Гжель: все, что вам нужно знать о знаменитой бело-голубой посуде • Отдых, путешествия и туризм

Гжель: все, что вам нужно знать о знаменитой бело-голубой посуде

55
0
Гжель: все, что вам нужно знать о знаменитой бело-голубой посуде 1

Гжель включает в себя как предметы массового производства, а также особо редкие экземпляры. Это оригинальные произведения искусства, за которыми выстраиваются очереди коллекционеров. Давайте разберемся в истории и категоризации этого традиционного ремесла.

Мастеров -керамистов, работающих по старинной гжельской майоликовой технологии, не больше пяти. Их работы имеют мало общего с тем, что обычно ассоциируется у широкой публики с Гжелью: они пятицветные, с лубочным орнаментом.

  1. Технология производства
  2. Гжельский Куст
  3. Пятицветный лубок на вес золота
  4. Отрасли гжельского промысла
  5. Почему рисунок имеет именно бело-голубой цвет?

Технология производства

Гжель Майолика имеет сложную технологию производства. Есть и другие, а именно гжельский полуфаянс, фаянс и фарфор, которые методично разрабатывались на протяжении последних двух столетий. Их производят фабрики и семейные мастерские. Есть и отдельные мастера, добившиеся значительного признания в ремесле бело-голубого фарфора. Всего таких гжельских художников около 10. У них есть свой раздел в Государственном Историческом музее. Это уже не ремесло, а искусство!

Гжель Майолика
ФОТО: quizizz.com

Такие мастера работают над своими изделиями в одиночку, на протяжении всего цикла создания: от комка глины до росписи, глазурования и обжига. «Мастер может два месяца корпеть над своим кувшином, а потом он треснет при обжиге, и придется начинать заново. Процент брака в оригинальной керамике достигает 50%. Технология сложная, все зависит от того, будет ли глина иметь нужное качество.

Так какой же путь пришлось пройти этому ремеслу, чтобы развиться от простого гончарного дела до признания в качестве одного из самых аутентичных стилей русского народного творчества?

Гжельский Куст

Гжель — это название целого района в 60 километрах от Москвы, включающего около 30 деревень. Еще до революции 1917 года, когда к власти в России пришли советские революционеры, этот район числился Гжельской волостью Бронницкого уезда Московской губернии. 

Сегодня «Гжельский куст» входит в состав Московской области. Правительства приходят и уходят, но последние 700 лет этот регион славится одним – своими глинами.

Гжель
ФОТО: img-fotki.yandex.ru

В Гжельской волости никогда не было помещичьего или крепостнического строя, как это было принято в других местах центральной России. Но зато были гончарные мастерские, а точнее сотни мастерских. Некоторые из них по сей день остаются семейным бизнесом, а некоторые превратились в гигантские фабрики, пользующиеся значительными привилегиями от государства.

Гжельский куст известен с начала XIV века, когда в документах появились первые упоминания о Гжельской земле – во времена ее подчинения Великому княжеству Московскому. Уже тогда местные жители активно занимались гончарным ремеслом. Однако их работа была довольно простой и традиционной – они делали посуду, а также другие предметы быта, такие как глиняные дренажные трубы, корчаги и игрушки.

И сегодня жители гжельских деревень, когда копают огород для посадки картошки, часто находят осколки игрушек 200-300-летней давности или тарелки с очень простой отделкой. «Это простые однотипные игрушки, похожие на дымковские: кони, птичьи свистунки, медведи — такие игрушки были распространены по всей Русской равнине и, возможно, имели ритуальное назначение.

В XVII веке жители Гжельской волости были переданы в ведение Московского Аптекарского Приказа, канцелярии. Мастерские стали официальными государственными поставщиками сосудов для хранения лекарств. В то время фармацевтические банки и склянки изготавливались исключительно из керамики.

Завод гжели
ФОТО: avatars.mds.yandex.net

В то же время, чтобы избежать преследований и никоновских реформ, старообрядцы бежали в дремучие леса и болота, которыми была хорошо известна эта местность. Старообрядцы, тоже бежали в леса Заволжья в XVII веке. Но там они принесли с собой ремесло золоторосписи, известное ныне как хохлома.

Пятицветный лубок на вес золота

Существует несколько теорий происхождения слова «гжель». Распространено, но ложно мнение, что гжель происходит от «жечь» или что-то обжигать. Это пояснение ложно, так как глиняная посуда закалялась в печи.

Наиболее вероятная версия – это река Гжелка, протекающая по территории Бронницкого уезда и являющаяся основной водной артерией в этом районе.

река Гжелка
ФОТО: vsegda-pomnim.com

В старославянском языке «гжель» означает гусли. Рядом с Гжельским Кустом есть местечко под названием Гуслица.

Гусли
ФОТО: fs01.cap.ru

Есть и другая, польская версия, по которой польское слово гжегжелика означает кукушка. Таких птиц в местных лесах очень много.

Кукушка
ФОТО: kartinkin.net

Гжельские изделия, конечно, вначале не были ни голубыми, ни фарфоровыми. Сначала появилась простая терракота или «обожженная земля». Детям до сих пор нравится мастерить что-то из простой красной глины.

Затвердевшая глина была очень пористой, и через стенки могла просачиваться жидкость. Гончары придумывали различные способы его закалки. «Варёную» керамику погружали в жидкий раствор, похожий на тесто для блинов, сразу после выпечки, пока он ещё горячий. 

В XVII веке Петр I, любивший Нидерланды и их голубые керамические изразцы, ввел моду на тарелки с синей каймой. В XVIII веке до Гжели дошла слава цветной европейской майолики — пористой керамики, покрытой глазурью. Его охотно приобретали аристократические дворы, но технология производства была дорогой и сложной. Гжельцы стали искать рецепты и способы упрощения и усовершенствования производства. В результате родилась «гжельская майолика»: пятицветная, с землистой фактурой и лубочными орнаментами.

Цветная европейская майолика
ФОТО: www.christies.com

До наших дней дошли образцы майолики музейного качества, в том числе сосуды для кваса со скульптурными ручками и отверстием посередине. 

Отрасли гжельского промысла

Наряду с майоликой развивались и другие отрасли гжельского промысла: полуфаянс, фаянс, фарфор. Гжельцы искали рецепты иностранной керамики, которые высоко ценились в России и продавались за большие деньги. Так родился полуфаянс: исключительно гжельская керамика. Он был грубее европейского фаянса, но тоньше и менее пористый. Мастера научились так хорошо украшать поверхность, что особое место в ремесле занял гжельский полуфаянс. Затем появился тонкий фаянс. Что касается фарфора, то китайский, а затем и европейский фарфор был в России на вес золота.

Гжель
ФОТО: mtdata.ru

Например, Китай использовал для производства фарфора чистые компоненты прямо из земли.  Европейцы тоже стали выбирать материалы из доступных ресурсов. Когда фарфор попал в Россию, местные жители тоже начали изобретать свои варианты рецепта. Поэтому в разных странах фарфор разный. В Гжели были сотни фабрик и мастерских. Некоторые остались на уровне гончарного дела, делая простую посуду. 

Почему рисунок имеет именно бело-голубой цвет?

Частично из-за фарфора гжель осталась синей. Мода на бело-голубую живопись вернулась в 19 веке. Дело в том, что фарфор обжигают при очень высокой температуре, и большинство привычных для майолики пигментов — коричневый, зеленый, оранжевый — со временем тускнеют. Кобальт, производящий синий пигмент, не тускнеет. Качественная глина дает белый фон после обжига.

Розы – один из самых популярных и известных мотивов в прикладном искусстве не только Гжели, но и всей мировой культуры. Розы в гжели сомкнуты, написаны тремя-четырьмя мазками, у каждого художника свой стиль. специалисты могут узнать автора с первого взгляда, но никогда никто не может воспроизвести розу определенного мастера.  Художники на две стороны кисти наносят разное количество краски: одним мазком придают ей оттенок и глубину — так распределяется краска, всего одним круговым мазком.

Гжель: все, что вам нужно знать о знаменитой бело-голубой посуде 2
ФОТО: learnrussianineu.com

К сожалению, в начале 20 века в связи с промышленной революцией и подъемом массового производства народные промыслы стали отмирать. Фабрики были национализированы, а средства производства остались без хозяев. Мужчин отправляли на войну, что было огромной проблемой, потому что керамикой в ​​Гжели занимались исключительно мужчины.

В 1940-е годы искусствовед Александр Салтыков был отправлен на работу в Гжель после пребывания в советском лагере для военнопленных, и он начал возрождать ремесло. Он собрал часть старых рабочих, восстановил технологию, методологию и процесс. Позже в Москве он пополнил музейные коллекции гжельской керамикой и организовал археологические раскопки. 

Если вы желаете приобрести особый сувенир с характером и историей, изделия с гжельской росписью станут отличным выбором, как для себя, так и на подарок!

Ксения Осина
Автор статьи

Ксения Осина

Люблю путешествия, хорошую музыку и книги, расскажу вам, куда отправиться и что делать в другой стране. Считаю себя в полном смысле этого слова человеком мира. С детства любила путешествовать, ходить в походы, увлечение переросло в полноценное хобби на всю жизнь. В дороге ты узнаешь себя и свои возможности, познаешь культуру разных стран, становишься чуть мудрее. С другой стороны, это свобода. Свобода быть каждый раз открытием для тех людей, которых встречаешь на пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *