Бавария – самая крупная из 16 земель нынешней Германии. Существует в той или иной форме государственного образования (королевство, герцогство, курфюршество, вновь королевство, и опять герцогство) с середины VI века. Находясь в самом центре Европы, она не могла не влиять на экономические, военно-политические, религиозные проблемы региона. Равно как и европейские события, в первую очередь, военного характера накладывали отпечаток на развитие и укрепление вольного государства на территории баварцев, франконцев и швабов.
Географическое положения, масса исторических тем, связанных с городами Баварии, умение жителей показать лучшее, что сохранилось или было восстановлено после войны сделали её любимым местом для туристической общественности. Об этом можно говорить долго, но мы возьмем лишь одно направление. За без малого пятнадцать веков правителями Баварии побывали более ста королей, герцогов, курфюрстов, маркграфов. Как много имен из числа этих правителей назовет простой российский турист? Ну может быть (кто-то из наиболее любознательных) Гарибальда I – первого герцога Баварии или Оттона I – основателя Священной римской империи. Отдельные вспомнят Карла I Великого, чьим приемником считал себя даже неплохой полководец Наполеон. Слышу закономерный вопрос: «А зачем нам это надо знать?» Согласен, не очень-то и надо. Просто я подвожу к тому, что среди малознакомых исторических личностей такого масштаба, пожалуй, самым известным является Людвиг II Баварский.
Противоречивый и странный правитель. Большой поклонник оперной музыки, не интересующийся военно-политической жизнью страны. Король, который мог, подписав указ о мобилизации и вступлении в войну против Пруссии, уехать в Швейцарию на встречу с Рихардом Вагнером, поклонником которого он являлся. «Сказочный» король, которого любили простые граждане (даже сейчас в Баварии существует общество почитателей Людвига II) и с трудом терпели министры и чиновники, обвиняя его в неразумных тратах. Наконец, правитель, оставивший после себя такие архитектурные шедевры, что и сегодня сторицей окупают (извините за прагматизм) вложения, сделанные при строительстве замков. Он же человек, признанный специальной комиссией «неизлечимо душевнобольным». Главным доводом в пользу такого диагноза был вывод о том, что король настроил «никому ненужных замков».
Сейчас в туристической Баварии, а также в среде, отдыхающих в Австрии и Чехии, экскурсии по замкам Людвига Баварского в числе приоритетных. Причем предлагаются разные варианты: и однодневные, с посещение двух замков, и с посещением трех замков, и двухдневные «замки+Мюнхин». Но у экскурсоводов нет единства в трактовке понятия «замки Людвига». Или попросту допускаются ошибки. На одном из сайтов читаю, что в озеро Нойшванштайн привезли лебедей. У другого автора сталкиваюсь с информацией о том, что второй замок «лунного короля» (Людвиг любил работать по ночам) Хоэншвангау. Чтобы не повторяться, эти и другие ошибки постараюсь исправить в ходе рассказа о поездке.
Хоэншвангау – Высокий лебединый край, замок рядом с одноименной деревней, где расположена стоянка для туристических автобусов. Здесь же несколько небольших отелей, довольно-таки старая пивоварня и ресторан. Строго говоря, этот замок не все причисляют к архитектурным творениям Людвига Баварского. Старое, полуразрушенное строение увидел в 1829 году, выкупил, отреставрировал и в 1836 году сделал королевской резиденцией его отец – Максимилиан II. Сегодня здесь разместилась экспозиция музея.
С другой стороны, будущий король значительную часть своей жизни провел в этих романтических условиях – прекрасный горный массив, кристальной чистоты бирюзовые озера, белоснежные лебеди. Да и весь антураж дворца был выполнен в том же духе. Фонтан во дворе в виде лебедя, под стать ему подсвечники, канделябры. Стены, расписанные сюжетными картинами из саги о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Многие элементы внутренней отделки Людвиг взял на вооружение и применил в строительстве своих замков. Кто знает, не будь в его детстве такого окружения, стал бы он вынашивать идею строительства чудо-замков.
Что касается озёр, то их три – Альпзее, которым можно любоваться из окон замка, Шванзее – Лебединое озеро и Форгензее. А Нойшванштайн, это не озеро, а самый выдающийся замок Людвига.
Интересная, но противоречивая информация о пребывании здесь П.И. Чайковского. Одни гиды уверяют, что великий композитор в 1876 году был приглашен королем в его новый замок – Нойшванштайн, прожил там четыре дня. Альпийское Лебединое озеро вдохновило его на принципиальные изменения музыки к балету или даже написанию нового варианта. По другой версии, это происходило в старом замке, что более вероятно. Новый замок в 1876 году был еще в стадии активного строительства, а любоваться горным озером с большого расстояния – проблематично. Ну а в отношении музыки рассуждать не берусь.
Нойшванштайн — Новый лебединый камень (утес) самый эффектный, внушительный (можно еще много восторженных эпитетов применить) замок Людвига Баварского. И здесь в отношении авторства допустить ошибку невозможно. По воспоминаниям очевидцев, король лично изучал чертежи и проекты, утверждал их и контролировал исполнение.
Строительство нового замка началось в 1869 году около той же деревни Швангау на месте развалин двух крепостей. Возведение его отдельных частей и одновременно внутренняя отделка велись 17 лет, и после смерти короля, в 1886 году были приостановлены.
Замок обошелся казне королевства, как говорится в копеечку. Не зря большинство министров было недовольно королевским строительством. На момент смерти Людвига сумма вложенных денежных средств составляла более 7,5 миллиона марок (при первоначальной смете -3,2 млн.). И это при том, что не все было завершено, а от 90-метровой башни с церковью и большого сада с террасами и фонтанами попросту отказались. Через полтора месяца после смерти «звездного короля» было решено продолжить строительство, а чтобы решить вопрос с долгами и финансированием работ открыть новую достопримечательность для платного посещения. К 1899 году замок был достроен, все долги погашены и Нойшванштайн стал приносить стабильную прибыль. На сегодняшний день ежегодное число посетителей достигает 1,5 миллионов. Стоимость билета – 23 евро.
Подняться от деревни к замку можно на специальном автобусе за каких-нибудь 10 минут или по крутой и извилистой дорожке пешком (представляю этот вариант только теоретически). Буквально в двух шагах от места высадки из автобуса мост, построенный между двумя скалами и выполняющий функцию смотровой площадки. Лучший вид замка именно отсюда.
Дальнейшее знакомство с замком вызывает законное восхищение. Через несколько минут пути оказываешься у подножия отвесной стены. И вот отложившаяся в памяти картинка, только что увиденная с моста, как в мониторе при увеличении масштаба, превращается в отдельные крупные фрагменты: резные окна, балконы, шпили со штандартами, фигуры рыцарей и т.д. А посмотрев в обратную сторону, удивляешься – неужели два замка находятся друг от друга так далеко.
Новшванштайн встречает гостей красивыми воротами из красного кирпича, который удачно контрастирует с белыми стенами. Пройдя через ворота, туристы попадают в Нижний двор, где формируются группы для очередности посещения внутренних помещений и им присваиваются номера. В ожидании очереди здесь же можно получить в аренду аудиогид на русском языке и посетить небольшие магазины с сувенирами.
Преодолев препятствие в виде турникета, который тоже следит за соблюдением очереди, и поднявшись на Верхний этаж, вновь сталкиваешься с примерами материализации фантастических идей Людвига. Замечательный сад с искусственной пещерой, Квадратная башня, Палата Рыцарей, Женская башня, сам пятиэтажный Дворец. Группы туристов, одна за другой, с небольшим интервалом заходят во дворец. Там их встречают гиды и проводят 35 минутную экскурсию.
Потом, люди делятся впечатлениями и признают, что поговорка «на вкус и цвет товарища нет» очень уместна при оценки внутренней отделки и убранства замка. И еще, любое описание интерьера Нойшванштайна будет неполным и блеклым.
Поэтому, коротко о том, что понравилось и запомнилось. Большой салон расписан по мотивам «Лебединого озера». Впрочем, лебеди — везде. О том, что в замке присутствует множество сюжетов из опер Вагнера, можно и не говорить.
В тронном зале, в котором так и не было трона, стены и своды украшены росписью на библейские темы, что подчеркивает близость Короля к Богу. Для проведения концертов и выступлений певцов и музыкантов подготовлен Зал певцов. Поражают результаты труда 15 резчиков, которые 3 года создавали уникальный интерьер в спальне. Попросту говоря, Людвиг II, сам того не зная, «подарил» правительству Баварии рентабельное туристическое предприятие. Съемки запрещены только в комнатах и залах. В коридорах, с балконов, со смотровых площадок снимать можно, даже время свободное выделяется.
Чтобы иметь полную картину о главной достопримечательности Баварских Альп, спуститься мы решили пешком. По крутым ступеням, мимо водопада по маршруту, который привел нас к стоянке. Впереди нас ждал Линдерхоф.
Если в музыке, опере, театральной жизни Людвиг II был преданным поклонником Рихарда Вагнера, то образцом для подражания из числа великих монархов, он для себя выбрал французского Людовика XIV – короля-солнца. Гордостью французского монарха был Версаль. Мог ли баварский Людвиг отстать от своего тезки и кумира из Франции?
Линдерхоф
В 1870 году на территории заповедника Аммергебирге, вместо охотничьего домика началось строительство «баварского Версаля», названного, как и домик Линдерхоф. Удобное место, в центре парка, в стороне от крупных населенных пунктов, в 20 километрах (по прямой, по дорогам – 44 км) от существующего замка Хоэнщвангау и строящегося Ноэшванштайн.
Уже на начальном этапе строительства выяснилось, что выделенной для строительства площади недостаточно. Версальский проект решили внедрить в другом месте, а Линдерхоф построить как мини-Версаль.
Этот дворец и основные элементы его инфраструктуры, говоря современным языком, строились ударными темпами. Основное строительство закончилось за четыре года (1870-1874 гг). Дворец полностью построен из дерева, но так облицован штукатуркой (отделка продолжалась до 1886 г.), что некоторые специалисты определить это сразу не могут.
К сожалению, фотографировать в помещениях замка нельзя. Оценивать дворец и особенно его внутреннее оформление (цена билета – 6 евро) можно только под бдительным контролем музейных работников. И это вполне обоснованно. Лично мне нигде, в других музеях, не приходилось видеть такого количества дорогих безделушек (подсвечники, чашки, вазы и вазочки, шкатулки, тарелки, статуэтки, пепельницы, часы и прочее) в «свободном доступе». Можно либо случайно уронить что-то, либо дворец пострадает от нечистых на руки людей. Особая гордость дворца — белый рояль с позолотой, приобретенный Людвигом для Вагнера. Но композитор никогда им не воспользовался.
Линдерхов – единственный из трех замков Людвига Баварского, строительство которого закончили при его жизни. Возможно, это сказалось на итогах работы по завершению не только основного здания, но и парковой зоны: с аллеями, фонтанами, павильонами, гостевыми домиками, водяными каскадами.
Отдельного, не рассказа, хотя бы упоминания, достоин грот Венеры, расположенный в искусственной пещере высотой в 10 метров. Находится он чуть в стороне от замка, в глубине леса. При Людвиге там ставили сцены из опер Вагнера. Иногда для одного зрителя. Думаю, понятно, кто был этим зрителем.
Херренкимзее
Как уже отмечалось, экскурсии по замкам Людвига Баварского проводятся в разных форматах. Наш вариант не предусматривал посещения острова Херрен, который находится на самом большом озере Баварии — Комзе. Соответственно еще в одном недостроенном замке – Херренкимзее — мы не были. Но чтобы прийти к логическому завершению экскурсионной программы под названием «Замки Людвига Баварского», стоит отметить, что и «баварский Версаль» на озере Комзе после смерти короля достраивать не стали.
А завершить свой рассказ я бы хотел риторическим вопросом, перефразируя Маяковского, — кто больше для матери-истории ценен – Людвиг II, строивший фантастические замки или неизвестные министры, осуждавшие его за это?
” неплохой полководец Наполеон”- это круто сказано.