Сразу хочу расставить все точки над i. Во-первых, не будучи достаточно просвещенным в религиозной вопросах, вообще, и тонкостях православного христианства, в частности, постараюсь в своем повествовании ограничиться минимумом, общеизвестных и необходимых терминов. За случайно допущенные ошибки, заранее прощу извинения. И второе, как показывает практика, отделить туристические поездки от посещения культовых учреждений – невозможно. Это нормально. Одно другому помогает, дополняет и делает интереснее и познавательнее. В тоже время, не верно рассказ экскурсовода превращать в лекцию по теологии, а в отдыхающих туристах видеть очередную группу паломников. Буду искать золотую середину.
Полное название учреждения, в которое мы решили поехать в очередной выходной день, звучит так, что сразу и не повторишь. Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь. Практически каждое слово из него, кроме мужской, нуждается в кратком пояснении.
Ставропигиальный – монастырь, подчиненный непосредственно Патриарху Всея Руси. На сегодняшний день таких монастырей – 28.
Монастырь – церковное учреждение, в котором живут и работают, в соответствии с уставом, мужские или женские сообщества православных христиан. Монастыри имеют разный статус (лавра, монастырь, пустынь, скит, подворье).
Пустынь — монашеский скит, расположенный в стороне от населенных пунктов, имеющий не более одного храма. Может разрастись до уровня монастыря, сохранив при этом в названии слово пустынь.
Введенская – церковь, освещенная в честь праздника введения Девы Марии в церковь. Главным храмом Оптиной пустыни является Введенский храм Пресвятой Богородицы. Все эти пояснения я сделал для того, чтобы не перегружать свой рассказ специальными терминами. И названия обители сократить до широко распространенного «Оптина пустынь».
Монастырь находится в Калужской области, в 260 километров от Москвы, близь старинного русского городка Козельска, с 2009 года – города воинской славы. Не менее весомым с исторической точки зрения является звание «злой город». Его «присвоил» Козельску хан Батый, после жестоких боев небольшого гарнизона, отражавшего в течении семи недель атаки превосходящих монгольских войск. Разместилась обитель в живописном месте на берегу реки Жиздра (как только проезжаешь мост, слева можно наблюдать панораму комплекса монастырских храмов и других зданий). Места здесь не так, чтобы густонаселенные, поэтому основная масса транспортных средств направляется к обители. У входа имеется большая парковка.
Оптина пустынь своеобразный монастырь. Судьба «бросала» его из крайности в крайность. Конечно любая православная обитель знала в своей истории разные этапы, взлеты и падения, почитание и унижение. Но «линия жизни» у многих из них проходила по одинаковому сценарию.
История Оптиной пустыни, даже по доступным для всех сведениям – не стандартная (хотя такое определение вряд ли сюда подходит). Много разночтений, связанных с датами образования монастыря. Можно увидеть информацию о конце XIV, о начале XV веков, наконец о первом письменном упоминании, относящемуся к 1629-1631 годам. В отношении основателя тоже единого мнения нет. По одной версии, таковым является раскаявшийся разбойник Опта (Оптия), чье имя носит пустошь. Впрочем, ни о жизни, ни о смерти, ни о месте захоронения Макария (это имя он получил во время пострига) практически ничего не известно. Вторая версия называет основателем святого места некоего Владимира Храброго, сведений о котором тоже практически нет.
В истории РПЦ, пожалуй, не сразу найдешь название тех, из наиболее известных монастырей, которым бы пришлось перенести столько невзгод и потерь, как Оптиной пустыни. Вот несколько заметных переходов от духовного и экономического расцвета до упадка и практически забвения.
1625-1689 гг. – первые поселения отшельников в районе близ Козельска, 1698 г. – построена первая каменная церковь.
1704-1724 гг. обременительный налог, которым Петр I обложил монастыри, пустынь не выдерживала. Она приходила в упадок, насельники покидали ее, имущество государство отбирало (например, мельницу). В 1724 году решением священного синода монастырь упразднили. Далеко не всегда в таких случаях обитель восстанавливалась. Оптина пустынь смогла.
1726-1727 гг. в соответствие с указом Екатерины I монастырь был восстановлен и имущество было возвращено.
1764 год – очередной удар по благосостоянию монастырей нанесла реформа, проведенная Екатериной II, которая в значительной степени лишила их крестьян, земельных и прочих угодий, материальной поддержки со стороны государства. Доходило до того, что в 1773 году в монастыре жили всего два старых монаха.
С 1795 года – начался более, чем столетний период активной жизни и расцвета обители. Эти годы осуществлялось строительство культовых и хозяйственных зданий. Монастырь начал развивать издательскую деятельность. В первой половине XIX века на территории Оптиной пустыни проживало более 150 насельников. 20 из них люди с высокими званиями священнослужителей.
Нельзя не сказать отдельно о Оптинских старцах. В 1829 году наставник монастыря иеромонах Авраамий пригласил в обитель 14 человек, каждый из которых владел определенными навыками: целителя, знахаря, проповедника, предсказателя. А все они отличались особой верой в бога, служением народу и покаянием за всех верующих. Старцы стали главным духовным богатством Оптиной пустыни.
«Прообразом Царства Небесного» называли в то время обитель.
Излишним будет говорить, что в годы советской власти (монастырь в 1923 году был закрыт) как культовые здания, так и другие монастырские постройки использовались, мягко говоря, без проявления заботы об их сохранности. В разные годы здесь размещались дом отдыха, лесопилка, концлагерь для польских пленных офицеров, госпиталь, фильтрационный лагерь для вернувшихся из плена советских военнослужащих, воинская часть.
После передачи в 1987 году монастыря Оптина пустынь РПЦ проделана большая работа по его восстановлению. Сегодня обитель действующая. Проходят все, предусмотренные религиозными канонами, мероприятия. В 2000 году монастырь отмечен Архиерейским Собором как особо почитаемая святыня РПЦ.
Первое, что бросается в глаза еще на парковке около пустыни, и уж тем более внутри обители – чистота, порядок, все в цветах, много кустов и деревьев, лавочек. Скажу, без особого пафоса – там приятно находиться. Народа много, но не столпотворение, несмотря на то, что мы попали в день какого-то престольного праздника.
Повторюсь, что на момент передачи в 1987 году монастыря Русской православной церкви, назвать его таковым было сложно. Разрушенные временем и варварским отношением людей храмовые здания, братские кельи, хозяйственные постройки, ограда и ворота – все нуждалось в восстановлении, ремонте и реставрации. Совершенно случайно, мне пришлось побывать в обители в 1997 году. Честно говоря, мало, что запомнилось. Несколько уже отреставрированных зданий, в одном из которых размещалась экспозиция истории Оптиной пустыни. И многие здания в строительных лесах. В очередной раз, о котором сейчас рассказываю, как будто бы оказался в совершенно другом месте. Очень сожалею, что в 1997 году не имел с собой фотоаппарата.
Совет! Любоваться комплексом монастыря лучше всего со стороны моста через Жиздру, а знакомиться с отдельными храмами, конечно же надо внутри его. Пустынь, с архитектурной точки зрения, почти правильный четырехугольник, окруженный кирпичной стеной, шестью башнями и двумя воротами. Это сейчас: есть Святые (южные) ворота и северные. Еще одни – хозяйственные в учет не идут. В прежние времена были западные (тогда основные) под надвратной церковью Владимирской иконы божьей матери.
Символично размещение основных храмов монастыря. В центре главный из них – Собор во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы (1750-1771 гг.). На севере – церковь во имя Марии Египетской (1858 г.). В восточной стороне комплекса — церковь Владимирской иконы Божьей Матери, в южной – самая большая, церковь Казанской иконы Божьей Матери (1811 г.). Находясь в архитектурном единстве, они вместе образуют крест, оставаясь самостоятельными как культовое сооружение, так религиозное учреждение, имеющее свою историю и особенности.
Если взглянуть на схему расположения храмов, административных и хозяйственно-бытовых строений монастыря, то можно насчитать порядка 60 объектов. Это и уже названные в ходе повествования, и построенные в XXI веке храмы и часовни, библиотеки, братские кельи, трапезные, хлебопекарня, хозяйственные постройки. Даже разобраться с названиями или понять предназначение большинства из них сложно. Да это и не главное
Завершить краткий обзор, посвященный одному и из наиболее почитаемых в православном христианстве монастырю, будет логично информацией о том, как закончилась наша экскурсия. Я довольно скептически отношусь к проявлению каких -либо чудес. А целебная сила источников у меня сомнений не вызывает. В Оптиной пустыне их несколько, в основном они носят имена тех, кто их открыл.
Наше пребывание в обители мы завершили посещением одного из них – источника Пафнутия Боровского. Находится он за оградой, в близлежащей роще, оборудован женской и мужской купальнями. Постоянная температура воды +6 градусов. Процедура простая: заходишь, раздеваешься, по ступенькам спускаешься в купель, три раза окунаешься с головой (более просвещенные читают молитву), не вытираясь полотенцем, одеваешься и выходишь.
А теперь представьте. Мне в ту пору уже шел шестой десяток лет. Ранний подъем, около 300 километров за рулем, 2-3 часа экскурсии по обители (конец июня, градусов 28-30) – в общем усталость слегка чувствовалась. После купания в источнике – как говориться: родился заново.
Каждый турист может смело перефразировать строчку из популярной песни – в России много мест, где я еще ни разу не был. Я никого не призываю выбирать Оптину пустынь для обязательного посещения. Но если случиться оказаться поблизости – найдите хотя бы 2-3 часа, посетите обитель.