Большинство восстаний, бунтов, революций рождались на почве терпения несправедливости и глубокой веры в доброго царя, барина, президента. Люди, народ, население, в целом законопослушные, не устают повторять некрасовское «Вот приедет барин — барин нас рассудит.» И когда («барина все нету, барин все не едет») терпение и вера заканчиваются, любые иные лозунги принимаются на ура. «Грабь награбленное!», «весь мир насилья мы разрушим…». В числе прочих призыв «Мир – хижинам, война – дворцам!», прозвучавший в период Великой французской революции и буквально воспринятый революционными массами в нашей стране. К счастью не везде успели претворить в жизнь эту идею.
Но и судьба многих сохранившихся дворцов, комплексов, усадеб Москвы и ближнего Подмосковья оказалась незавидной. Хотя некоторые подвижки от войны с дворцами в сторону, хотя бы, мирного сосуществования с ними в последние годы происходят. Хочется верить, что не только в Москве.
Усадьба Кусково
Начать с усадьбы Кусково, не самой большой, не самой богатой, не самой знаменитой, решил по трем причинам. Во-первых, именно потому, что она не самая, но одна из немногих загородных усадеб, которые несильно пострадали от деятельности «борцов с дворцами». Во-вторых, потому что Кусково – пример того, как сегодня живется старым усадьбам на современной московской земле. В-третьих, и это было определяющим, я многократно бывал в этом усадебном комплексе и накопил значительный фотоальбом с его видами.
Некоторое время назад, перебирая фотоархив, увидел, что большинство фотографий сделано в летний и осенний периоды. Специально дополнил их результатами зимних съемок. А вот весной как-то не получилось.
Усадебный комплекс Кусково, построенный во второй половине XVIII века на территории имения графов Шереметьевых, включает в себя французский регулярный парк, плавно переходящий в окружающий его английский рельефный парк. На территории 14 зданий, признанных памятниками архитектуры. Не стану уделять много внимания их архитектурным тонкостям. А вот о назначении каждого стоит поговорить.
Усадьба Кусково, расположенная в столичном районе Вешняки, оказалась в черте города в 1960 году. Она расположена таким образом, что даже проезжающим мимо не бросается в глаза. Но зато она или ее отдельные фрагменты знакомы многим, благодаря кинематографу. Используя естественные декорации усадьбы, режиссеры снимали эпизоды, а то и солидные части таких известных фильмов, как «Здравствуйте, я ваша тетя», «Виват, гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Ширли-мырли. Не исключено, что и дальше будут снимать.
Усадьба довольно-таки активно, если не сказать больше, участвует в коммерческих проектах. Жители близлежащих районов частенько слышат и видят, как там проводятся различные празднества. Вечера выпускников для школьников, корпоративные мероприятия, торжественные процедуры бракосочетания и даже (говорят было и такое), празднование Дня независимости США??!! Любой каприз за ваши деньги.
Мировая практика обычно предусматривает: бесплатное посещение парков и садов (кроме частных) и платный вход в музеи, выставки, работающие на территории. В Кусково «потомки Остапа Бендера» берут по 50 рублей даже с жителей района за право погулять по парку.
Главным детищем Петра Борисовича Шереметьева, инициатора создания комплекса, был Большой дом, построенный из дерева (не каждый это поймет) в 1775. Первый этаж – зал для торжеств, с картинной галереей и музейной экспозицией. Рядом с Дворцом, завершая главный парадный подъезд, расположена семейная церковь графов Шереметьевых (1737-39 гг.) — церковь Животворящего Креста Господня (так же она известна, как церковь Спаса Всемилостивого) с колокольней, построенной в 1792 году. К сожалению, вокруг нее идут постоянные разборки между дирекцией усадьбы и представителями РПЦ. То разрешают службу, то ограничивают вход в усадьбу в церковные праздники.
Статья по теме: Православные монастыри русского Севера. Описание храмов и экскурсии, что таят святые обители, какие тайны скрывают их стены.
Главный дворец усадьбы построен так, что его тыльная часть, по торжественности выглядит не хуже фасадной, ибо она выходит на, так называемый, Партер. Это — площадь между Главным дворцом и Большой каменной оранжереей, самое популярное место для прогулок, сплошь в цветах и мраморных статуях (их в усадьбе около 60).
Противоположная сторона Партера ограничивается Большой каменной оранжереей. Подобные строения были модными у российской знати в XVIII-XIX веках. Шереметьевы – очень богатый род – стремились и в этом вопросе перещеголять других. В оранжерее, которая была и танцевальным залом, росли и вызревали персики, ананасы, апельсины и лимоны. Если продолжать ботаническую тему, то нельзя не сказать о лиственнице, что около оранжереи. Своим видом она радует посетителей усадьбы с 30-х годов XVIII века. Сейчас (начиная с 1938 года) в помещении оранжереи размещается музей керамики и стекла с античных времен до современности.
По замыслу П.Б.Шереметьева усадьба Кусково по красоте не должна была уступать царским резиденциям. Но кроме того, главным предназначением усадебного комплекса был отдых и увеселение гостей. Отдельное внимание уделялось развлечениям. Например, посещению Зверинца или Птичника, который сейчас практически пустой.
Пока речь идет о летней картинке. Но это была только часть зоологической составляющей. Вряд ли кто безошибочно определит назначение других, заснеженных помещений. Нет, сейчас там какие-то подсобные помещения. А вот при Шереметьевых это были утепленные помещения для водоплавающих птиц – лебедей, гусей, уток, журавлей, пеликанов. И называется это жилье красиво – менажереи. Думаю, что комментарии не нужны. Если только уточнение – а почему сейчас всего этого нет?
Кроме, Большого дома, усадьба располагает и несколькими гостевыми домиками. Понятно, а иначе и быть не могло, каждый из них — особенный и появился в комплексе не случайно.
Итальянский домик (1755 г.) в дни праздничных мероприятий выполнял функцию дворца для малых приемов. Одновременно здесь размещались произведения искусств и раритетные экспонаты. Можно было любоваться полотнами Рембранта, Рафаэля, Корреджа.
Голландский домик (1749 г.) был построен одним из первых. Находитсянесколько в стороне от главной аллеи, на берегу искусственного пруда. Построен в голландском стиле, имел кухню на первом этаже, гостиную на втором и использовался как увеселительный павильон.
Швейцарский домик. Последнее строение в усадьбе, датируется 1870 годом. Двухэтажное здание построено из дерева, но первый этаж настолько удачно расписан под кирпичную кладку, что приводит к заблуждению посетителей в отношении строительного материала.
Интересный факт! До начала XX века в этом «швейцарском шале» проживал последний владелец С.Д.Шереметьев. Сейчас в домике размещается дирекция музея-усадьбы. Но самые красивые, на мой взгляд, строения остались на десерт.
Павильон Эрмитаж (1765-67 гг.) – единственное здание, посещать которое могли только избранные гости хозяина и использовалось для приватных встреч. В доме имелась своя кухня, оборудованная подъемным механизмом для подачи блюд на второй этаж.
Павильон «Грот», построенный в 1756-1761 гг. – наиболее интересное и красивое здание комплекса. Гроты или архитектурные капризы были очень модными в те годы, строились во многих усадьбах. Внутреннее убранство этого элемента садово-паркового дизайна представляло из себя искусственную пещеру богато декорированную стеклом, зеркалами, раковинами морских моллюсков, позолотой. Нередко устройство гротов сопровождалось созданием обстановки таинственности и мистики. Перед зданием Грота небольшой пруд. В Кусково их целый комплекс, занимающий часть усадьбы.
Было много водных развлечений. Целая флотилия весельных судов. Была рыбалка и не только для избранных. Карпы по звуку колокольчика приплывали для приема пищи…Сейчас нет ни водоплавающих птиц, не «избалованных» карпов, ни лодочной станции. Остались редкие, на что-то надеющиеся, рыбаки. Да вот пляж, сомнительный с точки зрения СЭС, на противоположном берегу. В список столичных водоемов, пригодных для купания, пруд из года в год не попадает.
Жизнь Кускова не ограничивалась рамками имения и основных строений. Трудно поверить, но в те годы, когда еще не ВСЁ принадлежало народу на территории комплекса, общей площадью в 230 га, в летний период еженедельно, по четвергам и воскресениям проходили дни открытых дверей. Любой человек, чисто и аккуратно одетый, не важно какого происхождения, без билета или приглашения мог приехать (прийти) сюда. Прогулка с дамами, просмотр театральных постановок, катание на лодках, рыбалка, кормление водоплавающих птиц, бесплатное угощение на накрытых столах, участие в различных праздничных мероприятиях – все это было доступно для жителей Москвы. В лучшие дни число посетителей доходило до 30 тысяч.
Естественно, самым значительным и торжественным событием для усадьбы и ее владельцев было посещение Кускова в 1774 году императрицей Екатериной II. В память об этом в Партере установлена колонна со статуей богини разума Минервой. В те годы было принято проводить параллель между императрицей и богиней.
От центрального входа в Музей-усадьбу Кускова, сторону ул. Вешняковской проходит небольшая аллея Жемчуговой. Судьба певицы и актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой тесно связана с усадьбой. Будучи актрисой дворцового крепостного театра, она, благодаря полюбившему ее Петру Шереметьеву, получила вольную, вышла за него замуж и стала графиней Шереметьевой.
На сегодняшний день вокруг усадьбы Кусково плетутся какие-то интриги. Местные жители вынуждены бороться с попытками незаконной вырубки деревьев. По-видимому, есть силы, которым призыв про войну дворцам не терпится изменить и дополнить словами «мир коттеджам». А если вы хотите узнать, что скрывается внутри музейного комплекса — посмотрите это видео.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.