В первой части статьи состоялось довольно поверхностное знакомство с Остров-Градом, как местные жители обычно называют Свияжск – город, который по замыслу царя Ивана Грозного должен был стать центром православия в Поволжье. Трудно сказать, насколько полно зодчие и мастеровые претворили в жизнь царские планы и идеи, но вот центром туристического паломничества в Татарстане город стал.
Конечно, назвать углубленным изучением 3-5 часовое посещение этого города было бы безответственным. Ведь только объектов культурного наследия здесь насчитывается порядка 40. Причем, 18 из них федерального значения. А если просто гулять вдоль берега и любоваться открывающимися со всех сторон видами. Словом, именно поверхностное знакомство со Свияжском является первым пунктом в списке туристических объектов, расположенных сравнительно близко от Казани.
Вторым таким объектом (извините за такую терминологию) является Раифский Богородецкий мужской монастырь, расположенный на берегу живописного Раифского, (Сумского, Монастырского) озера возле поселка Местечко Раифа. После перечисления всех названий, как-то связанных с монастырем, у многих туристов показатель любознательности начинает зашкаливать. Поэтому требуется небольшое топонимическое отступление.
Обычно православные монастыри на Руси получали название, производное от местности или ближайшего населенного пункта. В обратной последовательности появлялись названия географических объектов вокруг монастыря, начало строительства которого было освещено в 1661 году. Монастырским, а позже Раифским стало Сумское озеро (по озеру проходит русло реки Сумка). Соседний поселок тоже стал Раифа.
А сам монастырь получил свое название из Египта, где еще со времен фараонов был город Райфа (Земля плодов), ныне Эт-Тур. Здесь в память о 43 отшельниках христианах, убитых племенами кочевников -язычников и была построена первая Раифская обитель. По христианским канонам она посвящена Преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенных
Ныне действующий мужской монастырь несмотря на то, что строительные работы начинались «на пустом месте», без приписанных земель и угодий, был построен довольно-таки быстро. Основные храмы и сооружения были освещены к 1670 году. Поступательное развитие, рост материального благополучия монастыря были прерваны в 1689 года страшным пожаром, который уничтожил буквально все строения обители. Пережив тяжести восстановительного периода, при поддержке иерархов Казанской патриархии, монастырь возродился и был построен уже в камне. В 1739 он включал в себя 15 храмов с приделами.
Истинным благодетелем для монастыря, внесшим большой вклад в его восстановление, стал Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов). Именно он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение.
Раифская обитель, не самая старая среди православных монастырей, за годы существования приобрела большое число почитателей и преданных прихожан. Она с уважением и признательностью помнит о людях, которые своими пожертвованиями способствовали восстановлению храмов, покрывали затраты на их внешнюю и внутреннюю отделки, приобретению церковной утвари. Об этом стоит говорить отдельно, в общем с описанием истории обители, жизни ее насельников и игуменов.
Нельзя умолчать только об одной черной полосе, как для всей православной церкви, так и для монастыря в Раифе. Речь идет о годах борьбы власти с «опиумом для народа».
Только благодаря некоторым неравнодушным людям из числа, как священнослужителей, так и мирян, некоторые храмы и постройки обители удалось сохранить. Так два храма не были уничтожены благодаря руководителям лесного факультета Казанского университета, которые смогли добиться передачи зданий в их ведение. Удалось сохранить и главную святыню монастыря икона Божьей Матери «Грузинская».
С 1930-х годов на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские. В 1991 г. монастырь и принадлежавшие ему территории были переданы Русской Православной церкви и за 90-е годы он практически полностью был восстановлен. Возобновилась и монастырская жизнь.
Сегодня Раифский Богородецкий монастырь вновь стал местом паломничества верующих и объектом повышенного внимания туристических групп. Многие приезжают из желания просто полюбоваться восстановленными храмами.
Невольную улыбку и шутки разного толка вызывает тот факт, что лягушки, обитающие на берегах Раифского озера не квакают. Любознательные туристы привозили сюда особей из других регионов. «Приезжие» земноводные здесь тоже умолкали, а по возвращению в свои пенаты вновь обретали голос.
Не единственная, но самая распространенная легенда об этой особенности озера, конечно, имеет религиозную окраску. Якобы Господь по просьбе монахов монастыря, песнопению которых мешала лягушачья какофония, сделал местных земноводных безголосыми. Как все вернуть на «круги своя» никого, по-видимому, не интересует.
Православный Татарстан представлен сегодня 176 приходами, в том числе 7 мужскими и 2 женскими действующими монастырями. Рассказывая о них туристам, приходится руководствоваться двумя важными условиями. Удаленностью от столицы республики – центра туризма и популярностью обители, отдельного храма или священного для представителей других религий места. Необычным, и во многом спорным, в современных условиях возрождения веры, стало решение о создании на территории Татарстана единственного в мире Храма Всех Религий.
Инициатором и вдохновителем строительства такого необычного культового комплекса стал художник, скульптор, архитектор и общественный деятель Ильдар Ханов. Почти двадцать лет, начиная с 1994 г. и до самой смерти в 2013 году он посвятил воплощению в жизнь своей мечты – создание международного центра духовного единения. Его начинание сейчас продолжают брат Ильгиз и сестра Флюра Галеева.
Комплекс состоит из нескольких зданий, в которых каждая из комнат посвящена и соответственно оборудована и с учетом особенностей одной из религий или религиозного направления. Сегодня уже готовы и открыты для посетителей Египетский и Католический залы, Чайная комната, зал Иисуса Христа, Театральный зал, Картинная галерея. В виду того, в храме ни одна из религий не будет иметь приоритета, то ни какие службы и обряды здесь не проводятся. На мой взгляд относить этот «Храм» к культовым зданиям неправильно (хотя название имеет право на жизнь). Это очень интересный и познавательный Музей Религий.
И еще ложка дегтя. Место, выделенное под строительство – неудачное. Хоть и на берегу Волги, но практически на проезжей части пыльной загородной трассы, которая и отделяет территорию комплекса от уреза воды.
И одно пожелание. Чтобы дело, начатое И. Хановым, продолжалось.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.