Человек, находящийся на отдыхе расслабляется, в какой-то мере теряет бдительность. Даже там, где все включено, допускать этого нельзя, а наоборот надо уметь корректировать планы. В мае-июне 2015 года мы с супругой отдыхали в Словении, курортном местечке Порторож, что вполне обоснованно переводится как Порт Роз. Словении достался небольшой кусочек Адриатического побережья, в 46 километров. Порторож и есть этот кусочек. Справа – Италия, слева Хорватия, за спиной – сама Словения, а перед лицом Пиранский залив. Хорошее место. Для отдыха есть все необходимое. А для активных, непоседливых отдыхающих, турагентства предусмотрели «бонус» — экскурсию в Венецию.

По пути в Венецию

Мы активные туристы, и для нас вопрос: ехать или не ехать даже не возникал. Вместо него было давно продуманное решение: обязательно посетить Венецию! Вот здесь мы первый раз потеряли бдительность или нам просто не повезло. Как выяснилось рано утром, во время посадки на катамаран, из 343 пассажиров и нескольких десятков членов экипажа по-русски говорят два с половиной человека. Это мы с супругой и один, дай Бог ему здоровья, гид, который из «великого и могучего» кое-что понимал и немного на нем говорил.

Второй прокол, уже вселенского масштаба. Кто бы мог подумать, что после недельной жары, именно в день нашей поездки пойдет затяжной дождь. И это при том, что всемирная сеть сообщала — в этом регионе, в это время года бывает всего 3-4 дождливых дня в месяц. Теплилась маленькая надежда, что это здесь дождь, в Словении, а может там, в Венеции более лояльное отношение к туристам? Впрочем, альтернативы все равно нет. Но ехать надо. Точнее, извините, идти.

Перекресток

Катамаран, как средство передвижения по морю, был нам уже знаком. Удобные кресла, примерно, как в самолете, в салоне бизнес-класса. В баре — кофе, пиво, сэндвичи и пр. Никакого дискомфорта от качки даже у склонных к «морской болезни». Жаль не было возможности фотографировать. Иллюминаторы хоть и большие, но чистоты не идеальной. Да и дождь продолжался. Оставалось только отдыхать в полудреме, предварительно сделав пометки в блокноте. Расстояние от Пирана до Венеции 97,8 км (или 52,38 морских мили, мы же мореплаватели), время в пути 2,5-3 часа. Стоимость экскурсии, в которую включен только переход на катамаране, порядка 70 евро.

Важно! Паспорт с Шенгенской визой – обязательно.

На протяжении всего пути мне не давал покоя вопрос, который по мере приближения к конечной точке нашего путешествия становился все острее. Ответ на него появился уже по возвращении в Пиран. «Венеция – самый удивительный город мира», «Венеция – жемчужина современной Италии», «Обворожительная Венеция», «Венеция – город дожей, каналов, гондол, карнавалов», «Венеция — город сказка» и пр. Это малая часть определений и восторженных эпитетов (чаще всего заслуженных), которые я нашел на страницах всемирной сети. А мы-то куда пришли? Вопрос мучил не только меня. Он просто витал над пассажирами катамарана, пришвартовавшегося на пристани San Basilio в Венеции.

Руссо туристо…, не сахарные и любознательные

Это я про то, что чуда не произошло. Так же как и в Словении, в Венеции шел дождь. Ну что же, не сахарные, не растаем. Тем более, что инстинкт самосохранения сработал и мы привезли из Москвы вот такие средства спасения от дождя.

Большое спасибо тому, почти русскоговорящему гиду, который объявил время и место сбора для возвращения назад и подарил карту Венеции. Он же помог купить билеты и загрузиться в морской трамвайчик вапоретто – основной вид общественного транспорта.Наш путь лежал по Венецианской лагуне к самому центру – площади Святого Марка – покровителя республики. Было тяжело. Везде: справа, слева, впереди, сзади, иногда сверху появлялось что-то, что обязательно хотелось запечатлеть. В тоже время, отвлекало броуновское движение огромного количества плавсредств. Как они перемещаются? С одной стороны, понятно, что какие-то правила существуют. С другой, но не увидел я каких-либо элементов этих правил.

Тем не менее, мы в Венеции. Кроме нас в этот ненастный день здесь оказались тысячи любителей путешествий из разных стран. Заметным было преобладание жителей Поднебесной. И все были – мокрыми. Впрочем, сразу замечу – в среднем каждый час, минут на десять дождь прекращался. Появлялась возможность сделать несколько кадров или просто полюбоваться венецианскими пейзажами, сравнив полученную предварительно информацию о конкретных объектах с тем, что увидели воочию.

Концентрация достопримечательностей в Венеции зашкаливает за самые высокие нормативы. Если обратиться к Википедии и задать вопрос о каком-либо городе, то в полученной информации будет перечень объектов, представляющих интерес для туристов. В отношении Венеции предлагаются списки: Список дожей (всего их было 120 человек) Список дворцов, Список церквей, Список мостов (которых около 400) и т.д. А еще сведения о 150 каналах, о 118 островах, о ежегодном карнавале, на который съезжается более полумиллиона туристов. и т.д.

Сколько всего накопилось с VI века, когда на островах Венецианской лагуны стали появляться первые поселения до 1797 года, когда Наполеон завоевал эту могущественную республику мореплавателей и торговцев. По сей день на многих исторических зданиях в странах Средиземноморского бассейна красуется барельеф с венецианским львом. Наследили венецианцы.

Венеция: что увидел, то и запомнил

Других вариантов просто нет. Парадокс, но первый памятник, который попадается на пути туристов, продвигающихся от причала к площади Св. Марка – Национальный монумент Виктору Эммануилу II – первому королю и объединителю Италии. Второй-первый… Ошибки здесь нет. Вторым он был в своей династии Савойских (до него был первый), а для объединенной в 1861 году Италии он был первым. А потерявшую былое могущество Венецию (побывала и под властью Наполеона, и под управлением Австрии) в 1866 году присоединили к новому государству. Так что памятник стоит, но уважением не пользуется.

Вообще потомки венецианцев избирательно относятся к истории. Кого нужно – почитают, выдают за своего. А что-то придают забвению. Например, Марко Поло – хорват, родившийся на о. Корчула, выдается за итальянца, даже аэропорт в Венеции его именем назван. И только потому, что эта часть Хорватии во время его рождения находилась в составе Венеции. Споры продолжаются и сегодня. Да и в отношении мощей Святого апостола и евангелиста Марка, существуют разные точки зрения. Одни утверждают, что венецианские купцы в 828 году мощи украли, а другие считают, что они их спасли.

Из почти 400 (цифра не точная) мостов, четыре, которые через Грант-канал, имеют названия. А вот среди остальных лишь некоторые удостоились такой чести. Одним из достойных является Мост Вздохов (1602 г.), возвышающийся над Дворцовым каналом и соединяющий Дворец дожей с тюрьмой. Оба здания выходят прямо на набережную. Вынужден разочаровать тех, кто в названии моста усмотрел нечто, покрытое романтическим флером. Это мост, через который преступники, приговоренные к смертной казни, из помещения суда (он размещался во дворце дожей) направлялись в тюрьму и могли последний раз вздохнув, взглянуть на Венецию.

Мост Риальто

Само здание дворца дожей (палаццо Дукале) – резиденции руководителей Венецианской республики, которые избирались из наиболее богатых и почитаемых людей и оставались на должности пожизненно – начали строить еще в IХ веке. Основное строительство пришлось на 1309-1424 гг. (долгострой – это выдумка не современных строителей). Дворец, наряду с использованием его в качестве резиденции, побывал и крепостью, и зданием Верховного суда, и местом заседания Сената. На первом этаже размещалось военное ведомство, служба цензоров, конторы юристов, было место работы тайной полиции. Сейчас здание передано под экспозицию музея.

Как известно, венецианцы были не только хорошими мореплавателями, но и, а возможно в первую очередь, предприимчивыми купцами. В этой связи, небольшое лирическое отступление. Несмотря на дождь по набережной прогуливалась дама в карнавальном костюме и с удовольствием, ну, конечно за плату, фотографировалась с туристами. Думаю, что в погожие дни у нее появляется немало конкурентов. А в дождь и цену поднять не грех.

Еще предприимчивее были люди, торгующих в 3-4 палатках «колониальными» товарами. На самом видно месте были выставлены зонты, дождевики (как у меня), бахилы (не такие как выдают в медицинских учреждениях, а высокие, по колено). Предлагали и просто резиновые сапоги. А где предприимчивость венецианская? В Москве дождевик я купил за 100 руб. На площади Св. Марка – за него просили – 5 евро. В свое время, венецианцы обращались к Папе с просьбой предоставить им преференции на ввоз восточных товаров на том основании, что с земледелием у них проблемы. Нашли ведь доводы.

Торговая улица в Венеции

На площади Святого Марка

Прежде чем сообщить о том, как выглядит площадь Св. Марка в дождливый день, вернусь к еще одному символу Венеции – гондолам. Их видно сразу по прибытии вапоретто к причалу. Они качаются на волнах вдоль пирса, стоят в очереди, в ожидании любителей романтических прогулок, стоимостью 90 евро с человека и в пробке, образовавшейся перед финишем. И все это — и гондолы на гондолопарковке, и все 425 гондольера (среди которых есть одна женщина) и нахохлившиеся пассажиры под зонтами – все мокрое.

Но мокрое, так мокрое. «Каждый выбирает по себе…»,- сказал поэт. Мы решили наблюдать за символом Венеции со стороны. Лично у меня все, связанное с гондолами (от их истории, берущей начало в далеком 1094 году до увиденного сегодня воочию) вызвало двойственное чувство. Возможно, что раньше все происходило иначе, но в данном случае (может из-за непогоды), явно видно, что все участники прогулки, как говорится, «отбывают номер». Восторга у пассажиров заметно не было, да и гондольер Баркаролу не пел.

С другой стороны, наблюдение за перемещением этих необычных плавсредств, просто обязывает восхититься мастерством человека удивительной профессии. Насколько четко и выверено входит лодка в повороты, как ювелирно точно, буквально проползает, под низкими мостами. А места на стенах домов, отталкиваясь от которых, гондольер продолжает путь, как будто математически просчитаны. Но больше всего мне понравилась, когда несколько лодок, построившись в одну шеренгу, гордо двигались по Гран-каналу. Казалось, что им все другие уступают фарватер.

Вступив наконец на площадь Святого Марка, я стал активно прокручивать в памяти картинки (готовился же к поездке), пытаясь идентифицировать их с той реальностью, которая была перед глазами. Две колоны, возле которых гид назначил встречу нашей группе. Одну венчает статуя Святого Теодора – бывшего покровителя города. На второй расположился крылатый лев Святого Марка. Проход между колонами у жителей города считается дурным тоном и плохой приметой.

На площади справа дворец дожей, фасадная часть с балконом, который используется в качестве трибуны во время праздников и карнавалов. За дворцом, почти сразу, красивейший Собор Святого Марка, построенный в 832 году для мощей, которые из Александрии привезли купцы. Претерпев много реконструкций, собор приобрел сегодняшний вид в 1340 году. К сожалению, снимать что-то кроме раскрытых зонтов, очень сложно.

Зато колокольня – Кампанила Собора Святого Марка (в нынешнем виде с 1514 года) предстает во всей, почти 100-метровой красе. Правда этот вид сохранили при восстановлении в 1912 году (в 1902 г. колокольня рухнула). Туристам, по крайней мере тем, которые готовы отстоять длинную очередь под дождем, предоставляется возможность за 8 евро подняться на лифте, на смотровую площадку. Но цейтнот – вечный бич туристов. Не хотелось бы, отстоять такую очередь, подняться на площадку и увидеть свой катамаран, уходящий в сторону Пирана. Поэтому знакомство с площадью продолжалось в приземленно варианте. Нельзя пройти по площади, не заметив Оролоджо – башню с часами, еще один символ города.

Наконец, уж совсем шапочное знакомство со зданиями библиотеки Сан Марко и двух Прокураций – Старой и Новой (учреждений подобных прокуратуре, главным предназначением которых был контроль за государственной недвижимостью). Перед тем как покинуть площадь – информация к размышлению. Если не смущает чашечка кофе за 10 евро, то можно пообедать здесь же, в одном из ресторанов.

Не площадью единой…

Жители Венеции только лишь площадь Святого Марка называют piazzo, остальные, имеющиеся в городе – campo-поле. Хотя есть на что посмотреть и на «полях», и на улицах-каналах города. Не знаю, какой алгоритм перемещения по городу должен быть, чтобы не заблудиться в хитросплетении мостов, каналов и площадей. Сначала, уверенность в себе и наличие карты, даже мысли о возможности заблудиться не допускали. Шел, гулял, снимал. Печально выглядят дома, дворцы, соборы, разрушаемые временем, людьми и природой. За ХХ век город опустился в воду на 23 см. Скептики считают, что к 2028 г. он станет непригодным для жилья. Честно говоря, не совсем понятно. Что произойдет за 10 лет?

А пока, верьте на слово. Небольшие храмы и часовни, дворцы богатых венецианцев (и неплохо сохранившиеся, и требующие капитальной реставрации), каналы, с не очень чистой водой, мосты и мосточки, ресторанчики и сувенирные лавки – все это обычные городские улицы необычного города. Самое непонятное: как в этих, страдающих от переизбытка влаги, домах живут люди?

Когда наступило время возвращаться к месту сбора у меня в арсенале осталась только карта, которую не удавалось привязать к месту. Понимая, что вокруг бродят такие же знатоки города, с трудом нашел аборигена. Я имею ввиду местного жителя, которого определил по отсутствию фотоаппарат, карты/путеводителя и уверенному движению в нужном направлении. Получив исчерпывающую информацию по интересующему меня вопросу (взмах рукой в сторону площади Сан Марко) на место прибыл вовремя. Это не шутка, а совет. Если вы заблудились в Венеции (что очень легко), то ищите площадь Сан Марко.

Многочасовая прогулка под дождем подходила к концу, когда он наконец прекратился и возвращение на пристань Сан Базилио по Грант- каналу прошло веселей. По каналу длинной в 3,8 км и шириной 30-70 метров двигались с небольшой скоростью, позволяющей рассмотреть отдельные объекты, не скрытые теперь за пеленой дождя.

Это, в первую очередь церковь Святого Георгия на одноименном острове, с 75-метровой колокольней. На о. Джудекка — церковь Редетора (Спасителя). Величественная Базилика Богоматери Исцеляющей. Ее построили за период с1631 по1687 г установив предварительно 1 млн. свай из лиственницы. Церковь Святого Симеона Младшего. Есть соответственно и церковь Симеона Старшего. Значительно меньше, но старше.

Наконец, познакомились с четырьмя главными мостами, которые в отличие нескольких сот других являются мостами через Грант-канал. Это самый старый (1591 г.) – мост Риальто, мост Скальцы (1934 г), мост Академии и самый молодой мост Конституции (2008 г.)

Мост Скальцы

Возвращение в Пиран позволило слегка отдохнуть. Сидя в удобном кресле и вспоминая подробности экскурсии, осознал, что ключевыми словами рассказа о ней будут Венеция, дождь и мокрый. Да простят меня венецианцы и люди восторженно оценивающие город, но на вопрос – Венеция, она какая? Я знаю ответ. Венеция – МОКРАЯ!

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен