Предыдущая статья, посвященная знакомству с отдельными достопримечательностями Казани, предварялась небольшой ремаркой: «куда глаза глядят или все продумано». Не буду повторяться, подчеркну – к продолжению она тоже относится. Это, во-первых. А во-вторых, заметки о новых впечатлениях от поездки в Татарстан постараюсь представить в том же формате.
Содержание:
Озеро Кабан: как появилось, состояние, экология
Какие бы споры, касающиеся водной системы бывшей булгарской крепости, главного города Казанского Ханства или столицы современного Татарстана не возникали, все они априори приведут к одному выводу – Казане в этом плане повезло. Ее основатели оказались людьми дальновидными. Выбранные для жизни берега Волги, Казанки, озера Кабан, протоки Булак – были удобными с любой точки зрения – географической, военной, торговой. Особенно важным для жизни города было расположенное в его центральной части озеро Кабан. Собственно, это не один водоем, а озерная система протяженностью более 10 км, состоящая из трех озер. Бытует несколько легенд, приданий, научных данных о происхождении, названии, освоении озера в разные годы.
К сожалению, яркие краски из природной палитры для описания совсем недавнего прошлого озера Кабан не потребуются. Но прежде, чем приступить к знакомству с сегодняшним днем этого района города, надо вернуться к озеру Кабан или вернее узнать о его состоянии на конец 60-х-70-х гг. прошлого века. Здесь как раз и понадобится мрачная часть палитры красок.
Статья по теме: Татарстан. Путешествие без гида. (Часть 1. Казань)
К середине XVIII в. практически все берега были заняты жилыми постройками. А слово «экология» тогда еще не знали. Так и не дождавшись его появления, со второй половины XIX века на берегах озера начали интенсивное промышленное строительство. Все стоки попадали в Нижний (Ближний) Кабан, и вода стала непригодной для питья. Яркой иллюстрацией сложившейся обстановки может быть постановление Казанской городской Думы, утвержденное в 1880 году, согласно которому «воспрещалось выкидывание в Кабан, Булак, Казанку и другие водоемы отбросов фабрично-заводского производства, а также спуск в них жидких нечистот».
Наконец, в середине 60-х гг. прошлого столетия термин «экология» приобрел мировую известность. Узнали о нем и в Казани. Правда рыба в озере уже пропала, почти все придонные беспозвоночные вымерли Вода имела грязно-серый цвет и пахла так отвратительно, что строительство нового здания театра Г.Камала рядом с озером сильно затягивалось… Не исключено, что вынужденно.
Спасли озеро, в прямом слова, ученые биофака Казанского государственного университета. За период 1980-1986 гг экосистему озера восстановили, ветхие дома на его берегах снесли, построили набережную, достойную столице республики. Сегодня она и часть акватории – излюбленное место дневных и особенно вечерних прогулок, практически обязательное направление для туристических потоков.
Статья по теме: Татарстан: Улица Н.Баумана
Старо-Татарская слобода
После взятия в 1552 году Казани и ее значительного разрушения Иван Грозный повелел на месте города построить Белый Кремль. В посаде стали жить ремесленники, торговцы, перевозившиеся по указанию Ивана Грозного иногда целыми слободами из разных русских городов, простой люд, неугодные царю бояре. А лояльных, т.е. отказавшихся от сопротивления новой власти, татар переселили в район за каналом-протоком Булак и озером Нижний Кабан. Их усилиями в XVII – XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры Старо-Татарская Слобода. Так в дореволюционной Казани определились два архитектурных направления: русская городская застройка, которая в свою очередь делилась на аристократическую и купеческую и рабочие окраины с характерными татарскими жилыми и хозяйственными постройками. И если знакомство с некоторыми объектами из числа первой группы уже состоялось, то пешеходная экскурсия по улицам слободы еще впереди.
Сейчас Старо-Татарская слобода выступает в двух ипостасях. Во-первых, как часть города, где живут и работают потомки тех самых лояльных татарских семей, выселенных Иваном Грозным после взятия Казани. А во-вторых, с 1992 года этот район имеет статус «Заповедной территории историко-архитектурного значения».
Более 40 объектов (особняков, зданий светского и религиозного назначения, торговых точек), улицы и площади – все музей под открытым небом. Вряд ли найдется много городов, готовых предложить гостям интересную экскурсию, которую можно назвать, например, «Живая старина». Ведь знакомство с историей, культурой, бытом слободы происходит в условиях реальной жизни людей, а не в стилизованных под старину бутафорских хижинах и дворцах.
Заповедная территория Старо-Татарская слобода – уникальное явление для административно-правового, культурологического и религиозного положения «угнетенной» нации. Оставаясь в значительной степени ущемленными в правах, жители слободы смогли сохранить самобытность, духовную и культурную свободу. Даже самые изощренные русофобы не стали бы сравнивать слободу например, с резервацией индейцев Северной Америки. Особенно бурно слобода стала развиваться после указов Екатерины Великой о снятие ограничений на строительство каменных мечетей (1767г.) и о терпимости всех вероисповеданий (1773г.). Конечно, Слобода не может помнить Ивана Грозного. Но среди ее особняков не мало тех, возраст которых давно перевалил за сто лет и более. И это вопреки некоторым горячим головам, которые, глядя на потенциальных юбиляров уверяли, что «мы наш, мы новый мир построим». Хорошо, что у них на все времен не хватило. Архитектурный ансамбль Старо-Татарской слободы включает жилые особняки татарских промышленников, купцов, представителей интеллигенции и духовенства, светские и религиозные здания, хозяйственные и торговые постройки. Они, порой, вопреки плану городской застройки, отличаются яркой отделкой и цветовой гаммой фасадов, этажностью (в основном 2-5 этажей), материалами, которые частично или полностью использовались при строительстве.
А объединяет их, по мнению неспециалиста, надежность и долговечность построенного, а также яркость и многоцветность всех архитектурных элементов, порой граничащая с аляповатостью. А еще, и это видно по обстановке в слободе, местные жители с почтением и заботой относятся к «семейному очагу», доставшегося им от старших поколений.
Но как известно, на вкус и цвет точки зрения бывают разными. Свою решил оставить при себе. Во-первых, в вопросах архитектуры я апеллирую всего лишь понятиями «нравится-не нравиться». А во-вторых, пусть банально, но лучше один раз увидеть (результаты, небольшой фотосессии), чем несколько раз прочитать об увиденном. Да и с именами жителей слободы будет меньше сложностей. А то не дай Бог, придется рассказывать, что имам Шигабутдин Багаутдинович Марждани проживал по адресу: ул. Каюма Насыри д.11. (Кто-нибудь рискнет повторить этот текст без тренировки?) Любителей музейной тишины администрация комплекса приглашает посетить ряд тематических музеев. Ну а для основной массы туристов – интересная приятая прогулка. С гидом и за отдельную плату.
Большинство туристов, оказавшись на набережной Казанки, недалеко от Кремля, испытывают эстетический шок. Их взору предстает удивительной красоты здание, вернее дворец, построенный в разных архитектурных стилях. Опасаясь, что не смогу дать объективную оценку, не стану подробно описывать его. Лучше представлю несколько фотографий и короткие комментарии. Тем более, что у многих туристов, узнавших официальное название здания («Дворец Земледельцев») восторг сменяется недоумением. Последнее усиливается после получения дополнительных сведений.
Здание почти новое, 2010 года постройки. В нем размещается Министерство сельского хозяйства РТ и смежные ведомства. Короткая история дворца сопровождается затянувшейся дискуссией специалистов и простых жителей о целесообразности его создания и разумности нынешней эксплуатации и использования. Время покажет, чем это закончится.
Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора