Априори, во все времена для людей, выбирающих место под новое поселение или оборонительное сооружение важным критерием являлось наличие источника водоснабжения и расстояние до него. Не были исключением и наши предки. Вот к примеру, первые «понаехавшие» из ростово-суздальского княжества вместе с Юрием Долгоруким, выбрали неплохое место, у слияния Яузы с Москвой-рекой, и основали нашу столицу (во всяком случае по официальной версии).
Потом, за столетия существования, Москва пережила массу событий. Город рос, перестраивался, горел, восстанавливался и т. п. Но река оставалась более или менее неизменной частью столицы. Хотя и с ней происходили некоторые метаморфозы. Например, благодаря построенному в 1937 году Каналу имени Москвы, река стала более полноводной. Кроме обеспечения мегаполиса водой, река, протекая через весь город, является его украшением и важной транспортной артерией. И хотя последнее утверждение ещё нуждается в серьезном развитии, прогулки по Москва-реке пользуются большой популярностью у москвичей и гостей столицы.
Статья по теме: Зачем изменять русло реки Амур: мнения сторонников и скептиков.
Возможно, кто-то, особенно из числа москвичей, не согласится со мной в оценке прогулок по Москве-реке. Но я останусь на той позиции, которая утверждает: хотя бы раз в два- три года стоит совершить такой речной вояж. Уверяю, увидите много нового. Может быть, изменения понравятся не всем, но они есть. Это я к тому, что статья основана на двух прогулках по одному маршруту, в 2014 и 2018 гг.
Для совершения прогулки по Москве-реке необходимо помнить, что период навигации — с середины апреля до конца ноября. Несмотря на то, что в черте города река практически никогда не замерзает. Во-вторых, надо определиться со временем и маршрутом прогулки. Компании, предлагающие различные варианты речных путешествий, задолго до начала навигации вывешивают их расписание на своих сайтах.
Прогулка на теплоходе — вариации маршрутов
Пожалуй, самыми востребованными являются прогулки под названием «Центр» от причала у Новоспасского моста (станция метро Пролетарская и 7-10 минут пешком до набережной) до Лужников и обратно. Продолжительность – 2 часа, стоимость билета (в зависимости от компании) для взрослых 400-550 руб., для детей 200-400 руб., для пенсионеров скидки. Как показывает практика, с началом навигации цены у разных компаний выравниваются. На маршруте предусмотрено 5 остановок, на которых при необходимости можно покинуть теплоход.
Статья по теме: Речные круизы: какой маршрут выбрать
Маршрут начинается возле Новоспасского моста. Кстати, он и его ровесник, Бородинский – два старейших (1911 г.) моста на Москва-реке. Но надо иметь ввиду, что все возрастные оценки рукотворных переправ довольно-таки условные. Они определяются по сохранившимся конструкциям. А на этом месте реки еще во времена Ивана Грозного было шесть деревянных переправ. Чтобы ни у кого не возникло желание провести параллель между спором о первенстве появления курицы и яйца с таким же вопросом в отношении моста и монастыря, — вот такой исторический факт. Новоспасский монастырь образован в 1490 году и вместе с Донским, Новодевичьим, Даниловым и Симоновым монастырями составлял часть защитного полукольца Москвы. Именно монастырь дал название мосту.
Как и любая экскурсия, прогулка по реке, тем более в черте города, несет и определенную информационную нагрузку. Городская застройка с борта теплохода, порой, выглядят иначе, чем с берега. Отдельные здания и узнать-то удается не сразу. А некоторые памятники архитектуры строились как в сказке: «повернись к реке передом, а к лесу задам». Впрочем, это фотограф-любитель во мне заговорил. Для большинства туристов прогулка, позволяет любоваться красивыми зданиями разных эпох и стилей. А иногда даже подталкивает к углубленному знакомству с увиденным.
Вот ведь совсем недавно не было на противоположной стороне реки этих космических конструкций. Просто как в мультфильме «Тайна третьей планеты». А выяснилось, что это шедевры современной архитекторской мысли. Два карандаша – фрагменты бизнес-центр «Павелецкая Плаза». Ну а рядом, многофункциональный комплекс «Красные холмы». Московский международный Дом музыки.
Что ещё можно увидеть во время прогулки по Москве-реке на теплоходе
И вновь старые знакомые. Большой Устьинский мост, в нынешнем виде с 1938 года. А сразу за ним – довольно старое здание — бывший императорский Воспитательный дом. Сейчас здесь размещается Военная академия РВСН имени Петра Великого (никакой военной тайны нет). Интересно, полное название этого военного ВУЗа звучит: Орденов Ленина и Октябрьской Революции Академия им. Петра Великого (хорошо хоть не Николая II).
Одну из семи сталинских высоток, встретившуюся по пути — дом на Котельнической набережной, особо представлять ни текстуально, ни на фото не надо. Стоит только напомнить некоторые цифры. Строилась она в 1938-1940 и 1948-1950 гг. Главный корпус состоит из 32 этажей и его высота вместе со шпилем 176 метров. В доме 540 квартир, четыре магазина, кинотеатр, дом быта, подземный паркинг на 212 машиномест.
По соседству с высоткой, одной « из семи сестер», на противоположной стороне реки находится не очень помпезная, но уважаемая церковь Святителя Николая в Заяицком на Раушской набережной (1751-1759). Пережившая все антицерковные передряги, и возвращенная в 1996 году в лоно РПЦ, церковь на сегодняшний день приведена в порядок.
Известно, что в сталинском плане высоток было восемь. Ещё одну начали строить в Зарядье. Что-то не получилось. В 2014 г. я к этой фотографии добавил такой комментарий – «Здесь была, если кто не помнит, гостиница «Россия». А что нынче? Чего только не планировалось. Крайний вариант, предложенный президентом, разбить огромный парк». А эти кадры (осень 2017 г.) – парк «Зарядье», претворенная в жизнь идея главы государства.
Московские власти с восторгом рассказывают о новом парке, а вот москвичи и гости столицы, мягко говоря, оценивают его неоднозначно.
Минуя, «Зарядье» и новый причал, на который можно попасть по подземному переходу, теплоход подходит к самому красивому, самому фотогеничному, но и самому растиражированному месту столицы – Кремлю. Рассказывать о нем в рамках небольшой статьи – верх самоуверенности. Поэтому, продолжая прогулку по Москве-реке, эту часть маршрута оставим для отдельного разговора. А больше внимания постараемся уделить интересным, но менее известным объектам и тем изменениям в облике центра столицы, которые произошли в последнее время.
Прямо напротив Кремля не дворец, которых много, а, единственный в своем роде, памятник архитектуры и научно-технического прогресса. Это Центральная электростанция Москвы на Раушской набережной (1898г), она же «Раушская электростанция», она же ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича — старейшая и ныне действующая электростанция города. Очень хочется надеяться, что в чьей-нибудь светлой голове не родится идея построить на этом месте какую-нибудь очередную «Плазу».
Формат статьи, в которой удается делиться впечатлениями о прогулке по Москве-реке, предусматривает всего лишь ознакомительный характер, по принципу: сам видел и вам советую. Никакого глубокого анализа. Одно условие – все, о чем рассказываю можно увидеть с борта теплохода.
Дом Пашкова или Пашков дом (1784-1786 гг) – одно из самых красивых зданий Москвы, вызывающе стоит напротив Кремля и даже смотрит на него не «снизу-вверх» Первым владельцем дома был капитан-поручик лейб-гвардии Семеновского полка П.Е. Пашков. Жили же капитаны, пусть даже гвардейцы. Правда во время службы Петр Егорович дома не строил. Это уж потом, когда стал «первым русским водочным королем».
Участок набережной Москвы-реки и уходящая ближе к центру часть застройки между улицей Остоженка и Пречистенской набережной называют «золотой милей». Говорят, что здесь самая дорогая недвижимость в Москве. С палубы теплохода можно видеть Дом-сказку. Так называют, построенный в 1905-1907 гг. доходный дом З.А. Перцовой, который знаменит тем, что был местом проживания многих представителей московской богемы.
В 1901 г. меценат и коллекционер живописи И.Е. Цветков построил для частной галереи, включающей в себя почти две тысячи произведений искусств дом, получивший в последствии название «Дом-ларец». В 1909 г. и дом, и галерею он передал в дар городу. Сейчас в доме размещается военное атташе Франции.
Находясь на борт прогулочного теплохода, не просто зафиксировать быстро, как в калейдоскопе, меняющиеся картинки. Поэтому, приходится вести настоящую фото-охоту.
Вот, пожалуй, самый красивый мост в столице Крымский. По нему можно перейти от станции метро Парк культуры к главному входу в этот самый парк.
Еще недавно, до июня 2014 года, на Пушкинской набережной, стоял орбитальный корабль «Буран». Теперь он на ВДНХ.
Что же касается мостов через Москва реку – это необъятная тема. В ходе двухчасовой прогулки, кроме уже названных, туристы увидят почти десяток мостов разного назначения. Выделю только один.
Пушкинский (Андреевский) крытый пешеходный мост. Построен с использованием конструкций старого Андреевского моста в 1999 года, после перемещения Андреевского моста на полтора км. вниз по течению. Соединяет Пушкинскую набережную Нескучного сада с Фрунзенской.
У Лужнецкого метромоста теплоход меняет курс в обратную сторону. Здесь можно полюбоваться высоткой МГУ и комплексом зданий Москва-Сити. До 2016 года в этот список обычно попадал 72 метровый трамплин, ныне демонтированный. По плану должны построить новый 75 метровый. Вот только когда. Зато для любителей спорта и прогулок по Воробьевым горам недавно построена первая очередь канатной дороги от Лужников до смотровой площадки. Полностью она будет сдана к концу текущего года.
И совсем недалеко знаменитая кондитерская фабрика «Красный Октябрь», бывшая «Эйнемъ»(1851 г.). Хотя с 2007 г. здесь располагается только музей и цех по производству шоколада ручной работы. Остальные площади сдаются в аренду. Место-то шоколадное и в прямом, и в переносном смысле слова.