Именно, «морской отдых», а не «отдых на море». Последний вариант — более широкое понятие и не предусматривает каких-либо обязательных условий. Достаточно приехать на побережье любого моря и отдыхать «на все катушку». В море заходит не обязательно… Помните анекдот про «новых русских», приехавших в Турцию и лишь на третий день узнавших от бармена, что «здесь еще и море есть!»

Morskoj-otdyh-ili-otdyh-na-more-foto-1

«Морской отдых», предполагает, как минимум плавание в прибрежном районе на плавсредствах, вместимостью 12 человек и более. Не трудно догадаться, что скутера и «бананы» в эту категорию не попадают.

Классификация морских судов

Туристические компании средиземноморских стран предлагают отдыхающим морские прогулки, путешествия и круизы различного уровня, стоимости и продолжительности. В первую очередь это зависит от морского судна, которые классифицируются по нескольким направлениям:

  • по назначению;
  • по району плавания;
  • по способу движения;
  • по типу двигателя;
  • по типу движителя;
  • по материалу корпуса;
  • по водоизмещению.

Впрочем, для пассажиров эти организационные и технические тонкости особого интереса не представляют. Редко кто из них вникает в суть различий между водометным, крыльчатым или воздушным движителем.

Статья по теме: Остров любви в Средиземном море — дайвинг на Кипре и наземные достопримечательности

А вот что касается визуального восприятия, то суда должны быть красивыми, внушительным, вызывающими уверенность в надежности. Среди них:

  • океанские лайнеры. По большому счету они включены в классификацию как дань уважения к их прошлому. С появлением массовой пассажирской авиации пересечение океана на лайнере потеряло свою актуальность. Постепенно суда этой категории переходят в разряд круизных. Причем по надежности, комфорту и скорости они остаются вне конкуренции;
  • круизные лайнеры — крупные пассажирские суда с большим водоизмещением и грузоподъемностью, высокими скоростными характеристиками. Их технические возможности гарантируют высокий уровень безопасности, а продуманная и хорошо развитая корабельная инфраструктура, а также большая численность обслуживающего персонала делают плавание беззаботным и комфортным. Плюс ко всему – продуманная экскурсионная программа.
  • круизные паромы. Особая категория пассажирского водного транспорта, широко используемого на международных морских линиях средней продолжительности. Паром, совершая перевозку некоторого количество пассажиров, транспортных средств и багажа по попутным маршрутам от порта к порту, для основной массы туристов выступает круизным судном, как правило однодневным. Эта категория морских судов отличается вместительностью, высоким уровнем комфорта и безопасности. Но по скоростным и маневренным характеристикам они несколько уступают круизным лайнерам;
  • теплоходы — пассажирские транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров и проведение экскурсий для туристов в прибрежных районах. Возможны варианты смешенного (река-море) плавания;
  • яхты – далеко не все представители этой категории судов могут быть отнесены к пассажирским. К их числу относятся только крупные модели.

Прибрежные прогулки – любимое занятие туристов

Их называют по-разному: «пик-ник – рыбалка», «пиратская яхта», «круиз по островам». Не ошибусь, если скажу, что у широких туристических масс, такие морские прогулки – самые востребованные из видов развлечений.  Как правило, это уже отработанные схемы, которые включают в себя такие обязательные элементы:

  • экскурсия на теплоходе, нередко стилизованном под старинные яхты, в прибрежной зоне, с заходом на острова, в курортные городки, в созданные природой, нестандартные заливы, лиманы, бухты, скопления скал, пещер и иных фотогеничных участков побережья;
  • экскурсионные группы состоят обычно из 20-60 человек, кроме экипажа их сопровождают экскурсоводы (если предусмотрен заход в порты и прогулки по островам), аниматоры, в помощь которым иногда привлекают небольшие фольклорные группы;
  • морская прогулка обязательно предусматривает бесплатные напитки и обед. Здесь каких-либо ограничений нет: от рыбы и мяса, приготовленных на барбекю на необитаемом острове до «комплексного» ланча в прибрежном ресторане:
  • использование специфических особенностей страны или региона, делающее конкретное мини-путешествие особенно привлекательным.

Туристам, отдыхающим в Греции, предлагают знакомство с тремя островами в Сароническом заливе – Порос, Идра, Эгина, каждый из которых достоин особого внимания. Впрочем, в одной из статей я рассказывал о них.

Перекресток

А морское путешествие вдоль истрийского побережья Хорватии, организаторы дополняют бонусом, в виде захода в Лимский фьорд. Здесь и красиво, и ресторан, главной фишкой меню которого — морепродукты, выращенные на местных плантациях.

Турецкая Алания с крепостью Кале во всей красе предстает только при выходе в море. 6,5 километров крепостных стен, усиленных 14 башнями, извиваясь по скалам на высоте 250 м над уровнем моря вызывают уважение как к строителям, так и к защитникам цитадели.

И расположенную чуть дальше от уреза воды, но не менее внушительную норманнскую крепость в сицилийском Милаццо, тоже лучше рассматривать, будучи на  некотором удалении от берега.

Для тех, кто впервые ступит на палубу такого небольшого морского судна, рекомендую запастись таблетками от укачивания «Драмина». Морская болезнь — не предсказуема.

Круизные паромы

Практически все средиземноморские страны имеют в своем составе острова и полуострова, основным видом сообщения между которыми является морское. Часто порты, принадлежащие разным странам, находятся недалеко друг от друга, что обязательно сказываться на их логистике. Да и туристические агентства при разработке нового продукта для своих клиентов стараются использовать сравнительную близость туристических объектов. И здесь маломерные суда прибрежного плавания использоваться не могут.

Статья по теме: В тёплые края или как добраться до юга на машине

Перевозка грузов, транспортных средств, местных жителей и туристических групп осуществляется с помощью морских паромов.  Для туристов оптимальным вариантом   являются грузопассажирские суда, работающие в радиусе 100-150 километрах. С учетом того, что средняя скорость парома 50-60 км/час совершать однодневные поездки на более длительные расстояния не целесообразно.

Впечатления от путешествия на морском пароме передать не просто. Извините за пафос, но человек после первого знакомства с ним начинает с особым почтением относиться к кораблестроителям. Впервые удается увидеть огромный ангар, который быстро и четко заполняется сначала транспортными средствами, а потом и людьми. Например, не самый крупный паром,  «Jean De La Vallette», который курсирует между сицилийским портом Поццалло и мальтийским Валлетто — транспортное средство длиной почти 107 м, шириной – 24 м, высотой над уровнем моря – 9,4 м. может одновременно взять на борт 800 пассажиров и 230 легковых автомобилей (есть и другие варианты загрузки, в том числе большегрузными фурами и туристическими автобусами). И ведь все это должно, и будет плыть. При этом есть какое-то чувство неуверенности.

Условия этого небольшого путешествия достаточно комфортные – двухуровневая палуба с рядами кресел (очень удобных, похожих на кресла в бизнес-классе в самолетах). К услугам пассажиров буфет с закусками, выпечкой, сэндвичами, мороженным и напитками, телевизоры, рекламная продукция и различные путеводители. Естественно, есть туалеты и курительные комнаты, оборудованные на корме.

Само плавание, особенно в хорошую погоду, увлекательным не назовешь. Как только скроется за горизонтом покинутый берег и вплоть до появления порта назначения, вокруг только море и небо. Впрочем, использовать 2-2,5 часа для отдыха перед предстоящей экскурсией по Мальте, Санторини или Венеции (именно туда мне приходилось ходит на морских паромах) не худший вариант.

Круизные лайнеры

Каюсь, рассуждая о внушительных размерах морских паромов, я сознательно умолчал, что другие крупные плавсредства приходилось видеть только издалека. Но когда наш паром, заходя в порт Валлетты, прошел в непосредственной близости от круизного лайнера MSC «Splendida» (с итал.– великолепная), то показалось, будто мы идем на каком-то утлом суденышке.

Для объективной оценки моей информации, к цифрам, характеризующим паромы компании «Virtu Ftrries», приведу аналогичные данные этого круизного лайнера, входящего в первую десятку крупнейших судов мира: Длина – 333 м, ширина -38 м, количество пассажиров – 3.959 чел., высота – 18 палуб.

Morskoj-otdyh-ili-otdyh-na-more-kruiznye-lajnery-foto-14

Конечно, в числе этих морских красавцев есть и более скромные. А маршруты, в независимости от класса судна проходят по одним и тех же городам и странам Средиземноморья: Барселона и Таормина, Мальта и Тунис, Санторини и Венеция, Дубровник и Палермо, Пальма-де-Майорка и Неаполь… Конечно, «пакет» туристических объектов, которые можно посетить, каждый подбирает самостоятельно, в соответствии со своими возможностями и рекомендациями специалистов. Отдых не из дешевых и потому банальная «поговорка на вкус и цвет – товарища» подтверждается в полной мере. Поэтому, никаких советов по выбору лайнера, а только некоторые факты, связанные с откровенными плюсами и минусами путешествия.

Статья по теме: 🏝 Тайланд: экскурсии по островам Сиамского залива, пляжный отдых в Паттайе

Что можно отнести к положительным моментам:

  • весь комплекс положительных эмоций, вызванных необычным отдыхом, качество которого, нередко, превышает уровень ожидаемого;
  • разнообразное и качественное питание, как правила по системе «шведский стол»
  • положительное влияние моря на общее состояние и здоровье человека;
  • возможность за небольшой период времени (7-14 дней) посетить несколько стран и городов, познакомиться с их достопримечательностями и полюбоваться архитектурными шедеврами со стороны моря. Продуманная экскурсионная программа освобождает от необходимости «разрываться» в незнакомых городах между интересным и еще более интересным
  • отличный сервис и продуманная корабельная инфраструктура предлагают отдых на любой вкус и возраст.

Отрицательные моменты морских круизов:

  • оборотная сторона медали организованных экскурсий – жесткая привязка временная дисциплина;
  • возможность морской болезни и чувства дискомфорта от длительного нахождения в закрытом пространстве. Отсутствие естественного освещения во внутренних каютах;
  • зависимость от погодных условий.

Хочется верить, что сложная экономическая и эпидемиологическая обстановка в Европе и мире не сильно ударит по составляющим морского отдыху.

В ролике представлен обзор изнутри одного из топовых круизных лайнеров

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен