Название статьи, состоящее из двух, непонятно как связанных, частей и современная интерпретация фрагмента из васнецовской картины «Витязь на распутье» (налево пойдешь – коня потеряешь…) использованы с одной целью. В формате нашего сайта попытаться рассказать о городе, который односложно оценить нельзя. Слишком много противоречивого было в его истории, в том числе и недавней.

Впрочем, вот небольшая справка, подтверждающая это. Появившийся на карте Европы в 997 году, польский (здесь тоже не все однозначно) город Гданьск в результате нашествия рыцарей Тевтонского (Немецкого) ордена на восток Европы превратился в 1308 г. в немецкий Данциг. Победа Польши над крестоносцами в Тринадцатилетней войне в 1466 году восстановила и название, и юридический статус польского города. Кстати, принадлежность Гданьска Польской короне в этот период было довольно-таки условным. Город пользовался очень большими преференциями. Вновь Данцигом город стал в 1793 г. в результате первого раздела Польши. В период Наполеоновских войн, в 1807-1813 гг. Данциг был вольным городом.

Первая мировая война и Версальский договор 1919 г., который подвел её итог, определили Данциг вольным городом под эгидой Лиги наций. Период между двумя мировыми войнами, отмечен непрекращающимися «разборками» по поводу пользования «Данцигским (Польским) коридором». В 1939 г. нацистское правительство Германии потребовало от Польши передачи коридора ей. Отрицательный ответ Польши, а формально — провокационное нападение эсэсовцев на почту Данцига явились поводом для начала Второй мировой войны.

Гданьск. По пути в Старый город

Как же стал называться город после разгрома фашистской Германии? Прежде, чем ответить на этот вопрос, стоит обратиться ко второй части названия статьи. «Без страха, но с благоразумием!» — девиз на древнем гербе Гданьска. Не знаю, как на счет страха, а вот с благоразумием у некоторых нынешних польских руководителей – просто беда. Забыли они, что, если бы не СССР, не пришлось бы восстанавливать польское название города. Так бы и оставался Данцигом.

А вот жителям Гданьска, используя молодежный сленг – респект и уважуха. Сильно разрушенный в годы войны (70-80%) город уже к концу 50-х годов прошлого века был практически полностью восстановлен. Во всяком случае его историческая часть. Сегодняшний Гданьск, крупный торговый порт, вместе с соседними Сопотом и Гдыней, образует агломерацию «Труй място» (Тройной город). Его историческая часть разместилась на берегах небольшой, но судоходной реки Мотлавы.

Перекресток

Если бы провести подсчет количества достопримечательностей на один квадратный километр в старинных городах, то не сомневаюсь, Гданьск оказался бы в числе лидеров. Указатели на фото в начале статьи – подтверждение высокой концентрации исторических обхектов.. Поэтому, как почти всегда вынужден признать, что рассказать смогу только о некоторых из них.

Достопримечательности Гданьска

Конечно же – это порт. Мотлава является естественной границей между городом и Островом Складов, на котором в лучшие годы размещалось до 300 складов и амбаров (сейчас значительно меньше). Среди сохранившихся портовых сооружений – символ города – Журав…

Журав – один из символов города

Интереснейшее инженерное сооружение второй половины XIV века. Оно одновременно выполняло функции ворот, оборонительной башни и портового подъемного крана. Журав может (находится в рабочем состоянии) силами 4 человек, идущих по лопастям специального колеса, поднимать до 4 тонн груза на высоту от 11 до 27 метров.

Набережная реки представляет целый комплекс, выстроившихся как на параде исторических зданий. Многие из них восстановлены после войны, другие из числа вновь построенных, но гармонично вписавшихся в архитектурный ансамбль. Перед ними пешеходная зона, рестораны, магазины, места для пеших прогулок вдоль реки, причалы, от которых начинаются речные экскурсии на различных плавсредствах: небольших катерах, солидных катамаранах и исторических парусных фрегатах. Для любознательных туристов на борту пришвартованного на вечную стоянку судна «Солдек» — филиал Морского музея. Но главное впереди, внутри городской застройки.

Набережная реки Мотлава

Для входа в город существовало несколько ворот: Хлебные, Зеленые, Золотые, Высокие, ворота Мильхканнентор и даже Злодейские Многие из них сохранились и по сей день. Большинство экскурсий начинается на мосту возле Зеленых ворот (1564-1568 гг.). Собственно, это даже и не ворота, а дворец (например, на втором этаже зал в 300 кв. м), построенный как резиденция короля. Впрочем, венценосные особы никогда здесь почему-то не останавливались. По поводу названия ворот существует несколько версий. Одна из них – мост рядом с ними построен из камня с зеленым оттенком — наиболее убедительная.

Зелёные ворота

Сразу за воротами начинается главная улица Старого (Главного) города с удивительно оригинальным названием — Длинная, которая незаметно переходит в Длинный рынок. В обычных условиях, городские улицы, ворота, площади, уж тем более рынок, жили своей жизнью. Но в ответственные для города моменты (например, прибытие короля) они все вместе чудесным образом превращались в Королевский тракт.

Наш приезд, видимо, не вошёл в список значимых для города событий. Торжественного приёма не было. Более того стало известно, что мы вообще двигаемся «против течения». Ведь Зелеными воротами королевский тракт для королей заканчивался, а для нас – начинался. А если серьезно, то «королевский тракт», даже с учетом движения в противоположную сторону, является своеобразным путеводителем и помогает выбрать из массы увиденного наиболее интересные артефакты. Старый Гданьск — это множество красивых, необычных в архитектурном исполнении зданий, значительное число которых отмечены печатью исторически важных событий.

Ратуша Гданьска в миниатюре

Главной достопримечательностью города является Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии. При ее описании можно стать невольной жертвой тавтологии. Церковь — вторая по величине после Кельнского собора и самая большая кирпичная в Европе. Вместимость базилики до 25.000 человек. Её размеры не позволили сделать удачные снимки с земли. Предлагается только такой вариант знакомства.

Ратуша Главного города и фонтан Нептуна

Примерно в середине Королевского тракта — Ратуша Главного города (1486-1488г., восстановлена в 1970 г.), которую видно ну практически с любой точки города. Не мудрено, высота-то 81 метр. Ратуша была резиденцией польских королей. Сейчас здесь — отдел Исторического музея. Можно подняться на смотровую площадку, расположенную на 50-метровой высоте или послушать удивительные мелодии 37-колокольного карильона. Рядом ещё один символ крупного портового – фонтан Нептуна (1633 г.) В отношении количества главных административных зданий Гданьск тоже «отличился». Если во многих европейских городах существуют две ратуши — старая и новая, то здесь их аж три. С точки зрения хронологии эта ратуша должна называться Старая Старая ратуша, потому что чуть в стороне от Королевского тракта в 1587-89 гг. была построена Новая ратуша. А на рубеже XIX-XX веков около вокзала появилась еще одно новое административное здание (сейчас в ней работает городской совет). Теперь существуют – Ратуша Главного города, Старая и Новая ратуши.

Для туриста с фотоаппаратом прогулка по Гданьску настоящее испытание. Справа, слева, сверху, впереди множество исключительно фотогеничных зданий, не сфотографировать которые нельзя. Правда потом, просматривая результаты фотосессии, придется констатировать, что большинство из снятого останется безымянным.

Впрочем, запоминать все, что связано с этими красивыми домами – излишне. Главное полюбоваться творением зодчих прошлых лет. А вот об этом доме стоит сказать несколько слов. Это — Золотой Дом, построенный в начале XVII века для бургомистра Йохана Спеймана. Примечательно то, что заказчик прежде, чем стать бургомистром был успешным купцом и известным меценатом, Информация на заметку некоторым нашим чиновникам: сначала заработал деньги, а потом пошел во власть. А не наоборот.

Ещё одним участком Королевского тракта и местом сосредоточения туристических групп являются Золотые ворота (1612-1614 гг.), представляющие вместе с тюремными воротами и башней часть старых городских укреплений. Сильно пострадавшие в годы войны, они были восстановлены в 1957 году. С обеих сторон ворот на аттиках расположены по четыре женских фигуры, олицетворяющие гражданские добродетели: Разум, Справедливость, Набожность, Согласие, Мир, Свобода, Счастье, Слава. Над главным входом ворот, тоже с обеих сторон, размещены гербы Гданьска.

Золотые ворота

Вокруг Золотых ворот разместился целый комплекс зданий так или иначе связанных с фрагментами старых крепостных стен и башен: Музей янтаря, Национальный банк Польши, Двор братства святого Ёжи (Георгия). И еще одни ворота — Высокие или Возвышенные ворота — начало Королевского тракта. На воротах гербы Гданьска, Речи Посполитой и Пруссии. Такая сознательная историческая «запутанность».

Знакомство с историческими местами Гданьска в рамках короткой экскурсии, можно назвать шапошным. А очень многое просто осталось за кадром. Костелы Святой Бригитты и Святых Петра и Павла, двор Артуса и башня Яниса, старейший приходской костел Святой Катажины и здание городского рынка, Большой арсенал и памятник «Яну Гевелию – астроному и пивовару», Центральный Морской музей и Гданьский политехнический университет — вот далеко не полный перечень того, что могу рекомендовать тем, кто решит посетить Гданьск.

А на десерт – мини-конкурс. Предлагаю определить, что это такое:

Гданьск

Логотип Яндекс.ДзенДля тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен