Разумное, дозированное и уместное использование цитат, крылатых фраз и афоризмов украшает речь, делает её более содержательной и убедительной. Иногда короткая, но емкая цитата может с успехом заменить затянувшийся спор. С другой стороны, неуместная попытка найти логическое объяснение или научное подтверждение известной фразы, может, наоборот привести к беспочвенной, околонаучной дискуссии.
Недавно столкнулся с рассуждением какого-то умника на одном из сайтов. Дескать, не логично называть Москву портом пяти морей. Либо она таким портом вовсе не является, либо можно ее назвать портом двух океанов и 25-30 морей. Молодец, господин «Обыватель», знает географию. А вот с историей у него, по-видимому, похуже. Дискуссию открывать не будем. Эту фразу впервые произнес И.В. Сталин на открытии канала имени Москвы, подчеркнув его значение для быстро растущей столицы нашей страны. Впрочем, она не противоречит действительности, да и прозвучала не на научной конференции.
Зачем Москве канал или взгляд в недавнее прошлое
Буквально в начале текущего года, 10.01.2019 г. в Москве случилась большая беда. Произошел размыв Канала им. Москвы и частичное затопление Тушинского тоннеля. Некоторые журналисты, чтобы материал был «погорячее», объявили произошедшее техногенной катастрофой. К счастью, если называть вещи своими именами, до катастрофы дело не дошло, но ситуация оказалась сложной. Даже страшно представить масштаб, тогда уже действительно, катастрофы, если бы не оперативное устранение размыва. И сразу же, как это часто бывает, нашлись злопыхатели, подвергающие сомнению необходимость существования Канала им. Москвы.
Заглянув в любой справочник, так или иначе связанный с водными ресурсами планеты, получите массу интересной информации. Например, о том, что только 3% мирового океана составляет пресная вода. Или о том, что России повезло. Она находится на втором месте в числе 10 стран мира, которым принадлежит 60% запасов пресной воды. А вот с распределением этого богатства по регионам страны не все благополучно.
Статья по теме: Речные круизы: какой маршрут выбрать
Еще во времена Петра Великого разрабатывались, и даже частично претворялись в жизнь планы обеспечения Москвы водой, ибо главная артерия города с трудом справлялась с этой задачей. В подтверждение того часто приводят пример – в районе Кремлевской набережной реку можно было перейти в брод. Да и вообще глубина реки – небольшая, 3-6 метров. А в период индустриализации и бурного развития столицы, резкого увеличения числа жителей за счет «понаехавших» первой волны решение проблемы уже не терпело отлагательства.
15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве канала Москва-Волга (ныне Канал им. Москвы), с целью переброса части волжской воды для нужд столицы. Забегая вперед, следует сказать, что канал спас Москву от экологической катастрофы и не теряет своего значения в современных условиях. 60% потребностей города в воде обеспечивает эта рукотворная водная артерия.
Длина канала составляет 128 км, ширина по поверхности до 85, а по дну 45 м, глубина – 5,5 м. Особенность канала, а соответственно сложность его строительства и эксплуатации в том, что он не самотечный как большинство других, а «энергетический». Грубо говоря воду из Волги надо было поднимать вверх почти на 40 метров. Для решения этой задачи в рамках строительства канала было создано 240 плотин, ГЭС, насосных станций, шлюзов, водосборов и других гидротехнических сооружения. 11 шлюзов и 9 водохранилищ (Иваньковское, Карамышевское, Перервинское, Учинское, Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское) обеспечивают подъем воды и судоходство на разных уровнях.
Через пять лет тяжелейшего труда сотен тысяч архитекторов, проектировщиков, гидротехников, инженеров, прорабов и рабочих, 17 апреля 1937 г. Канал Москва-Волга был запущен в эксплуатацию. Я специально перечислил некоторые профессии строителей желая, подчеркнуть, что в строительстве канала принимали участие и простые граждане-специалисты в своей области и ЗК (заключенные каналармейцы), отбывающие срок в специально созданном Дмитлаге. Более 22.000 человек погибло при строительстве канала. В память о них около г. Дмитрова установлен 13-метровый металлический крест. В 1947 г. в честь 800-летия, столице был сделан подарок, канал стал им. Москвы.
Канал Москва сегодня и завтра
Вода – это жизнь! Кто бы спорил? Но, наполняя чайник водой, мы редко задумываемся о работе тех людей, которые обеспечивают нам такую возможность. И еще меньше интересуемся технической стороной вопроса. Но раз коснулись этой жизненно важной темы, приведу некоторые интересные цифры.
Ежегодно Москва «выпивает» 1,6 млрд кубометров воды, а за 82 года существования канала через его систему прошло 140 млрд куб. м. Сотрудники Мосводоканала любят сравнивать эту цифру с объемом воды, равным шести Балтийским морям. В случае прекращения перекачки волжской воды агломерация Москвы сможет продержаться не более одного месяца, ибо Москва-река превратится в несколько непроточных водоемов (сейчас она на 80% состоит из воды, поступающей через канал).
Туристу, отправляющемуся в речной круиз, большинство технических сооружений канала увидеть не придется. Да и не всегда они интересны. Зато берега, в зарослях густой растительности, сменяющая их спокойная гладь водохранилищ, бетонная мощь шлюзовых камер, встречные трудяги баржи, круизные теплоходы и прочие плавсредства – все это не даст скучать людям с фотокамерами.
А если повезет с погодой, то будет замечательная возможность запечатлеть меняющуюся каждую минуту (теплоход хоть медленно, но двигается) красоту закатов в средней полосе России. Турция, с солнышком на ладони – отдыхает. И еще один совет: поднимайтесь пораньше. Ранним утром за бортом все другое, и вода, и туман, и берега, и восходящее из-за леса Светило.
Интернет-магазин пневматики в Москве drozdpcp.ru
Самыми интересными и, одновременно, самыми доступными для дотошных туристов объектами канала, без которых его бы и не было, являются шлюзы. Достоверно не известно кому принадлежит авторство изобретения. Но в первых рядах претендентов на это почетное звание, конечно, китайцы. В Европе на некоторых реках использовали полушлюзы, Серьезные интересовался вопросом и оставил после себя много чертежей и вычислений Леонардо да Винчи. Одним словом, человечество уже давно использует эти технические приспособления, у которых существует много разновидностей.
На канале им. Москвы работает 8 шлюзов и 3 шлюза для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы автоматизированные, однокамерные, с рабочими габаритами 290х29 метров. Исключением являются двухкамерные шлюзы №7 и 8, расположенные в районе Тушино. Принцип работы этих сложных технических устройств достаточно прост.
Но для бесперебойной и безаварийной работы шлюзов все участники движения обязаны соблюдать «Правила пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей».
Чтобы подняться (или опуститься) на одну «ступеньку» и попасть в следующее, ближайшее водохранилище судно должно пройти через несколько этапов:
- не менее, чем за 1 километр от шлюза связаться диспетчером и получить сведения о порядке шлюзования;
- выполняя команды «шлюзового семафора» занять место в створе ворот;
- получив разрешение диспетчера, войти в рабочую камеру шлюза и пришвартоваться. После этого задние ворота закрываются и отделяют камеру вместе с судном от нижнего уровня или как это называется у специалистов, от нижнего бьефа;
- камеру заполняют водой и судно всплывает на уровень верхнего бьефа;
- ворота открываются и судно, получив разрешение продолжает движение по водохранилищу, находящемуся выше предыдущего.
Все шлюзы Канала им. Москвы, несмотря на их различное архитектурное исполнение, с технической точки зрения одинаковые. Первый звонок – авария в районе Тушинского тоннеля год назад не должен повториться. Поэтому специалисты из Главгосэкспертизы определяют сроки капитального ремонта канала. Первой на очереди оказалась плотина № 21 Иваньковского гидроузла. Хочется верить, что специалисты смогут обеспечить бесперебойную работу канала еще на долгие годы.
Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора