Профессиональные обязанности специалиста по рекламе, или иначе говоря, рекламиста, в первую очередь, предусматривают информирование потребителя о товарах, продуктах, услугах с целью активизации сбыта. Отсюда и набившая оскомину фраза о том, что реклама не должна нравится, она должна работать. А если учесть современные технические возможности, имеющиеся у рекламистов, то спорить с их креативным беспределом бессмысленно. Поэтому, во-первых, речь пойдет только о вывесках – старейшем виде рекламы, а во-вторых, и это основное, не о требованиях к ним, а о реальных образцах, которые сам видел и запечатлел.
Говорят, что первые вывески, как наружная реклама появились ещё в Древней Греции А может быть ее придумали финикийцы. Ведь деньги их изобретение, да и слава лучших торговцев за ними сохранилась. Впрочем, в данном случае первенство не имеет особого значения. Главное понимание, что вывески – больше, чем реклама. У нас в стране наружная реклама (очень часто она называлась наглядной агитацией) пережила две крайности. Или ее вообще не было. Конечно, абстрактные призывы и лозунги типа – «Слава КПСС!» или «Мы придем к победе Коммунизма» — назвать рекламой можно только в шутку. А реклама-призыв «Летайте самолетами аэрофлота» или «Отдыхайте на курортах Краснодарского края», звучали как издевательство. Наконец, вывески на магазинах «Океан» или «Продукты» выполняли функции банальных указателей.
В другую крайность страна попала в начале 90-х годов, сразу же после объявления Е.Т. Гайдаром ее перехода к рыночной экономике. Везде, где только было можно разместили растяжки, билборды, штендары, светящиеся вывески, стенды и прочие рекламные формы. Продукция различных компаний-рекламщиков, зачастую не лучшего качества, а, порой, пошлая и глупая, заполонила центральные улицы и площади большинства городов.
Чтобы вывески выполняли свои функции в полном объеме, они должны быть эстетически привлекательными, нести необходимую информацию и не переходить грань разумного при определении размера и месторасположения.
Среди образцов вывесок, которые я здесь представлю, идеальных скорее всего нет. Просто они разные и по-своему рассказывают о конкретном городе. Никаких оценок я давать не буду. Только картинка и место, где это увидел. Сначала, хотел классифицировать их, например, по видам. Тем более, что такая классификация существует.
Предметно-знаковые вывески, которые с помощью узнаваемых предметов или общепринятых знаков (например, скрипичный ключ на магазине музыкальных инструментов) сообщают об основном содержании рекламируемого объекта. Живописные вывески, которые призваны привлечь внимание потребителя с помощью сносного художественного изображения объекта или фрагмента репродукции картины.
Шрифтовые вывески, которые с помощью текста доводят необходимую информацию до потребителя.
Но делать этого (применять классификацию) не стану, ибо существует опасность превращения простых наблюдений в видимость какого-то исследования, которое вряд ли будет интересным. Может быть только постараюсь сгруппировать, насколько это возможно, по основным направлениям: гостиничные, ресторанные, магазинные, производственные, разноплановые, по принадлежности конкретному городу. Вот в первом коллаже представлены вывески из Зальцбурга.
Гостиничные. Их много и на них надо просто смотреть, ибо очень часто объяснить происхождение названия отеля не могут и его сотрудники.
Вывески ресторанов
Очень креативные, необычные как по оформлению, так и по содержанию встречаются вывески на фасадах и у входов в рестораны. Жаль, что многие названия перевести не удается. Я долго пытал переводчика онлайн, предлагая сообщить мне перевод слова Kneitinger. Бесполезно. Позже выяснилось, что это не что иное как Кнейтингер. Что-то непереводимое, но присутствующее в названиях отеля и пивоварни в Регенсбурге.
Не сложно заметить, что происхождение представленных вывесок, главным образом, из Австрии, Германии и Чехии. Во-первых, я в этих странах был по нескольку раз. А во-вторых, это самые пивные страны. Поэтому среди ресторанных вывесок решил выделить вывески пивных ресторанов и баров.
Интересные вывески можно найти и в общепите. Некоторые в прямом смысле слова русскому человеку знакомы «до боли».
Вывески пивных баров и ресторанов
Магазинные вывески. Причём, речь идет о маленьких магазинах. Здесь самое сложное. Посмотрите на первые этажи многоквартирных домов в спальных районах российских городов. Сколько окон – столько вывесок. Впрочем, сейчас не о наших вывесках. Просто о возможных вариантах.
Можно еще представить всевозможные варианты. При этом, полной гарантии отсутствия плагиата давать не могу, но повторяющиеся вывески мне не попадались.