. В период 1923-1992 гг. она называлась Тулинской, по одному из партийных псевдонимов В.И.Ленина – К. Тулин. Это же надо до такого додуматься?

Спасо-Андроников монастырь вчера и сегодня        

А еще монастырь называют Андронников или Андронников Нерукотворного Спаса. Основан он был в 1357 году митрополитом Алексием. Строительством обители руководил его первый игумен, ученик Сергия Радонежского Андроник, чье имя и сохранилось в названии монастыря, площади, улицы и переулка. Несмотря на громкие имена людей, с которыми связана история монастыря, он не может похвастать большим количеством посетителей. Возможно, это связано с его расположением.

Московские водители знают о сложной транспортной развязке на Андрониковой площади. Восемь улиц и переулков выходят на нее. Плюс трамвайная линия, обычная, не скоростная, тоже не способствующая улучшению дорожной обстановке. Кроме того, территория и основные здания монастыря с проезжей части практически не видны. С трех сторон улицы, примыкающие к возвышенности проходят вдоль высокой кирпичной стены и трех башен: Северной, Юго-Восточной и Юго-Западной. А со стороны площади главный вход в обитель – Святые ворота от взоров проезжающих отделяет небольшой, ухоженный сквер, на территории которого разместились Часовня Троицы Живоначальной, памятник Андрею Рублеву и Памятный камень. Любоваться храмами монастыря можно только с противоположного берега Яузы, с Сыромятнической набережной.

Я сознательно пытаюсь перебрасывать исторические мостики, акцентируя внимание на наиболее заметных вехах из прошлого монастыря и тех базовых ценностях, которые помогают возродить обитель в настоящее время.

Строительство храма, а позже и основание монастыря связано с событиями 1354-1357 гг., когда Митрополит Киевский и Всея Руси Алексий дважды посетил Константинополь. Попав в первый раз в сильный шторм, он в молитве пообещал Господу, в случае спасения, построить в Москве храм. В константинопольской бухте Золотой Рог судно оказалось в день празднования Спаса Нерукотворного.

Статья по теме: Необычные церкви и храмы – для любознательных туристов.

Посетив Константинополь повторно в 1356 году, Алексий привез в Москву Спаса Нерукотворного Образ – икону начала XIV века, которая стала главной святыней Спасского храма. День освещения храма 16 августа 1357 года считается датой основания обители. А в честь спасительной бухты Золотой Рог один из притоков Яузы. назвали Золотым Рожком, а проходящие севернее стен монастыря улицы в последствии стали именовать ул. Золоторожский вал, ул.Золоторожская, и Золоторожская набережная.

 Столь скрупулезное определение временных рамок не случайно. Они свидетельствуют, что главный храм монастыря является древнейшим среди сохранившихся московских церквей. Даже церковь Рождества Богородицы, самая старая в Кремле сохранилась не полностью.

Как и большинство русских православных монастырей, Андронников разделил судьбу московской земли, все этапы становления российского государства. Но формат статьи не предусматривает всестороннего освещения исторических событий. Поэтому ограничусь лишь важнейшими для обители датами:

  • 1368 г. – после уничтожения пожаром деревянного здания, храм восстановили в глинфе (тонкий обожженный кирпич, на смену которого пришел белый камень);
  • 1420-1427 гг. – воздвигнут белокаменный Спасский собор, практически в сохранившимся по сей день виде;   
  • 1571 г. – монастырь вместе с Москвой был сожжен крымскими татарами под предводительством хана Давлет-Гирея:
  • 1611 г. – монастырь подвергался разорению в период польской интервенции;
  • 1747-1756 г. возле Святых ворот возведена кирпичная 73-х метровая колокольня, уступающая по высоте только колокольне Ивана Великого в Кремле.
  • 1812 г. сильно пострадал, был разорен французской армией.

Монастырь в XX-XXI веке

Годы советской власти и воинствующего атеизма не прошли мимо стен монастыря. Причем почтенный возраст и близость к светской (антирелигиозной) власти оказали неординарное влияние на судьбу обители.

Добротность монастырских строений и крепостных стен, близкое расположение к центру столицы, в какой-то мере препятствовали масштабному разрушению обители (похожая судьба у Ивановского и Новоспасского монастырей). Новая власть использовала помещения под первые концентрационные лагеря ВЧК для офицеров и политических противников, колонии беспризорников, казармы и коммунальные квартиры для рабочих.

Понятно, что о сохранности этих помещений речь вообще не шла. А то, что считалось лишним, как например, колокольня Спасо-Андроникова монастыря, некроподь с захоронениями Андрея Рублева, основателя русского театра Федора Волкова, мецената Павла Демидова, героев Отечественной войны 1812 года, просто уничтожалось.

AliExpress WW

Зато возраст Спасского собора оказался для него своего рода охранной грамотой в послевоенные годы и в период «хрущевской оттепели». В 1947 году к 800-летию Москвы на территории монастыря  был создан Историко-Архивный заповедник имени Андрея Рублева (с 1985 года – Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) В рамках создания музея провели некоторые реставрационные работы.

В 1989 году Спасский собор освятили и в нем стали проходить богослужения. Вместо снесенной колокольни сооружена небольшая деревянная звонница. Вход на территорию монастыря (сейчас он не действующий, но охраняется) открытый, а для знакомства с музейной экспозицией – платный. Кроме Спасского собора, хорошо сохранились или были отреставрированы:

  • Церковь Архангела Михаила и Алексия Метрополита Московского (1691-1739 гг.);
  • Башни и стены монастыря;
  • Здание духовного училища (1810-1814 гг.);
  • Братский корпус (начало XVIII века);
  • Священные ворота
  • Трапезная (1504-1506 гг.)
  • Настоятельские покои (1690).

Для полноты картины нельзя не вспомнить еще о двух религиозных объектах в непосредственной близости от обители. Собственно, даже не вспомнить (люди, впервые приезжающие в район Рогожской слободы, обязательно обращают на них внимание.), а быть готовым предложить минимум информации о них. Это часовня «Проща», установленная на месте прощания в 1365 году игумена монастыря Андроника со своим учителем (1727г. – предположительно). И возведенный в 1722 году храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, внутреннее убранства которого сравнивают с отдельными фрагментами кремлевских храмов. Оно достойно отдельного описания и внимательного изучения специалистами.

Сейчас между РПЦ и Администрацией музея Андрея Рублева ведутся переговоры о передаче помещений монастыря патриархии. Уж очень лакомый кусочек московской земли предстоит разделить. Хорошо, если это не станет очередным испытанием для обители.

Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен