Предвижу критические замечания или упреки некоторых посетителей сайта за уменьшение масштабов, которые охватывают отдельные мои статьи. То рассказы про города, страны, целые регионы, и тут вдруг какое-то село. Но объяснение этому простое Жеравна – яркий образец деревянного зодчества эпохи Болгарского национального возрождения (конец XVIII-XIX вв.), включенный в список «Ста национальных туристических объектов Болгарии». А для тех, чьи интересы выходят за рамки системы all Inclusive, и кто считает, что жизнь и быт местных жителей стоит их внимания, постараюсь более полно обосновать чем все-таки интересна сельская глубинка Болгарии.

Село Жеравна, 600 метров над уровнем моря

В любом путеводителе можно найти характеристику Болгарии как индустриальной страны с развитым сельским хозяйством и основными отраслями экономики – туризмом и сферой услуг. А термин «индустриальный» часто употребляется как синоним определению «развитый». Ну пусть будет индустриальной.

Жеравна — город для туристов

Хотя, если вспомнить вклад Болгарии в экономику социалистического содружества, то это в основном– результаты сельскохозяйственного производства. Сигареты «ВТ», «Шипка», «Opal», «Интер» (далее по списку), вино «Медвежья кровь» и «Кадарка», бренди «Солнечный берег» и «Плиска», зеленый горошек «Globus» и другая овощная консервация – именно с этими товарами ассоциировалась у советских граждан тогда еще братская Болгария. А назвать какой-нибудь вид промышленной продукции, созданный в Болгарии и занявший достойное место, хотя бы на европейском рынке, я затрудняюсь.

Это вовсе не анализ экономического состояния страны. Цель этих рассуждений показать значение сельской глубинки для Болгарии. Турфирмы, работающие на побережье, предлагают несколько вариантов сельских экскурсий. Наиболее популярными являются деревня Арбанаси и село Жеравна. Если первая, в нее заезжали по пути из Велико Тырново, мне не особенно понравилась (ограничусь показом 3-4 фотографий), то вторая – замечательное место.

Это не специальная подборка для рубрики «Контрасты деревни Арбанаси». Все снимки сделаны практически на одной улице, расстояние между домами 50-80 метров. И выглядят как иллюстрация к жизни сельских жителей в Болгарии. Как выразился гид – вот мы теперь в Евросоюзе, а при Живкове жизнь лучше была! (Для справки – Тодор Живков последний руководитель социалистической Болгарии). Впрочем, развивать эту тему, тем более находясь в гостях, не будем.

Исторический период, конец XVIII – значительная часть XIX века, имеющий исключительное значение для становления государства, именуется Болгарским Национальным Возрождением. В эти годы велась активная борьба за экономическую и культурную независимость от Османской империи. Одновременно с подъемом национальной культуры (открытием школ, любительских театров, изданием книг и газет на родном языке), проводились реформы в земельном владении и налогообложении.

Именно к этому периоду относится строительство совершенно разных, и одновременно похожих друг на друга домов в селе Жеравна, расположенном на высоте более 600 метров над уровнем моря, в 40 километрах от города Сливен. В селе порядка 200 домов и, по сведениям из разных источников 400-500 жителей.

Одна из улиц Журавны. С нее начинается знакомство с необычным селом

Жеравна — первое впечатление о городке Болгарии

В первую очередь бросается в глаза какая-то закрытость, негостеприимность села, хотя оно живет, в значительной степени, благодаря туризму. Вскоре становится понятным, что это чувство порождается совсем небольшим числом жителей, с которыми пришлось встретиться и фундаментальными, как и в старых городах, 2-2,5 метровыми заборами (толщина доходит до 1 метра). «Мой дом — моя крепость». Не уверен, что болгарские крестьяне более 150 лет назад слышали эту английскую пословицу. Но долгие годы османского владычества с насаждаемыми антиболгарскими законами, правилами, требованиями сказались на стремлении местных жителей превратить этот постулат в реальность. Забор-крепостная стена – это обоснованная необходимость прошлых лет. Словом, жизнь проходила на внутри дворовых участках, где размещались и жилые дома (кстати фасадами все они направлены на юг) и хозяйственные постройки.

Далеко не во все дворы можно заглянуть. Существует какое-то разделение. Одни дома — закрытые, с угрюмыми заборами и замками на калитках, а другие – в свободном доступе для посещения любопытными туристами. Как в песни Вики Цыгановой. «Приходите в мой дом, мои двери открыты…»

Тишина на сельской улице
Перекресток

На этапе экскурсии, когда туристы разбрелись по селу, и лишь только дисциплинированные ходили за гидом, я снимал сельскую «тишину», не вдаваясь в подробности, стремясь зафиксировать характерные черты, осознавая, что проиллюстрировать увиденное никакими словами не смогу. Ну как описать вот такие заборы, крытые черепицей, мостовую со специальными углублениями для стока воды, дома из какого-то неизвестного прошлого, которые продолжают жить сегодня и, думаю, что продолжат свое существование в будущем. Хотя в отношении будущего тревожные звоночки уже слышны. Например, недавно в селе закрыли последнюю школу. В здании бывшей школы сейчас работает музей ковров. А вот детей в селе я не видел вообще.

Справа музей Р.Чарбаджи, слева сувенирные лавки и ковры

Хотя, как мне показалось, местные жители живут не только использованием своей самобытности для развития туристической сферы, но и сохранением духовных ценностей в современных условиях.

С 1834 года и по сей день в селе продолжает действовать церковь Святого Николая, которая существенно отличается от большинства классических христианских храмов. Под давлением Османской власти, церковь строилась с ограничениями по размерам (высота – «турок на коне плюс голова»). Внешний вид отличается, такой невзрачностью, что найти церковь среди домов непросто. Только войдя во двор, можно понять, что это церковь. Внутри опять неожиданность – разделение помещения, по мусульманским правилам, на мужскую и женскую (второй этаж) части для отправления молитвы. Наконец, поражает (и здесь в хорошем смысле слова) сохранившийся уникальный иконостас.

Работает в селе и такое, присущие только Болгарии, учреждение культуры и просветительства, как читалиште «Единство». Это – литературные кружки, любительский театр, хоровое пение, национальные танцы, призванные укреплять и развивать культурное наследие народа. Недалеко от церкви действует изобразительная галерея с работами как местных художников, так и приезжих, заинтересовавшихся Жеравной и окружающими природными красотами.

Есть в этом необычном селе дома-музеи знаменитых земляков: драматурга и писателя Йордана Йовкова, предпринимателя Руси Чорбаджи. На фото дом одного из них. Р. Чорбаджи, владелец трех магазинов в близлежащем городе Котел, собственник большого хозяйства (более 3000 голов скота), пользуясь определенными преференциями, выданными турецкими властями (богатых ценят, независимо от политического статуса), активно помогал участникам освободительного движения.

Наконец, туристам представляют свою экспозицию музей ковров, музей крестьянского быта. Мастера народных промыслов (резьба по дереву, изготовление музыкальных инструментов, ковров и подушек с национальными орнаментами), проводят мастер-классы.

Жеравна, конечно, не Лувр и не Римский колизей. Но ежегодно село посещает более 20.000 туристов, среди которых есть и люди, главным образом творческих профессий, которые приезжают сюда работать. Для их проживания, но, чтобы не нарушать архитектурный ансамбль, в одном из зданий работает отель «Золотой орех» и несколько эко-домов.

Ну а для туристов, приезжающих на несколько часов, предлагают не только сувениры, многие из которых местного производства, но и обед. Должен признать, обед, состоящий из блюд национальной кухни сытный и вкусный. Да и как иначе. Ведь национальная кухня дополнялась горным воздухом и порцией ракии. Названия заведений общественного питания соответствуют окружающей обстановке. Механа (таверна) «Старча», кафе аперитив «Разбойна».

Завершая рассказ об этом интересном селе, хочу отметить ещё два момента. Некоторые дома имеют собственное имя. Кроме уже названных, специально обращаю внимание на не очень красивый, не самый заметный, но самый старый и очень уважаемый – дом «У доктора». До середины XIX века это была своеобразная поликлиника, здесь жил доктор.

Любой турист, посетив сельскую глубинку отметит, что отличительной чертой болгарских сел, и Жеровны в частности, является коричнево-красная черепица. Цвет зданий может любым, материал, из которого они построены, тоже различный. Даже этажность (как правило 1-3) — на любителя. Но крыша на доме, сарае, беседке, козырьке подъезда, входа во двор — только из коричнево-красной черепицы. В подтверждение этому — завершающий кадр.

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен