Православный Татарстан - как образец религиозной толерантности • Отдых, путешествия и туризм

Православный Татарстан – как образец религиозной толерантности

18
0
Православный Татарстан - как образец религиозной толерантности 1

У кого-то может возникнуть сомнение, а нет ли ошибки в названии статьи? Ведь большинство россиян, неискушенных глубокими познаниями отечественной истории, логическую цепочку: Татарстан – Казань – татарин – мусульманин, воспринимает как истину в последней инстанции. И не без основания. Так сложилось, что Казань – одна из крепостей Волжской Булгарии, столица Казанского Ханства, главный город Казанской губернии в составе царской России, столица Татарской АССР и Республики Татарстан и прилегающие территории стали местом противостояния и поиска мирного сосуществования двух основных религий – христианства и ислама. И хотя провести границу в сознании людей, исповедующих ту или иную религию невозможно, Татарстан без малого пять веков является образцом религиозной толерантности.

Статья по теме: Татарстан: Озеро Кабан и Старо-Татарская Слобода

В предыдущих статьях, посвященных поездке в Казань о главных мусульманских святынях немного было рассказано. А сейчас наступил момент общего, конечно, поверхностного, знакомства с православным Татарстаном. Наиболее интересными и регулярно посещаемыми являются три объекта.

Свияжск
Свияжск ФОТО: sportishka.com

Во-первых, это Свияжск.  Основанный 24 мая 1551 года Иван-город, позже Новгород Свияжский, и лишь в начале XVII века окончательно утвердившийся как Свияжск, часто называют полусказочным «Остров-Градом». Существует устойчивая версия, что он является прообразом пушкинского острова Буяна из «Сказки о царе Салтане». А почему – нет?

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами…

А.С. Пушкин.

А если вспомнить, что участок земли, омывается со всех сторон водами трех рек: Волги, Свияги и Щуки (чем не остров в море?) был застроен за четыре недели, а в сказке на пустынном берегу появился «город новый златоглавый», то возникает вопрос – не много ли совпадений? Конечно, серьезные исследователи, уже давно расставили точки над «i». Но и они смирились с использованием гидами почти правдивых историй и слегка приукрашенных легенд, которыми богат Остров-Град.  

Статья по теме: Татарстан: Белый Кремль

Впрочем, рассматривать хронологию событий, связанных со Свияжском и регионом, не указав на некоторые противоречия и несоответствия, было бы неправильным.  Говоря современным языком, военно-политическую обстановку на довольно условной границе Московского государства и Казанского Ханства, на территориях, где не прекращались взаимные нападения друг на друга русских князей и татарских ханов, вряд ли кто-нибудь рискнул бы назвать простой. Даже банальное разделение непримиримых соседей на «наших» и «не наших» и сейчас, через столетия, дается нелегко. Нередко поверхностный     анализ доступных источников вызывает споры у историков. Вот некоторые факты:

Строительство Свияжска – заслуга русских зодчих и мастеровых. Все рубленные крепостные стены, постройки, жилые помещения были подготовлены в районе Углича и потом в разобранном виде, по воде доставлялись к месту строительства города-крепости. Датой его основания является 24 мая 1551 года.

Свияжск 1551 год
Свияжск 1551 год ФОТО: polinka.top

Однако, ссылаясь на документы тех лет (Лицевой летописный свод), приходится подчеркнуть, что строительство начали русские воеводы при самом активном участии «царя» Шигалея (он же Шах-Али хана). Именно он до начала строительства, в ходе и после завершения работ некоторое время занимал ханский престол в Казани. Другими словами, возведение свияжской цитадели (кстати, она по величине превосходила кремли Пскова, Новгорода и даже Москвы), происходило не без участия тюркских народов, населявших эти земли.

Статья по теме: Татарстан: Казань многоконфессиональная (взгляд туриста)

Крепость, возведенная, как считается, неожиданно для гарнизона Казани, стала главной военной базой русских войск. Именно она сыграла решающую роль в успешной осаде столицы Ханства.

Дальнейшее предназначение Свияжска, по замыслу Ивана Грозного, стать центром православия в Поволжье. В 1555 году была получена Жалованная несудимая грамота царя Ивана IV архимандриту Герману на строительство Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря

Свияжский Успенский монастырь
Свияжский Успенский монастырь ФОТО: pastvu.com

Действующая мужская обитель является главным религиозно-просветительным центром Казанской епархии. Как и другие святые места православной церкви Свияжский монастырь пережил взлеты и падения, материальное благополучие и разорение, благосклонность и нетерпимость у власть предержащих, статус одного из  самых значимых на Руси и незавидную роль психиатрической лечебницы. Но благодаря, как светской, так и религиозной ветвям власти, неравнодушному отношению прихожан и туристов сегодня обитель обоснованно гордится своим архитектурным ансамблем, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Свияжский Успенский монастырь
Свияжский Успенский монастырь в настоящее время ФОТО: pastvu.com

Туристам, решившим посетить Остров-Град, не прибегая к услугам гида рекомендую взять в информационном центре бесплатную карту-схему с основными достопримечательностями Свияжска. Не пугайтесь длительности пешей прогулки от автостоянки до речного вокзала или наоборот (в зависимости от того какой способ приезда на остров был выбран). Маршрут проложен вдоль основных туристических объектов. Возле многих из них размещены информационные штендеры.

Одновременно с городом-крепостью, даже раньше Успенского монастыря, в 1551 был заложен Свияжский Иоана-Предтеченский женский монастырь.

Свияжский Иоана-Предтеченский женский монастырь
Свияжский Иоана-Предтеченский женский монастырь ФОТО: pastvu.com
Свияжский Иоана-Предтеченский женский монастырь
Свияжский Иоана-Предтеченский женский монастырь в наши дни ФОТО: pastvu.com

Две обители, составляющие гордость православия в Поволжье, пережили страшный пожар 1795 года, секуляризацию церковных земель при Екатерине Великой (в 1764 г.), годы борьбы с «опиумом для народа»  в советское время смогли сохранить дух намоленного места и некоторые артефакты, принадлежащие Остров-Граду. Среди них наиболее заметной (как по величине, так по значимости) является древнейшая (1551 г.) на всем Среднем и Нижнем Поволжье, Троицкая церковь – единственная деревянная в регионе, первая, построенная в Свияжске. Говорят, что ее посещал Иван Грозный. Конечно, многие ее элементы заменялись, восстанавливались, или были отреставрировали.

Но остановится на знакомстве только с культовыми зданиями и сооружениями замечательного Остров-Града было бы обидным для него, для его героической истории, наконец для людей, о жизни которых (предположительно) Пушкин писал: «Все в том острове богаты. Изоб нет, одни палаты…». А еще

А кроме палат и мастерских, говоря сегодняшним языком, – Торгово-развлекательный центр «Ленивы торжок»

Конечно, рассказывая о православных храмах и монастырях на территории Татарстана можно ограничиться уже предложенной информацией. Но недалеко от Казани расположены два туристических объекта, о которых в справочниках смело можно писать – Посещение – обязательно!

Екатерина Дорошенко
Автор статьи

Екатерина Дорошенко

Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. С раннего детства зачитывалась рассказами о великих путешественниках и первооткрывателях. Теперь я вполне счастливый человек, потому что сама могу делать выводы и узнавать что-то новое каждый день. По образованию лингвист - переводчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *