Татарстан: Казань многоконфессиональная (взгляд туриста) • Отдых, путешествия и туризм

Татарстан: Казань многоконфессиональная (взгляд туриста)

108
0
Казань ночная

Это утверждение, часто используемое «пишущими» людьми, может быть применимо и в качестве заголовка, и оставаться серьезным аргументом в дискуссиях, как начинающих исследователей, так и некоторых маститых ученых. Конечно, спорить с ними в рамках небольшой информационной статьи невозможно, а вот использовать сведения из их научных трудов нужно.

Содержание:

  1. Православие и мусульманство – основные религии Казани
  2. На пути к единому государству   
  3. Русско-татарская Казанская губерния
  4. Что посмотреть туристу

Православие и мусульманство – основные религии Казани

В мире насчитывается более 100 религиозных течений. Порядка 20 из них имеют свои представительства или зарегистрированные организации в Республике Татарстан. Это   основные конфессии – православие и мусульманство. Это и традиционно лояльные к ним и довольно распространенные в регионе – иудаизм, католицизм, лютеранство. Есть даже  такие, почти экзотические, как мормоны, адвентисты седьмого дня, вера хаи, церковь последнего завета и др. Безусловно, в каждом из религиозных направлений существуют постулаты, на которых строятся те или иные вероучения. Впрочем, многие из них, даже с точки зрения теологии, отнести к научным нельзя. Да, и интерес они представляют, главным образом, только для своих адептов.

Мечеть всех религий в Казани
Мечеть всех религий в Казани ФОТО: unionkazan.ru

Поэтому, рассказывая об особенностях межрелигиозных отношений в Казани за последние, без малого пять веков, обычно ограничиваются православием и мусульманством.

На пути к единому государству   

В 1552 году русские войска во главе с царем Иваном Грозным после длительной осады взяли город-крепость, столицу Казанского Ханства с известным одноименным названием. Отдельные, не очень добросовестные историки оценивают это событие как итог агрессивной политики Ивана IV в отношении татарской государственности. В унисон с ними звучат голоса, настаивающие на антимусульманских тенденциях русского духовенства. При этом, если не умалчивают, но сильно нивелируют непрекращающиеся более века военное противостояние «заклятых соседей» – Казанского Ханства и Московского царства.

Взятие Казани Иваном Грозным
Взятие Казани Иваном Грозным ФОТО: bibliotekar.ru

Не вдаваясь в подробности, нужно подчеркнуть. Существует множество исторических документов подтверждающих, что инициаторами военных столкновений сторон очень часто выступали казанские мурзы, а не русские князья. Ведь говоря современным языком, основным источником пополнения бюджета у казанских татар были нападения на русские села и города, захват пленных и работорговля. Для понимания масштабов этого «бизнеса», достаточно одной цифры. Во время нескольких походов, в преддверии окончательного завоевания Казани было освобождено более 71.000 христианских рабов.

Статья по теме: Гордость России, достойное украшение Поволжья: Казань

Вход в храм Богородицкого монастыря
Вход в храм Богородицкого монастыря ФОТО: А.Лунькин

Странной и необъяснимой была бы позиция православной церкви, откажись она от участия в освобождении христиан из рабства. Да и политику церкви, которая не стремилась бы распространять свое влияние на новые присоединенные территории трудно представить. Способствовать объединению земель, укреплению государственности любая религия считала своей прерогативой. А вот обвинения русского государства в полной и насильственной русификации казанских татар сильно преувеличены.

Восстановленная в 2005 году мечеть Кул-Шариф. Носит имя последнего имама Казанского ханства..
Восстановленная в 2005 году мечеть Кул-Шариф. Носит имя последнего имама Казанского ханства ФОТО: А.Лунькин

Более того, сейчас нелегко, а потому может и не стоит будоражить, пытаться пересмотреть, приукрасить или очернить тот период истории, когда шел процесс объединения двух государств. Слишком много национального, военно-политического, религиозного, экономического намешали Русские «мурзы» и Татарские «князья».

Русско-татарская Казанская губерния

Конечно, отношения между русскими и татарами не были безоблачными.  Неугодные мурзы, представители мусульманского духовенства и простые люди, оказавшиеся нелояльными по отношению к новой власти, изгонялись со своей земли. Другие, добровольно принимавшие   православие, поступавшие на «государеву службу» и готовые начать жизнь в новых условиях. получали такую возможность. Из Казани, например, татары были выселены на противоположный берег озера Кабан, где построили слободу, существующую и поныне. Вчерашние мурзы, принявшие сторону Московского царства в период военных столкновений и особенно во время осады Казани, получали вотчины, экономические льготы и формировали новую знать объединенного государства.

Статья по теме: Татарстан: куда глаза глядят или всё продумано

Мечеть Аль-Мираджани в Татарской Слободе. Восстановлена в 1766-1770
Мечеть Аль-Мираджани в Татарской Слободе. Восстановлена в 1766-1770 ФОТО: А.Лунькин

Некоторые историки, особенно страдающие русофобской заразой, в очередной раз муссируют вопрос о насильственной христианизации и русификации населения присоединенных к Московскому государству земель. Однако огульные обвинения подобного рода – безосновательны.

Конечно, как это было во все времена, победитель стремится утвердиться на завоеванных территориях. В первую очередь московские князья объявили войну мечетям, многие из которых были снесены. Но при внимательном рассмотрении проблемы, становится очевидным дифференцированный подход к ее решению. Большинство снесенных мечетей находились в местах проживания как мусульман, и так новокрещенных жителей Казанской губернии. В селах, с исключительно мусульманским населением молитвенные дома вообще не сносили. И вообще, многие положения царских указов, касающихся мечетей, выполнялись не очень добросовестно. А со второй половины XVIII века, после вступления на престол Екатерины II, началась целая полоса заметных послаблений в отношении строительства мечетей.

Мечеть Нурулла (Седьмая Соборная, Сенная). 1849 год
Мечеть Нурулла (Седьмая Соборная, Сенная). 1849 год ФОТО: А Лунькин

Преувеличена и роль конторы новокрещенских дел, которая занималась распространением христианства среди народов Поволжья. И хотя ее деятельность была достаточно активной, назвать ее насильственной можно с натяжкой. Нередко за принятия христианства иноверцы получали какие-то блага (деньги, одежду, освобождение от податей и от рекрутской службы). А в 1740 г. Указом Екатерины II контора вообще была ликвидирована.

Что посмотреть туристу

Историю взаимоотношений русских и татар, мусульман и православных рассматривать с позиции «Прав-неправ», без учета конкретного периода – неразумно. Тем более глупо, выхватив из исторического контекста понравившийся факт строить на нем целую теорию. Ну а туристам, в большинстве своем, не сильно искушенных историческими знаниями, стоит ограничиться получением информации и визуальным знакомством с архитектурными шедеврами старинного города, которые дают пример добрососедства взаимного уважения.

Статья по теме: Татарстан: Озеро Кабан и Старо-Татарская Слобода

Никольский Кафедральный собор. Конец XVII века
Никольский Кафедральный собор. Конец XVII века ФОТО: А. Лунькин
Собор Петра и Павла. 1723-1726 г.
Собор Петра и Павла. 1723-1726 г. ФОТО: А. Лунькин
Собор Казанской иконы Божьей Матери. Восстановлен в июле 2021 г.
Собор Казанской иконы Божьей Матери. Восстановлен в июле 2021 г. ФОТО: А. Лунькин

Вот мусульманские святыни, которые открыты для людей любых вероучений. А рядом наиболее почитаемые православные храмы Казани.

Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора

Александр Лунькин
Автор статьи

Александр Лунькин

Хобби — туризм, фото-охота. В прошлом — военный, в настоящем, турист с действующей степенью к.н.н. , по жизни оптимист. Люблю активный отдых, здоровый образ жизни и наблюдать мир с разных его сторон. Готов поведать читателям нашего путеводителя о тех местах, где побывал, а рассказать есть о чём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *