В английских городах так удобно пользоваться кэбами, в европейских — высокотехничными и быстрыми метро, в которых люди пересаживаются с ветки на ветку, подобно птицам в лесу. Передвижение по территориям Индии в разы любопытнее. Города здесь живут в каком-то водовороте ритма. Попасть под машину там ничего не стоит. А как попасть из города в деревню или другой город?

Поезда
Кто не видел фотографию непонятной гусеницы, увешанной разноцветными тряпочками с торчащими шевелящимися лапками? Только гусеница из железа, а лапки — это люди, цепляющиеся всеми конечностями за выступы вагонов.
На Гоа услугами железной дороги не пользуются, здесь передвигаются на автобусах и такси.
Поезд дёшев, этот вид транспорта стал сродни некоей особенности индийской культуры. Туристам такое передвижение будет в диковинку. Если, конечно, он сможет влезть согласно купленному билету. Но, тем не менее, те, кто хочет увидеть настоящую Индию, обязательно должен воспользоваться именно этим средством передвижения. Хотя российский турист, ездивший в нашем плацкарте или старой электричке не особенно сильно и удивится.

Всё дело в разных классах обслуживания.
General/Second Class (UR)
Самый интересный для фотографов и путешественников General Class. Билеты приобретают без места. Хотите экстрима? Садись в час пик. Такие вагоны популярны для перемещения в пригород или соседний город, но и на дальнее расстояние можно уехать на General Class.
Чтобы сесть General Class, нужно выбрать соответствующие вагоны. Обычно это пара в начале поезда и в конце него. Один вагон отводится для прекрасной половины человечества. Но всё красиво на словах, в час пик все так хотят домой, что не сильно разбираются, дамы здесь едут или нет.

Из вагона General Class не получится перейти в другой класс вагонов. Потому контролёры в них не заходят, как и полиция, которая сопровождает поезда дальнего следования.
В общем, для туриста это неплохой способ словить новые впечатления и сэкономить.
В Дженерал Класс по три основные полки и по две боковушки. На вагонах предусмотрены удобные лесенки, по ним люди и забираются повыше на места. Багаж устанавливают под столик и самое нижнее сидение. Но лучше держать ценности при себе, помним про то, что полиция сюда не заходит, туристу будет сложно найти концы пропажи.

Постельного белья нет, нужно брать с собой спальник или хотя бы покрывало. Да, жара невозможная, а кондиционер в дешёвом вагоне отсутствует по определению. Люди открывают окна и включают вентиляторы на каждой стороне полок, на этом спасибо. На окнах есть решётки, стекла или ставни. Чем не регулятор температуры?
В таких вагонах есть электрические розетки у каждой полки, да и свет можно включить и выключить самим. Да, проводников там нет, не ждите даже.
Third AC
Средний класс имеет кондиционер, что в индийском климате словно благословение свыше. Отличие от Дженерела небольшое: путникам выдают постельное бельё, а заодно проводников, коими работают молодые парни. Они принесут еду, частично приготовленную и расфасованную в практически экстремальных условиях соседнего тамбура. Так сказать, еда со вкусом путешествия.

Да, в таких вагонах туалеты европейского типа с прилагающейся туалетной бумагой!
Second AC (2A)
Вот тут путешествие будет комфортно скучным. Действительно, где уж сравнить две основных и две боковых полки с развесёлым Sleeper’ом? Шторки, уединение от соседей, питание…стоп! Вот питание, которое можно включить в стоимость билета ровно такое же, как и в классе Third AC. Всё потому что готовят еду в том самом тамбуре по-соседству. Но кто не рискует…тот доезжает до места назначения без проблем, но голодным. Берите еду с собой, если ехать не столь уж долго.

First AC (1A)
Аналогичное нашему купе, в нём четыре или две полки (cabin или coupe), душ в туалете, питание. Цена совпадает со стоимостью перелёта. Вы состоятельны и обладаете повышенным требованием к комфорту? Вам сюда.
AC Chair Car (CC)
Это поезда, отправляющиеся на небольшие маршруты, вагоны сидячие, есть кондиционер и питание. На таком поезде доезжают из Дели в Агру.

Second Sitting (2S)
О, вот они знакомые россиянам электрички, особенно с удовольствием наполняемые по утрам и вечерам дачниками! Купить билет на такой транспорт можно за три часа до отправления, без указанного места. Кто сел, тот молодец.
Тук-Тук или моторикша, велорикша или пеший рикша
Ездить на четырёхколёсном авто уже совсем не в диковинку, чем тут удивишь европейца? А вот в Азии не вызывают удивления авторикши или моторикши на трёх колесах.

Слово «рикша» японского происхождения, ведь собрав «riki» («сила») и «sha» («груз») мы и получаем эдакого силача-тягача. В чём сила, брат? В таком транспорте сила была в человеке, бравшем на себя роль лошади и тянувшем повозку. Сегодня сила в моторе, издающем звук «тук-тук». Вот отсюда и пошло бытовое повсеместное название авторикш – тук-тук.

В индийском городе Калькутта остались пешие рикши. Но это уже экзотика для туристов, а не повседневный транспорт.

ФОТО: contents.newspicks.com
К общественному транспорту представлены в Индии велорикши. Хотя, пройдёт 15-20 лет, они останутся лишь в истории.

У таких средств передвижения есть регистрация, номера, дорожные знаки. Всё законно! Там даже рекламу размещают внутри! В этой стране есть сервис Jugnoo, специально для заказа тук-тук’а.
Другие участники транспортного движения
Выбор транспортного средства в Индии обусловлен высокой жарой, дороговизной топлива, уровнем жизни населения. Потому на дорогах скучно не бывает: пешеходам, главное, чтобы их не сбили, что здесь случается ну очень часто. Вам сигналили. Ах, не слышно было? Ну сигналили же! Совесть водителя чиста, сами виноваты. Сбить может даже корова. Животное-то священное, идёт, бредёт, подъедает шкурки бананов или другую завалявшуюся еду. А туристы должны смотреть здесь по всем сторонам, и наверх тоже. Мало ли…

Неопытный путник может доехать до места назначения на такси, это чаще всего автомобили корейского или японского производства.
Местные жители охотнее садятся в силу финансовых обстоятельств на мотоциклы Royal Enfield и машины местного производства Тата и Махиндра.
Популярностью пользуются автобусы, которые довозят людей и в горные городки. Но по ночам на них опасно из-за очень плохих дорог.
Метро в Дели как отдельный вид транспорта: это кусочек Европы на территориях Азии.

Никто не толкнёт, можно ехать на удобном месте, не душно.. в общем, никакой колоритной романтики, комфорт да и только.
Последние комментарии