Страна души моей – Абхазия • Отдых, путешествия и туризм

Страна души моей – Абхазия

виды на горы

Из-за ситуации с коронавирусом путешествие за границу стало пределом фантазий. Поэтому я ненароком вспоминаю, как в 2019 году, где-то в середине июля, мы с родителями отправились в наше первое совместное путешествие. Страной, выбранной нами в качестве посещения, стала Абхазия; она находится в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Это частично признанное  государство, но в документах ООН Абхазия рассматривается как территория Грузии. Многие мамины знакомые очень восторженно и ярко описывали впечатления и виды, которые подарила им эта страна. Как оказалось, народная молва – лучше любой рекламы: мы решили убедиться в правдивости слухов.

Нелёгкий путь к морю, солнцу и горам

И вот билеты куплены, чемоданы собраны, погода прекрасная, настроение на высоте. Но, сев в поезд, проехав пару часов, я поняла, что эту радость и предвкушение приключений придётся отложить ещё на 72 часа. Ехать нам было 3 дня. Ещё совсем недавно я так была рада той тёплой и солнечной погодке, ласкающей моё лицо на перроне, но уже сейчас я молилась о ветре, потому как духота в вагоне стояла невыносимая. Но, к счастью, кондиционер вошёл в рабочий ритм, и весь вагон вздохнул с облегчением. Я очень пожалела, что не взяла с собой ни одной книги, кроме учебной, наблюдать за унылыми пейзажами за окном надоело очень быстро. Единственным развлечением стало гулять по перронам на остановках и наблюдать за окружающими.

Страна души моей – Абхазия 1
Источник: Яндекс Картинки

Первый день. Второй день. Третий. И вот, наконец, обыденные виды природы стали преображаться в тропические красоты, я увидела тоненькую чёрно-синюю полосу, которая по мере приближения становилась всё больше. Это была моя первая встреча с морем.

Остановка. Сочи. Пересаживаемся на автобус до границы. На паспортном контроле мы потеряли не менее часа, а может и больше из-за большого количества туристов. После проверки багажа и документов, мы прошлись пешком по небольшой, огороженной сеткой дороге – и вуаля – мы в Абхазии!!! А если конкретнее, то оказались мы на автовокзале, а так как мы уже проголодались, решили перекусить в местной кафешке. Кто бы мог подумать, что именно на вокзале, в обычном, ничем не примечательном кафетерии, готовят самые вкусные хачапури (национальное грузинское блюдо) на свете!

Страна души моей – Абхазия 2

Город “Грецкий орех” или просто Гагра

Пообедав, мы снова сели на автобус и поехали в город, который считается самым красивым и самым дорогим в Абхазии – Гагра. И когда мы немного отъехали от станции, я, наконец, поняла куда попала. Мы ехали по серпантину: слева над нами поднимались величественные горы с огромными и прекрасными цветущими деревьями, каких я никогда ранее не видела; с другой стороны, прямо от дороги шёл резкий обрыв вниз, к морю. Я навсегда запомнила этот вид, который вселил в моё сердце невероятное и непонятное мне чувство, объединяющее в себе свободу, красоту, безмятежность и любовь. Серая обыденность в сибирской глубинке сказалась на восприятии этого места: я будто оказалась в другом мире, волшебном, чарующем и совсем непохожем на наш. Но знаете, если бы я знала, что когда-нибудь испытаю подобное чувство, я бы всё равно прожила ту же серую жизнь, ради этого момента.

Страна души моей – Абхазия 3
Источник: Яндекс Картинки

Виды за окном настолько меня заворожили, что я не заметила как приехала на нужную станцию, родители же скрасили путь разговорами с российскими туристами, которые, как оказалось, не в первый раз посещают Абхазию. Они рассказали, какие места стоит посетить, где можно что купить, как сэкономить, одним словом, поделились туристической премудростью.

Мы вышли на нужной остановке, где нас встретила добродушная хозяйка, у которой мы сняли домик. Я была очень удивлена её гостеприимством: она не только встретила нас и доставила до нужного места, но и очень уважительно и весело рассказывала о городе, о себе и своей жизни, будто мы с ней старые знакомые. Чуть погодя заселились в домик, немного отдохнули, поболтали с хозяйкой: она нам рассказала, где что находится и как туда добраться. (А ещё мы узнали, что зим тут как таковых не бывает, от 0 и до +10 градусов тепла, поэтому у местных жителей даже нет тёплой верхней одежды, не то что у нас в Сибири!) И вот мы с мамой и папой отправились на первую прогулку по городу Гагра. Мы обошли несколько улиц, дошли до местного рынка, стараясь запомнить как можно больше интересных и полезных мест. Природа просто завораживала: всюду цветущие фруктовые растения, огромнейшие эвкалиптовые деревья и туи, так красиво!

А ближе к вечеру мы добрались до моря, оно находилось буквально в 10-15 минутах от нашего домика. Моя вторая, более близкая встреча с морем оказалась ещё более впечатляющая, чем первая. Я медленно и осторожно прошла на пляж, не веря своим глазам, коснулась тёплой воды и опять испытала то странное чувство. Такой потрясающий момент!

Страна души моей – Абхазия 5

Направляясь к дому, я заметила в канаве, какое-то движение и… Это была змея, самая настоящая! А посмотрев в соседнюю канаву, я обнаружила ещё более шокирующее явление: прямо на камушке сидела огромная черепаха, а рядом плыла ещё одна чуть поменьше. Мне, как любительнице животных, было безумно интересно и приятно увидеть, помимо кошек и собак, животных, да ещё и столь экзотических, в своей привычной среде обитания. Пение цикад не затихало в городе ни на секунду.

В первый день мы умирали от жары, потому что привыкли к совершенно иному климату, а я даже умудрилась отравиться (не знаю чем), но это не смогло испортить впечатлений оставленных от первой встречи с этой прекрасной страной.  Я быстро поправилась, и мы снова отправились на разведку.

Столица Абхазии как вечный памятник погибшим

Оказавшись на пляже, мы заметили мужчину, лет шестидесяти, в белом летнем костюме, что-то бурно рассказывающего людям, окружавшим его. И любопытство само понесло нас к нему. Это был харизматичный и весёлый экскурсовод по имени Слава. Конечно же, мы не удержались и записались к нему на экскурсию в столицу Абхазии на следующий же день. Путь до столицы, города Сухума, предстоял недолгий, около часа.

Страна души моей – Абхазия 6
Источник: Яндекс Картинки

Во время поездки Слава рассказывал нам о культурных обычаях абхазов, истории и, конечно же, о самой больной для этого народа теме – грузино-абхазской войне (1992—1993). В августе 1992 года политическое противостояние между Верховным Советом Абхазии и руководством Грузии переросло в серию вооружённых столкновений в связи с вводом на территорию Абхазии сил Национальной гвардии Грузии. Страны обвиняли друг друга в массовых нарушениях прав человека в отношении гражданского населения. Как сказал экскурсовод «Брат пошёл против брата». В результате конфликта погибло около 10 тысяч человек, десятки тысяч вынуждены были стать беженцами, также были опустошены обширные районы, многие памятники культуры и исторические объекты были сильно повреждены, а некоторые и вовсе уничтожены. И, действительно, когда мы въехали в Сухум, многие исторические здания были покрыты трещинами и следами от пуль. Все эти мысли о войне, несомненно, заставили меня крепко задуматься. И за всё время пребывания в этой стране я заметила, что в каждом жителе сохранился тот немой отклик о печальных событиях 1992-1993 годов.

Страна души моей – Абхазия 7

Близ села Черниговка

Столица Абхазии, безусловно, очень красивый и самый древний город страны, поражающий своими видами и флорой, он был основан греками ещё в IV в. до н.э. Правда, долго мы там не задержались. Следующей остановкой было ущелье с водопадами возле села Черниговка, особенно мне запомнились навесные мостики прямо над водой, горные ключи и ресторан на воде «Ассир».

Страна души моей – Абхазия 8

Грязевые ванны – удел не каждого

Заключительной частью нашего первого мини-путешествия стали грязевые источники. Я, как человек, всем сердцем любящий чистоту, такого развлечения не оценила. Самая настоящая грязевая каша с комьями и соломой, в которой с удовольствием купаются люди, бррр… Также там были сероводородные ванны, от которых очень сильно пахло серой, что не добавляло этому месту никакого шарма.

Экскурсия мечты: Гегский водопад, Альпийские луга, Чабгарский карниз и озеро Рица

Следующей экскурсией мы выбрали путешествие на озеро Рица. Это, наверное, самая запоминающаяся поездка в моей жизни. Несмотря на то, что водитель нам попался не самый лучший – молчун, это никак нам не помешало. Мои родители познакомились с нашими попутчиками, молодой семьёй, которая тоже в первый раз пребывала в Абхазии. Мы снова летели по серпантину в горы, и на высоте 530 метров над уровнем моря я увидела во всей красе Гегский водопад, высота которого составляет примерно 70 метров.

Страна души моей – Абхазия 9

Просто потрясающее место, хоть добраться до него мне стоило многих нервов, потому как мой основной страх – высота, но это было ещё ничего. После водопада мы поднимались всё выше и выше, минуя минеральный источник Ауадхара (1700 м), добрались до Альпийских высокогорных лугов, находящихся на высоте 1873 метра над уровнем моря. Величественные горные пейзажи, зеленые поляны, цветущее разнотравье, ледяные ручьи – вот что я там обнаружила. Просто потрясающее зрелище. И совсем рядом живут люди, пасут козочек, ведут хозяйство. Как я позже узнала, раз в неделю им привозят запасы воды и еды, потому как спускаться каждый раз с горы за едой – очень дорого и невыгодно.

Страна души моей – Абхазия 10

После всего этого, что мне удалось лицезреть, я думала, больше меня не удивить, но как же я ошибалась. Очень меня впечатлил обрыв, высота которого составляет 300 метров, «Прощай, Родина» или  Чабгарский карниз, как его ещё называют. Такое наименование связывают с несколькими печальными, но очень интересными легендами.

Страна души моей – Абхазия 11

Уже по другому серпантину мы доехали до озера Рица, которое расположено на высоте около 950 метров над уровнем моря. Это горное озеро ледниково-тектонического происхождения, его площадь составляет 1,27 км², а максимальная глубина 131 м. Очень интересен факт, что один из хребтов гор, окружающих озеро, напоминает очертания лица генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина,  который, к слову, очень любил Абхазию, имел здесь несколько дач и часто приезжал отдыхать. Но это всё я узнала намного позже, когда купила книгу-путеводитель.

Когда я увидела этот шедевр природы, я вспомнила, что сохраняла с интернета картинки с подобными видами, мечтая хоть мельком воочию узреть сие великолепие. Мечта сбылась, а то чувство, преследовавшее меня с первых часов нахождения в Абхазии, снова заискрилось в воздухе. По обратной дороге мы посетили ещё Молочный водопад и водопад Птичий клюв, но они выглядели очень тускло на фоне озера, лугов и Гегского водопада. Это, пожалуй, самое насыщенное и яркое воспоминание в моей жизни.

Новый Афон – место силы природы и духа

Заключительной экскурсией мы выбрали – Новый Афон. Это древний город с очень богатой историей, начинающейся с третьего века н.э. По всему городу произрастают целые фруктовые рощи — апельсиновые, мандариновые, лимонные и маслиновые, а также встречаются олеандры, магнолии, пальмы, лавры и другие экзотические деревья. Природа хоть и завораживала своей красотой, но Новоафонский монастырь, основанный в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона при участии российского императора Александра III, привлекал внимания не меньше. Потрясающая архитектура, внутреннее убранство, фрески, иконы – всё это создавало особую атмосферу таинства и некой духовности.

Страна души моей – Абхазия 13

После посещения монастыря мы отправились в новоафонскую пещеру. До её посещения я не понимала, чем же людям так нравится лазить по пещерам, но как гласит японская пословица: «Не попробуешь – не узнаешь».

Новоафонская пещера – это огромная карстовая полость объёмом около 1 млн м³. Вход в пещеру обнаружил в 1961 году Гиви Смыр, который рассказал о своей находке спелеологам и с 2001 года являлся директором комплекса Новоафонских пещер. Пещера состоит из девяти залов, шесть из которых открыты для проведения экскурсий. В пещере есть 3 подземных озера: Анатолия (1000 м²), Голубое (1250 м²) и Безымянное. Примечательно то, что в зале «Апхярца» (абх. Апхярца — национальный 2-струнный смычковый музыкальный инструмент) иногда проводятся музыкальные концерты, потому как там очень хорошая акустика. Даже нам предложили исполнить любую мелодию, чтобы послушать, как преображается звук. Ощущения от посещения пещеры смешанные: я чувствовала мощь и величие природы, но, в то же время, и её силу, что заставило меня не на шутку насторожиться. Но тяга к прекрасному победила во мне все страхи! Новый Афон – красота неописуемая, впрочем, как и вся Абхазия.

А какие минусы отдыха в Абхазии?

К слову, природа в Абхазии, потрясающая воображения и вдохновляющая на великие свершения, но всегда есть некое «Но». Абхазия очень бедная страна и основной доход люди получают от занятия торговлей и туризмом, остальная работа – дорогое удовольствие. Причём цены на продукты, даже фрукты, растущие тут же, значительно выше, чем у нас в Сибири.

Отношение к русским – это отдельная проблема. Несмотря на то, что Россия финансово поддерживает Абхазию, принимает мигрантов, даёт им работу; абхазцы при общении с русскими норовят нахамить, обидеть или задеть. Иными словами, ущемляют. Но, конечно же, это касается далеко не всех, например сердечная хозяйка нашего домика, весёлый экскурсовод Слава, который сопровождал нас и в Новый Афон, своей добротой и пылким нравом запечатлелись в моём сердце.

До отъезда мы, конечно, посетили ещё много интересных и захватывающих дух мест, но именно те, о которых я упомянула выше – превзошли все мои ожидания и особо запомнились мне.

Абхазию называют «Страной души», потому что великие просторы, чарующие виды, никого не оставят равнодушным. Тут есть где разгуляться и пустить мысль в полёт…Именно такие воспоминания у меня остались после посещения Абхазии.

Яна Тальковская
Автор статьи

Меня зовут Яна, мне 19 лет и я студентка ОМГУ им. Ф.М Достоевского. Путешествия - это неотъемлемая часть жизни каждого человека. В том числе и моя. Любая поездка для меня - это новые впечатления, места', приключения, культура и люди. Благодаря путешествиям я расширяю свой кругозор, начинаю мыслить иначе проясняю мысли да и попросту становлюсь счастливой.