Остап Бендер утверждал, что знает 400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения. Мог ли великий комбинатор предвидеть какие перспективы откроются перед его последователями в связи с бурным развитием научно-технического прогресса и расширения торговых связей в мировом масштабе.

Кадр из фильма «12 стульев»

Наследники Остапа Бендера

Конечно, из-за «железного занавеса» некоторое отставание от зарубежных коллег у советских «остапов» имело место быть. С другой стороны,  после его падения, поток вчерашних советских   граждан, теперь свободно выезжающих за рубеж, был не паханным полем и легкой добычей для мошенников разных мастей. Будучи наивными как дети, впервые столкнувшись с действительностью «загнивающего капитализма» россияне, нередко попадали в число «лохов». Чаще всего их «разводили» недавние соотечественники, вернувшиеся на родину предков – греки, поляки турки-месхетинцы.

Это удивительное слово Taхfree

Хорошим подспорьем для применения очередного способа сравнительно честного отъема денег у населения на практике было элементарное незнание нами очевидных для иностранцев вещей. Вот и мы с супругой попались на одну из удочек. Впрочем, все по порядку. В 2000 или 2001 году мы отдыхали в Греции. И хотя время прошло много, уверен, что мой рассказ не потерял свою актуальность. Многие вещи часто повторяются. Как уже понятно из названия статьи речь пойдет о Taxfree – системе возврата сумм НДС на покупки, сделанные иностранцами.

Какие возвраты НДС, какое Taxfree? Магазины дьютифри -то вызывали у большинства из нас некоторый трепет. А про возврат НДС, в лучшем случае, что-то слышали.

Все для покупателя и никаких подводных камней

Мы прогуливались по Афинам, после посещения Акрополя спускались по узким улочкам в район знаменитой площади Синтагма. Серьезный шопинг в этот день в наши планы не входил. И тут нам навстречу попадается молодой человек, отлично говорящий по-русски и вручает рекламный купон на посещение мехового салона. Выяснилось, что он, назовем его Александром, грек из Крыма, в Афины приехал на летний период подрабатывать. А узнав, что мы особенно не спешим, предложил сразу же пойти в салон, посмотреть товар. При этом доверительно сообщил, что основная часть его заработной платы – это проценты от продаж. Казалось бы – никаких подводных камней.

Не буду долго рассказывать ни о радушие хозяина салона, ни о замечательном обслуживании, ни о рюмке «Метаксы» предложенной мне, ни о скидке, которую согласились дать при покупке. Словом, все понравилось, и мы приобрели для супруги небольшой норковый полушубок, где-то за 600-700 долларов. Сразу скажу, что и здесь подводных камней не было. И цена — приемлемая и качество, как потом выяснилось, не подвело. Только потом, по возвращении домой, у меня возник вопрос- с какой целью, сотрудник салона при оформлении покупки поинтересовался датой нашего возвращения домой и номером рейса. А тогда, в салоне, получая пакет документов (зачем так много?), оформленных на английском и, кое-где на греческом языках, мы совершенно не предали этому значения.  Просто расплатились и отправились дальше.

Шоу «Как получить Taxfree»

Через неделю наступил день отлета в Москву. Мы даже не удивились «совершенно случайно» (как потом выяснилось) встретив в аэропорту знакомого нам грека Александра из Крыма. Подрабатывая еще трансфером, он ожидал туристов из Москвы. Поговорив с нами пару минут, любезно распрощавшись, он исчез. На самом деле, как потом мы поняли, он «передал» нас следующему участнику шоу по названием «Как получить Taxfree».

Перекресток

Зарегистрировавшись и сдав багаж, мы отправились к месту прохождения паспортного контроля. По пути нас остановила, обратившись по фамилии, слегка озабоченная молодая женщина с пачкой каких-то документов в руках. Одета она была в юбку, блузку и какой-то легкий шарфик, похожие на униформу сотрудниц аэропорта. Быстро и хорошо говоря по-русски, она стала что-то объяснять о процессе возврата НДС (тогда порядка 20% от суммы покупки), взяла у нас пакет документов, полученных при покупке полушубка, что-то вернула нам, что-то забрала и распрощавшись, побежала дальше.

Пройдя паспортный контроль, увидели застекленный павильон, на котором была какая-то информация о Taxfree. Выстояв небольшую очередь и предав хозяйке павильона все документы, мы услышали монолог, единственным знакомым словом в котором было слово «оригинал». Этого как раз и хватило для понимания главной идеи шоу, участниками которого мы были. Добрые работники салона получали НДС за покупателей.

 Бдительность – наше оружие

Если абстрагироваться от «кидалова» в аэропорту, то и говорить не о чем: полушубок был, скидки были, «Метакса» была, Taxfree мы как-то в расчет и не брали. Но все равно – не приятно. Да и 100-150 долларов на дороге не валяются. Сейчас знаниями в области оформления возврата НДС вооружены все туристы, значок компании «Global Blue» узнаваем лучше, чем когда-то октябрятский. Но будьте бдительными. В арсенале потомков великого комбинатора количество сравнительно честных способов отъема денег у населения не уменьшается.

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен