Плавный толчок сообщил, что колеса нашего «Боинга» коснулись бетона взлетно-посадочной полосы аэропорта «Феникс». Позади шестичасовой перелёт из заснеженного сибирского города, надоевшее ожидание в аэропорту вылета, три задержки рейса. Из-за них оказались на китайском острове Хайнань в десятом часу вечера. Значит, раньше одиннадцати в отель не попадем. А ведь этот улетевший впустую день тоже считается временем отдыха.
Аэропорт «Феникс» и первые впечатления
Почему поехали в Китай? Из-за кризиса. В 2016 году некоторые турфирмы начали уходить с местных рынков. Оставшиеся почувствовали себя монополистами, цены «завернули». Обычно стоимость путевки с приближением дня вылета снижается. А тут наоборот. Хотели уже путешествие отложить на «после Нового года». Ближе к весне, в конце марта – начале апреля цены, все равно, снижаются. Кстати, потом так и получилось.
Если бы не вмешалась турфирма, слетали бы в очередной раз в Таиланд весной. Но позвонила менеджер или (как там ее должность называется, не знаю), предложила китайский остров Хайнань. Заверила, что – это то же самое: вечное лето, интересные экскурсии, теплое море, добрые китайцы, фрукты и все остальное. А еще стоимость поездки примерно в два раза ниже, чем сейчас в Таиланд.
Для справки. Тогда, в 2016 году, возобновились прямые рейсы из российских городов в этот тропический китайский уголок, называемый, из-за совпадения по географической широте, Восточными Гавайями. Первая попытка регулярной связи закончилась в 2014 году. Причина – обвал рубля и резкое сокращение турпотока. И вот теперь, в декабре, рейсы возобновились. Между прочим, наш рейс тогда был только вторым.
В иллюминаторы левого борта видно, как к самолету подкатывается трап. Пассажиры, извлекшие с багажных полок сумки с зимней одеждой и еще чем-то, выстроились в проходе. Так прошло пять минут, шесть… Двери не открывали. «В Китае, пока все документы ни проверят, двери не открывают», — сообщил кто-то из знатоков.
Не знаю, что там проверялось, но ждать пришлось почти полчаса. Наконец, пауза закончилась. Спускаемся по трапу. Кругом черная тропическая темнота. Освещен лишь небольшой участок у самолета. В полутора десятках метров автобусы, доставляющие пассажиров к терминалу. Кстати, сообщаю непосвященным, экипажи самолетов эти автобусы называют скотовозами. Наверное, потому, что людей туда набивается «под завязку».
Интересный факт! Следует отдать должное китайцам, постарались, сделали так, чтоб прилетевшие не заблудились. Войти в терминал можно только по коридору, огороженному высокими решетками. Только зачем увенчаны они колючей проволокой? Неужели кому-то придет в голову перелезть через ограждение высотой более двух метров?
Международный терминал «Феникса» оказался небольшим. Сейчас, наверно, там новый работает. Ведь пропускная способность старого была слабой. Почему так думаю? Там всего один багажный транспортер был. Что касается темпов строительства, то в «поднебесной» с этим проблем нет. Не знаю, насколько это верно, но, как нам сообщили, за десять лет китайцы расходуют столько бетона, сколько США за целый век.
Мелкие неприятности, с которыми приходится мириться
Свой автобус, после выхода из терминала, нашли без труда. «Стас, — представился русским именем китайский гид (они всегда так делают, понимая, что китайское имя нам трудно выговорить), — место для курения? Да здесь можно», — и он показал на территорию вокруг автобуса.
Важно! За две недели нахождения в Санье мы не видели ни одного уличного обменника. Банк, где можно поменять доллары или рубли на юани, нам тоже не попадался. Впрочем, туристы рассказывали, что им удавалось сделать обмен в большом магазине. Что касается снятия наличных в банкоматах, то их можно найти в некоторых отелях. Правда, как рассказал один из туристов, ему пришлось проехать со Стасом шесть отелей, прежде чем попался работающий банкомат. Так что лучше купить юани в России заранее.
Вселяться туристам, а вместе с нами в этот отель приехало пол автобуса, помогал всё тот же гид, выполнявший роль переводчика. Правда, переводчиком он оказался посредственным. Вероятно, практики не было. На мой вопрос, где учился русскому языку, ответил, что на курсах в городе Харбине. Позже выяснилось, что в городе можно встретить китайцев, прекрасно говорящих по-русски. Почему их переводчиками не берут? Наверно, из-за отсутствия диплома.
Важно! Как это часто бывает, при вселении потребовали депозит. Хотя в стране запрещают хождение иностранной валюты, депозит нужно было внести в долларах. Американской валюты у нас не было. Выяснив, что в Санье с обменом денег могут возникать затруднения, мы заранее купили юани. Впрочем, после обращением за помощью к Стасу, депозит мы смогли дать в юанях в сумме, эквивалентной ста долларам. Вообще-то, для отеля-трешки многовато. В Таиланде обычно он – тысяча бат (часто его там берут в рублях).
Наш номер в отеле мало чем отличался от тех, в которых приходилось бывать. Телевизор, холодильник, большие кровати, сейф, санузел… Правда, последний больше, чем это бывает в Таиланде. Особенность – наличие стиральной машины.
Утром пришлось встретиться с ещё одним сюрпризом. Им стал неработающий холодильник. На все обращения по этому поводу работники отеля заверяли, что в течение дня все будет сделано. Однако, ни в течение дня, ни в последующие дни, неисправность не устранили. Выяснив у других российских туристов, что в их номерах то же самое, к работникам отеля по этому поводу мы не больше не обращались.
Море, пляж и особенности дорожного движения
Встреча с отельным гидом почти не отличалась от тех, которые происходят в других местах. Единственное – гид не навязывал экскурсии. Наоборот, назвал те, на которые, по его мнению, лучше не ездить. Вообще-то, и те, которые в Санье попадают в разряд интересным, уступают предлагаемым в других странах Юго-восточной Азии. Часто при этом получается так, что туристы, уплатившие за экскурсию, к примеру, по двести юаней, приехав на место, узнают, что надо уплатить еще по сто. Иначе к этому интересному месту не пустят.
Наш отель, как и было предусмотрено, оказался на первой линии. Чтобы попасть к морю, нужно всего лишь перейти улицу. Спуск к пляжу – довольно удобная широкая лестница. Здесь, путешественников с приветливой улыбкой встречал довольно общительный китаец.
Здравствуйте, я Ваня, — сообщал он туристам, спешащим к морю.
Русский язык Ваня выучил, прожив четыре года в Красноярске. Говорил практически без акцента. Не знаю, каким был его словарный запас, но общаться с ним можно было без труда. Ему бы переводчиком быть, а он пытается заработать, предлагая свои услуги туристам.
Между прочим, этот маленький бизнес нашего нового знакомого оказался неплохо отлаженным. Он организовывал поездки на экскурсии, установив за них цену вдвое ниже, чем у турфирмы. При этом автомобили, на которых знакомые Вани возили путешественников, были лучше, представляемых фирмой. Да и водители были интеллигентнее (вероятно, это слово подходит здесь в большей степени).
Важно! Пляж оказался не просто большим, а огромным. Его отличительная особенность – полное отсутствие лежаков и зонтиков. Хотя остров Хайнань находится севернее Таиланда или Вьетнама, температура воды в декабре не опускалась ниже 24 градусов. Правда, иногда на берег накатывались метровые волны. Но такое случалось редко.
Улица, протянувшаяся вдоль пляжа, была по-настоящему красивой. Чистота везде идеальная. По обеим сторонам пальмы и еще какие-то деревья. На широкой полосе вдоль берега пешеходные и велосипедные дорожки. Впрочем, велосипедисты катаются, где хотят. Так же поступают и водители байков. Они, чаще всего, с электроприводом. А еще на улицах Саньи много электромобилей. Даже полицейские передвигаются на них.
Забегая вперед, уточню, что в Китае существуют особенности в организации движения на дорогах. Вероятно, главное правило – у кого машина больше, тот и прав. При этом самые бесправные – пешеходы. У них нет преимущества даже на «зебре». Во время обзорной экскурсии русская девушка гид рекомендовала перед переходом улицы с интенсивным движением перекреститься. Мы пробовали. В самом деле, помогает.
Какой тип питания выбирать, покупая путёвку
Покупая путевку на Хайнань и доверившись работникам турфирмы, как, как всегда, выбрали тип питания «Только завтрак». Граждане, отправляясь отдыхать на этот курорт, никогда не поступайте так. Выбирайте «все включено». Нет здесь на улицах привычных по другим странам Юго-восточной Азии кафе, магазинов, маленьких или больших рынков. Так что ежедневно не менее часа придется тратить на походы за едой.
Пункт общественного питания нам удалось найти, пройдя по городу около получаса. Тем, кто окажется в нашем положении, сообщаю, что идти надо к тому месту, над которым пролетают самолеты, садящиеся в аэропорту. Ориентир – первая широкая улица, параллельная курсу эти самолетов. Затем надо повернуть направо. Уличные кафе и магазины появятся через пять – десять минут. Все зависит от места нахождения вашего отеля.
Важно! В Китае, как и в любой чужой стране, присутствует языковой барьер. Но преодолеть его легко. Следует помнить, что знание английского языка не поможет. Но будет достаточно языка жестов, нескольких слов на русском, которые будут знать китайцы и вашего «се-се» (спасибо, китайск.), которое понравится и в магазине, и в кафе.
Конечно, за прошедшее после нашего путешествия время на острове многое изменилось. Но, думаю, что приобретенный нами опыт будет полезен тем, кто отправится отдыхать на китайский остров Хайнань.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.