Конечно, столицу Чешской Республики так не называют. Хотя примеров тесной привязки названий реки и города, на берегах которой он разместился – достаточно. Ростов-на-Дону, Ротенбург-на-Таубере, Франкфурт-на-Майне, Калач-на-Дону. Вполне могла и Прага быть с таким замечательным дополнением. Тем более, что специалисты по топонимике наиболее вероятный вариант происхождения названия Праги связывают с Влтавой. Прага в переводе с чешского – означает край, порог, берег реки. А образование поселения на месте нынешнего города связывают с каменными порогами в бродах Влтавы.

Вид на площадь Праги

Прага-на-Влтаве или Прага и Влтава

Вот и получается, могла быть Прага-на-Влтаве. Тем более, что в Чехии такая форма названий населенных пунктов распространена. Думаю, что такое лирическое вступление достаточно убедительно иллюстрирует тему, которую надо рассмотреть.

Пусть прозвучит банально, но для выстраивания логической цепочки нужно вспомнить, что с давних времен люди селились возле морей, рек и водоемов, понимая всю значимость такого соседства.

Первые поселения славян на территории нынешней Праги образовались VI веке н.э. А в Х столетии она уже стала столицей Чешского королевства. Как уже отмечалось, поблизости были каменные пороги, что значительно повышало привлекательность этого региона, ибо общение с рекой предусматривало необходимость надежной переправы. А серьезного мостостроения еще не было.

Влтава – «дикая вода»

Конечно, в список крупнейших европейских рек Влтава не попала. Но для Чехии она самая крупная. Свое начало река берет в 600 метрах от границы с Германией (не случайно ее называют в переводе со старогерманского – «дикая вода»), на Черной Горе, что в национальном парке Шумава. Затем, образовав там крупное водохранилище Липно, показав свой норов в ущелье «Черные Стены» и спокойное течение по Будеевицкой равнине, Влтава преодолевает расстояние в 446 километров и впадает в реку Лаба (Эльба). А 29,8 километров из общей протяженности Влтавы имеют особый статус. Они та часть реки, которая находится в черте города Праги. Без них столица Чехии не была бы Прагой столь популярной у туристов. А если серьезно, река, городская застройка, парки, площади, сады, исторические памятники удивительно гармонично объединены в одно целое.

Это интересно! Далеко не все города могут похвастать удачным сочетанием природных красот с рукотворными шедеврами архитектуры и градостроительства. В Праге это сделать удалось.

Например, искусственно созданный еще в XII остров Кампа – это оазис спокойствия среди городской суеты. Расположенный между самыми туристическими местами – Пражским Градом и Старом Месте, он не бросается в глаза и известен далеко не всем. В тоже время без острова, в купе с рекой-каналом Чертовкой и старинными зданиями Пражской Венеции, трудно представить Карлов мост со стороны Малой Страны.

Shein Many GEO's

Я не случайно, отдельно и в первую очередь, стараюсь сосредоточить внимание на реке. Это предопределено заявленной темой. Кроме того, Влтава, извините за пафос, дите природы и с ней надо быть внимательным. Надо знать, что ее средняя глубина в черте города 2,75 м, а в самых глубоких местах более 10 м., что судоходность обеспечивается 12 шлюзами, что главная река Чехии подпитывается лишь одной рекой Бероункой и несколькими ручьями, но это не мешает ей быть активной участницей наводнений. Для полноты картины стоит показать на стене набережной, рядом с Карловым мостом, нанесенные краской отметки. Это уровень, на который поднималась вода в реке в моменты нередких природных катаклизмов.

Самая высокая отметка (6-7 метров) сделана в 2002 году. Именно тогда вода заливала вторые этажи зданий, нанесла серьезный ущерб пражскому метро и городу в целом. Река «достигла» рекордного уровня 500-летней давности.

Наводнение 2002 года

Интересно, а как меняется отношение пражан к своей любимице, после очередной выходки? Такой вопрос возник после случайного знакомства с симфонической поэмой знаменитого чешского композитора Б. Сметаны «Влтава». Как оказалось, это произведение неофициальный национальный гимн Чехии. Я не силен в классической музыке. Но послушал «Влтаву», мне понравилось.

Берег левый, берег правый — что можно посмотреть в Праге

Ответственный и опытный турист знает, что к поездке, особенно в чужую страну надо готовится. В том числе узнать какие экскурсии предлагают турагенства. Вот, например, Прага. Назову несколько пеших маршрутов:

  • Королевский путь — 3,8 км (от площади Республики до собора Святого Стефания);
  • по Малой стране – 5 км (Карлов мост – остров Кампа);
  • по набережной Влтавы – 5,6 км (Штефаников мост – Вышеград);
  • Першинский фуникулер – Пражский Град -2,8 км

Есть и другие варианты. Два момента характерны для всех подобных экскурсий. Во-первых, занимают много времени (гид, например, вынужден контролировать всех, ждать отстающих) и во-вторых, элементарная усталость. Редко кто станет опровергать, что ходить по пражской брусчатке не легко.

Королевский путь

Вот здесь на помощь туристическим агентствами и гостям Праги приходит Влтава, с ее возможностями сравнительно быстро и с необычного ракурса показать многие достопримечательности города. Ведь даже с набережных многое видится не так, как с палубы прогулочного кораблика.

Завораживающее зрелище мостов в сумерках

Предлагают несколько вариантов речных прогулок. Они задуманы и проводятся с учетом планов и настроений отдельных категорий туристов.

Первые, назовем их «неорганизованными», самые счастливые. Они имеют больше свободного времени, не зависят от групп и как кошки «гуляют сами по себе». В какой-то степени они ближе к местным жителям. Эта категория туристов предпочитает аренду лодок или катамаранов и самостоятельное перемещение по Влтаве.

Стоимость аренды такого плавсредства — от 100 до 400 крон в час (в зависимости от количества посадочных мест)

Второй вариант предполагает одночасовую прогулку по реке на небольшом теплоходе. Маршрут у всех корабликов одинаковый – от Карлова моста до Музея Б. Сметаны. Аудиогид на русском языке расскажет о некоторых достопримечательностях, хорошо видимых с борта кораблика – Пражском Граде, здании Национального театра, других исторических памятниках. Такие часовые прогулки любят включать в свой отработанный маршрут гиды, обслуживающие группы туристов, которые поездку в Прагу, совмещают с экскурсиями в Вену, Дрезден,Карловы Вары.

Стоимость билета 250-300 крон (расчет только кронами)

Третий, более длительный вариант, проходит маршрут от Вышеграда до Штефаникова моста, в том числе и зону шлюзования. Кроме самой прогулки этот вариант предусматривает обед/ужин по системе шведский стола, начинающийся рюмкой чешского лекарства от всех болезней «Бехеровкой». Прием пищи сопровождается живой музыкой. Такая экскурсия больше подходит людям, приехавшим на несколько дней, целенаправленно для знакомства с Прагой. Они легко могут включить ее в свой план.

Стоимость этого удовольствия 30-40 евро

Участник любого из вариантов знакомства с Влтавой и ее окружением непременно поделится своими впечатлениями. Безусловно они будут разными, но уверен, только не отрицательными. К примеру, меня очень разочаровала наш гид, когда на мой вопрос о пивном фестивале (по городу были расклеены рекламные плакаты) она ответила: «Не знаю, я пиво не пью…». Без комментариев. Но Влтава от этого хуже ни стала.

Соединяющие берега — прогулки по набережной Праги

Взглянув на карту Праги, легко убедиться, что Влтава делит город на две практически равные части. В этой связи, актуальным становится вопрос о мостах, ибо жизнедеятельность города без объединения его частей априори невозможна.

В Праге их 18. Но интересными, хотя с какой-то из точек зрения – исторической, географической, экономической, а для туриста, познавательной, являются некоторые из них. Сразу небольшая ремарка – все мосты, кроме Карлова, молодые, построены за последние 150 лет. Многие из них одновременно можно видеть, например, со смотровой площадки Вышеграда.

Карлов мост – самый старый (1380г). Длина моста – 520 метров, ширина – 10 м Пешеходный. Место работы и «тусовки» многих, главным образом молодых, художников и графиков. Его предшественником был первый каменный, Юдитин, мост (XII век), разрушенный наводнением. Нынешнее название мост получил в 1870 году, а прежде именовался «пражским» или «каменным». Долгие годы он оставался единственной переправой, соединяющий две части Праги.

Карлов мост

В начале XVIII века мост украсили 30 (есть вариант 32) статуями святых. Ныне на мосту установлены копии (оригиналы — в Национальном музее Праги). Среди них статуя Святого Яна Непомуцкого – покровителя чешских земель, принявшего здесь мученическую смерть. Легенда гласит, что, будучи духовником супруги короля Вацлава IV, священник отказался сообщить ему содержание исповеди королевы. За это, после пыток и издевательств, его сбросили во Влтаву.

Карлов мост

На самом деле, не это (сохранение тайны исповеди) явилось причиной смерти. Священник стал жертвой «разборок» короля и Пражского архиепископа Яна из Йенштейна, которые боролись за влияние на богатейшую обитель – мужской монастырь в Кладрубах (я там был на экскурсии). Одна цифра в качестве иллюстрации. Во владении монастыря было 128 деревень. Непомуцкий, будучи викарием (заместителем) архиепископа, организовал выборы очередного наместника монастыря с учетом интересов для своего босса. Демократия. Дальнейшая судьба его известна – камера, пытки, Влтава… Или это –демократия?

Мосты Праги

Остальные мосты более «приземленные» и не связаны подобными легендами и историческими фактами. Поэтому и характеристики будут поскромнее.

Чехов мост (1905-1908 г.) – самый короткий: длина — 170 метров, ширин — 16 метров. Охраняется как памятный технический объект. Мост украшен бронзовыми скульптурами. С одной стороны, женщина с двумя факелами, как бы встречает плывущих по течению. А тех, кто проплыл под мостом провожают шесть гидр. Мост назван в честь чешского писателя и поэта, жившего в XIX веке, Сватоплука Чеха. Невольно родился каламбур – в столице Чехии чехи построили Чехов мост, названный в память о Чехе.

Чехов мост

Манесов мост (1911-1914 гг). Длина -186 м., ширина – 16 м. Мост, построенный в нужном месте, соединяющий Старое Место с Малой Страной. Через него проходит трамвайная линия и пешеходные тротуары. Изначально планировалось назвать мост в честь эрцгерцога Франца Ферденанта. Но назвали в честь чешского художника Йозефа Манеса.

Манесов мост

Збраславский мост. Мост, соединяющий Пражский железнодорожный вокзал с историческим районом Збраслав, единственный в месте впадения реки Бероунки во Влтаву. Другое название моста – «Мост велогонки мира». Начиная с 1948 г. именно отсюда стартует международная многодневная велосипедная гонка. И еще. Этот мост с труднопроизносимым названием гордится неофициальным статусом – Ворота в Прагу. Он так называется благодаря его огромной арке.

Збраславский мост

Мост Легии или Легионов мост. Соединяет берега Влтавы в самом широком месте. С него можно попасть на остров Стрелецкий. Построен в 1901 году на месте цепного моста Франца I. Назван в честь чехословацких легионеров Первой мировой войны. Для непосвященных, историческая справка. В нашей стране эти легионеры больше известны как белочехи, поднявшие восстание против советской власти в мае 1918 г. на всей территории от Пензы до Владивостока. Практически это стало началом гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Легионов мост

Мост Палацкого (1878 г.) – один из самых старых. Длина – 230 метров. Построен в интересной цветовой гамме: колонны и арки из синего гранита, дорожки из красного песчаника, перила из белого мрамора. Что-нибудь напоминает? Правильно – триколор флага Чехии. Мост соединил центр с быстро растущими промышленными районами. Мост часто переименовывали – «Подскалский», «Каменный мост», «Мост Моцарта».

Это интересно! С 1945 года он носит имя Франтишика Палацкого – чешского писателя, политика и историка.

Мосты, о которых я не стал рассказывать, тоже достойны внимания, но чего-то особенного и интересного для раскрытия темы в них нет.

Если подняться на любую возвышенность в любой части города, то бросится в глаза огромное количество зеленых насаждений. Не удивительно, в Праге насчитывается более 50 парков, садов и дворцово-парковых комплексов. Поэтому, говоря о гармоничной связи Праги и Влтавы нельзя забывать о «легких» города. Многие набережные Влтавы являются парками, а парки расширяются и становятся более привлекательными благодаря соседству с рекой. Да и вот что еще. Вы видели где-нибудь в городе столько лебедей?

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен