Сейчас редко для определения большого числа чего-либо используется фразеологизм «сорок сороков». А вот выражение «Москва – город сорока сороков церквей» в исторической и художественной литературе встречается. Главным образом, если речь идет о дореволюционной столице или в случаях, когда у чиновников разных уровней появляется необходимость подчеркнуть свое, новое, отношение к церкви и вере.
Рогожская слобода
Сегодня в Москве 1110 церквей и часовен, в 475 из них хотя бы раз в неделю проходит богослужение. А еще в границах МКАД 15 мужских и женских православных монастырей, как действующих, так и нет. Некоторые обители более или менее известны москвичам и их гостям. Например, Данилов монастырь, где сейчас размещается духовно-административный центр РПЦ. Или Новодевичий, активно посещаемый туристами, но, в первую очередь, из-за его кладбища. Но сейчас о менее известном, более того ныне не действующем.
Но прежде несколько слов о московском районе Рогожской слободы. Если на карте города найти Андроньевскую площадь и обратить внимание на названия близь лежащих улиц и переулков, то не сложно заметить такую закономерность. Все они связаны либо с монастырем (Б.Андроньевская ул., Золоторожская ул., ул. Сергия Радонежского), либо появились вследствие революционных преобразований (Рабочая ул., Товарищеский пер., бульвар Энтузиастов, площадь Ильича). И это еще не все.
Улица Сергия Радонежского (иеромонаха Русской церкви, основателя нескольких монастырей, в том числе и Троице-Сергиевой лавры) длиной всего 600 метров проходит по центру Рогожской слободы от Андроньевской площади до площади Ильича, переходит в бульвар Энтузиастов и далее в шоссе Энтузиастов. Нисколько не ерничая, констатирую – до революции эта дорога называлась Владимирский тракт, печально известный путь осужденных на каторгу в Сибирь. Энтузиасты…С 1992 года стало еще интереснее. Кое-что переименовали, а остальное и так сойдет. Чтобы оказаться на площади Рогожской заставы, нужно на метро доехать до станции Площадь Ильича.
И информация в завершение топонимического экскурса. Улица Сергия Радонежского изначально была Вороньей. В период 1923-1992 гг. она называлась Тулинской, по одному из партийных псевдонимов В.И.Ленина – К. Тулин. Это же надо до такого додуматься?
Спасо-Андроников монастырь вчера и сегодня
А еще монастырь называют Андронников или Андронников Нерукотворного Спаса. Основан он был в 1357 году митрополитом Алексием. Строительством обители руководил его первый игумен, ученик Сергия Радонежского Андроник, чье имя и сохранилось в названии монастыря, площади, улицы и переулка. Несмотря на громкие имена людей, с которыми связана история монастыря, он не может похвастать большим количеством посетителей. Возможно, это связано с его расположением.
Московские водители знают о сложной транспортной развязке на Андрониковой площади. Восемь улиц и переулков выходят на нее. Плюс трамвайная линия, обычная, не скоростная, тоже не способствующая улучшению дорожной обстановке. Кроме того, территория и основные здания монастыря с проезжей части практически не видны. С трех сторон улицы, примыкающие к возвышенности проходят вдоль высокой кирпичной стены и трех башен: Северной, Юго-Восточной и Юго-Западной. А со стороны площади главный вход в обитель – Святые ворота от взоров проезжающих отделяет небольшой, ухоженный сквер, на территории которого разместились Часовня Троицы Живоначальной, памятник Андрею Рублеву и Памятный камень. Любоваться храмами монастыря можно только с противоположного берега Яузы, с Сыромятнической набережной.
Я сознательно пытаюсь перебрасывать исторические мостики, акцентируя внимание на наиболее заметных вехах из прошлого монастыря и тех базовых ценностях, которые помогают возродить обитель в настоящее время.
Строительство храма, а позже и основание монастыря связано с событиями 1354-1357 гг., когда Митрополит Киевский и Всея Руси Алексий дважды посетил Константинополь. Попав в первый раз в сильный шторм, он в молитве пообещал Господу, в случае спасения, построить в Москве храм. В константинопольской бухте Золотой Рог судно оказалось в день празднования Спаса Нерукотворного.
Статья по теме: Необычные церкви и храмы – для любознательных туристов.
Посетив Константинополь повторно в 1356 году, Алексий привез в Москву Спаса Нерукотворного Образ – икону начала XIV века, которая стала главной святыней Спасского храма. День освещения храма 16 августа 1357 года считается датой основания обители. А в честь спасительной бухты Золотой Рог один из притоков Яузы. назвали Золотым Рожком, а проходящие севернее стен монастыря улицы в последствии стали именовать ул. Золоторожский вал, ул.Золоторожская, и Золоторожская набережная.
Столь скрупулезное определение временных рамок не случайно. Они свидетельствуют, что главный храм монастыря является древнейшим среди сохранившихся московских церквей. Даже церковь Рождества Богородицы, самая старая в Кремле сохранилась не полностью.
Как и большинство русских православных монастырей, Андронников разделил судьбу московской земли, все этапы становления российского государства. Но формат статьи не предусматривает всестороннего освещения исторических событий. Поэтому ограничусь лишь важнейшими для обители датами:
- 1368 г. – после уничтожения пожаром деревянного здания, храм восстановили в глинфе (тонкий обожженный кирпич, на смену которого пришел белый камень);
- 1420-1427 гг. – воздвигнут белокаменный Спасский собор, практически в сохранившимся по сей день виде;
- 1571 г. – монастырь вместе с Москвой был сожжен крымскими татарами под предводительством хана Давлет-Гирея:
- 1611 г. – монастырь подвергался разорению в период польской интервенции;
- 1747-1756 г. возле Святых ворот возведена кирпичная 73-х метровая колокольня, уступающая по высоте только колокольне Ивана Великого в Кремле.
- 1812 г. сильно пострадал, был разорен французской армией.
Монастырь в XX-XXI веке
Годы советской власти и воинствующего атеизма не прошли мимо стен монастыря. Причем почтенный возраст и близость к светской (антирелигиозной) власти оказали неординарное влияние на судьбу обители.
Добротность монастырских строений и крепостных стен, близкое расположение к центру столицы, в какой-то мере препятствовали масштабному разрушению обители (похожая судьба у Ивановского и Новоспасского монастырей). Новая власть использовала помещения под первые концентрационные лагеря ВЧК для офицеров и политических противников, колонии беспризорников, казармы и коммунальные квартиры для рабочих.
Понятно, что о сохранности этих помещений речь вообще не шла. А то, что считалось лишним, как например, колокольня Спасо-Андроникова монастыря, некроподь с захоронениями Андрея Рублева, основателя русского театра Федора Волкова, мецената Павла Демидова, героев Отечественной войны 1812 года, просто уничтожалось.
Зато возраст Спасского собора оказался для него своего рода охранной грамотой в послевоенные годы и в период «хрущевской оттепели». В 1947 году к 800-летию Москвы на территории монастыря был создан Историко-Архивный заповедник имени Андрея Рублева (с 1985 года – Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) В рамках создания музея провели некоторые реставрационные работы.
В 1989 году Спасский собор освятили и в нем стали проходить богослужения. Вместо снесенной колокольни сооружена небольшая деревянная звонница. Вход на территорию монастыря (сейчас он не действующий, но охраняется) открытый, а для знакомства с музейной экспозицией – платный. Кроме Спасского собора, хорошо сохранились или были отреставрированы:
- Церковь Архангела Михаила и Алексия Метрополита Московского (1691-1739 гг.);
- Башни и стены монастыря;
- Здание духовного училища (1810-1814 гг.);
- Братский корпус (начало XVIII века);
- Священные ворота
- Трапезная (1504-1506 гг.)
- Настоятельские покои (1690).
Для полноты картины нельзя не вспомнить еще о двух религиозных объектах в непосредственной близости от обители. Собственно, даже не вспомнить (люди, впервые приезжающие в район Рогожской слободы, обязательно обращают на них внимание.), а быть готовым предложить минимум информации о них. Это часовня «Проща», установленная на месте прощания в 1365 году игумена монастыря Андроника со своим учителем (1727г. – предположительно). И возведенный в 1722 году храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, внутреннее убранства которого сравнивают с отдельными фрагментами кремлевских храмов. Оно достойно отдельного описания и внимательного изучения специалистами.
Сейчас между РПЦ и Администрацией музея Андрея Рублева ведутся переговоры о передаче помещений монастыря патриархии. Уж очень лакомый кусочек московской земли предстоит разделить. Хорошо, если это не станет очередным испытанием для обители.
Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора