Конечно, называть Ретимно, один из лучших городов Крита, итальянским – это попытка использовать сравнение как изобразительный прием. Именно итальянские, а точнее венецианские, черты прослеживаются во многих зданиях и сооружениях, целых улицах и отдельных достопримечательностях города. От этого никуда не деться. Как и от того, что многовековая история Ретимно (Ретимнон, Рефимно), связанная с античными временами, с периодом византийского владычества, с крестоносцами, с господством Венеции и Османский империи, также многогранна, как и история всего Средиземноморья. Но вот только венецианский след проявился здесь наиболее рельефно. Очевидно, поэтому визитной карточкой города и является крепость Фортецца, построенная венецианцами в 1573-1590 гг. на доминирующим над окружающей местностью холме Палеокастро.
От Ираклеона до Ретимно -78 километров. Время в пути на автобусе 1,5-2 часа. Цена билета – меньше 10 евро. От автостанции, на которую приезжает или проезжает (возможен транзитный вариант) автобус, крепость хорошо видна. До её входа порядка километра вдоль берега моря. С этой стороны она смотрится особенно внушительно.
Путеводители по Криту анонсируя основные достопримечательности Ретимно, называют такие места как монастырь Аркади, ущелье Курталиотико, поселок Бали. С точки зрения территориального деления они входят в периферийную единицу Ретимно. Но находятся от него в 20-40 километрах. Поэтому посетить их непросто. Мы ограничились крепостью и городом.
Известно, что венецианцы, владевшие Критом более 400 лет, относились к нему не как временщики. Благодаря их усилиям небольшие поселения превращались в города. Причем градостроительство носило плановый характер. Так, на развитие Ретимно повлияло его расположение между Ираклионом и Ханьей. Чтобы иметь еще один город-порт, промежуточную базу венецианцы построили небольшую, но удобную гавань. Активно продолжалось строительство как внутри, так и вокруг города. Он превратился в экономический и культурный центр. В этот период отмечен расцвет науки и искусства. Молодые критяне отправлялись для получения образования в Италию.
Но мирной жизнь не была. Регулярные набеги пиратов и явное намерение османов захватить город ставили венецианцев перед необходимостью совершенствовать систему обороны.
Фортицца, одна из нескольких венецианских крепостей. С одной стороны, она наиболее внушительная, хорошо сохранившаяся. С другой, она никогда не была образцом оборонительного укрепления. Имея почти полтора километра стен, по толщине доходивших до 1,74 м, продуманную бастионную систему (имела 4 бастиона, каждый из которых носил имя христианского святого), множество бойниц для ведения огня, крепость не имела классического рва и некоторых других элементов, предусмотренных правилами фортификации. Со стороны суши стены были недостаточно высокими и не могли выдержать серьезного натиска противника. Тем не менее, если использовать терминологию советского периода в нашей стране, Фортецца была «стройкой века». В ее возведении участвовало более 107.000 человек и использовался труд более чем 40.000 вьючных животных. Наряду со складами, арсеналами, казармами, административными и жилыми зданиями, в крепости был построен Кафедральный собор Святого Николая, а каждом бастионе установлена часовня.
Как уже отмечалось, Фортецца не стала надежным оборонительным сооружением, а скорее выполняла административные и хозяйственные функции. Здесь размещался губернатор, городские учреждения, гарнизон. В случае крайней необходимости, за ее стенами могли найти убежище местные жители. Может быть поэтому она и сохранилась лучше других. К туркам в 1646 году она, после двухмесячной осады, перешла практически без боя. Новые владельцы крепости, перестроив христианский собор в мусульманскую мечеть султана Ибрагим Хана, дополнили ее большим количеством жилых домов.
Уже после Второй мировой войны крепость реставрировали в течении двадцати лет. Сейчас она имеет вид, соответствующий венецианскому периоду. Многострадальное здание собора/мечети, после реконструкции используется для проведения концертов. Рядом небольшая церковь Святой Екатерины. А с другой стороны – церковь Святого Федора, построенная в 1899 году по приказу руководителя русского представительства на Крите.
Спустившись от входа в крепость по небольшой лестнице (она даже обозначена на карте города), на одну из городских улиц, туристы отправляются знакомиться с городом. Для наиболее любознательных, которые купили путёвку на Крит для пополнения свой интеллектуальной базы, открыты двери Археологического и Историко-этнографического музеев. Для других, памятники архитектуры и культовые учреждения, принадлежащие разным конфессиям, достопримечательности, в большом количестве сконцентрированные в центре города. Для третьих магазины, рестораны, кафе. Словом, в городе много интересного для туристов с разными вкусами.
Справедливости ради, стоит признать, что не только итальянские черты видны в архитектуре города. Откровенно просматривается и турецкий след. Старинные узкие улочки, с темными, давно не крашенными фасадами, чем не старая Италия. Балконы в цветах и зелени – это цветущая Сицилия. А вот деревянные «сахниси» — нависающие над узкими улицами закрытые балконы – это турецкое ноу хау. Или возможно балканское, но привезенное на Крит турками. Многие итальянские дома дополнялись этими балконами. В результате сочетание двух архитектурных стилей придали городским улицам необычный вид.
Некоторое разочарование появилось, когда после довольно длительных поисков обнаружили зажатый двумя домами, около веранды кафе, знаменитый фонтан Римонди, построенный в 1626 году по приказу губернатора А.Римонди для жителей близлежащих районов. Надпись на мраморной стене гласит «Щедрый родник». Но видимо сказались сформировавшиеся у меня от знакомства с современными фонтанами стереотипы. Ошибочно представлял этот рукотворный источник, почти 400 лет дающий людям воду, более внушительным. Впрочем, хотя я и не одинок в этом заблуждении, люди продолжают искать, находить и с интересом рассматривать старинный артефакт.
Не пострадала за многие годы Венецианская Гавань, рядом с которой множество ресторанов, предлагающих большой выбор блюд местной кухни и богатую карту вин. В соседнем квартале много старинных зданий и особняков, как раз и являющихся примерами смешения архитектурных стилей.
Заслуживает внимания и ещё один сохранившийся объект, связанный с доосманским периодом – Лоджия, здание, в котором в былые времена собирались жители города для обсуждения и решения насущных вопросов. Сейчас здесь разместились дорогие бутики и магазинчики, торгующие сувенирной продукцией.
Отдельно стоит обратить внимание на культовые сооружения. Некоторое удивление вызывают две такие цифры – на территории периферийной единицы Ретимно насчитывается 30 монастырей и 300 церквей. Большинство, конечно, недавно построенные. Отдельные сохранились, несмотря на смену господствующей в регионе религии. Многие культовые сооружения, как и собор в крепости Фортецца, пережили превращение из христианской святыни в мусульманскую и наоборот. Ярким примером результата таких метаморфоз может служить культовое сооружение, известное как Нерантзе (можно встретить Нерадже, Нерадзе). Кстати, такое разночтение, как и в названии Ретимно (Ретимнон, Рефимно) объясняется особенностям произношения звуков некоторых букв греческого алфавит.
Церковь Богоматери (Санта-Мария), принадлежала в период господства Венеции ордену августинцев. После прихода османов, ее в 1657 году преобразовали в мечеть Гази Хусейна, где позже открыли медресе, а в 1890 году дополнили минаретом. В 1925 году здание вернулось христианской церкви и было освещено как храм Святого Николая. Но как культовое оно практически не использовалось. Со временем здесь разместилась музыкальная школа, позже консерватория. Кроме того, в здании с хорошей акустикой проводятся концерты и театральные представления.
Пожалуй, самой старым, но хорошо сохранившимся является храм Богоматери ангелов, которую местные жители называют церковь маленькой Богородицы. Она была построена в 1606 году монахами-доминиканцами как главный католический храм.
Церковь Четырех Великомученников, находится вблизи от места, на котором в 1824 году турки обезглавили четверых греков-христиан. Мощи троих хранятся в ней, мощи четвертого в одном из храмов Санкт-Петербурга. Эта церковь расположена недалеко от Городского парка – места для отдыха и прогулок, популярного у местных жителей. Для тех, кто сомневается, стоит ли любоваться красотами, стоит вспомнить, сколько стоит путёвка на Крит. Именно поэтому стоит наслаждаться всеми видами отрова и его благами.
Возвращаться на автостанцию нам пришлось как раз через этот оазис, где привычные для Крита цветы, кусты, деревья растут в вместе с особенными, экзотическими представителями флоры. Например, бамбуковые заросли, не каждый день увидишь. С чьей-то легкой руки они превратились в «место самоутверждения», известного во всем мире под общим названием «И я тут был!».
Наиболее значимыми и часто посещаемыми сегодня являются несколько храмов. В первую очередь — Кафедральный Собор Богородицы. Современное здание было воздвигнуто в 1956 году на месте старого, разрушенного в 1844 г. Здесь хранится особо почитаемая икона – Панаиату Пафус.
Предварительно изучив расписание автобусов, мы своевременно отправились в обратный путь. Вспоминая увиденное и сопоставляя его с названием статьи, пришел к удивительному открытию. А почему Ретимно не должен быть итальянским. Ведь греческим город является чуть больше ста лет, а итальянским (венецианским) он был более 400 лет. А если вы хотите своими словами увидеть, как выглядит Ретимно, посмотрите наш видео-ролик.