Тема мостов, как и тема дорог – бесконечная. Кому, как не туристам это хорошо известно. А если слегка пофилософствовать, объединив обе темы, то не сложно заметить, что будучи тесно взаимосвязанными между собой, дороги и мосты, играют в жизни человечества совершенно разноплановые роли. Ведь где бы дорога не начиналась, она, в конечном итоге закончится. Вот только чем, плохим или хорошим? А про мосты, кто-то сказал, что это самое доброе изобретение человечества. Оно всегда соединяет. Десять мостов, которым посвящается статья выделены не случайно.
Содержание:
- Москва. Андреевский мост
- Санкт-Петербург. Большой Вантовый мост
- Хорватия. Мост в Дубровнике
- Чехия. Прага. Карлов мост
- Греция. Мост через Коринфский канал
- Венгрия. Будапешт. Мост Маргит
- Москва. Метромост
- Россия. Новосибирск. Первый железнодорожный мост через Обь
- Германия. Регенсбург. Каменный мост
- Россия. Самарская обл. Сызранский мост
- Германия. Нойшванштайн. Мост Мариенбрюке
С одной стороны, каждый из них – уникальный, что, впрочем, скорее правило, чем исключение. А с другой мне посчастливилось проезжать через них. Т.е. в основе статьи лежат исключительно личные впечатления. Возможно, кому-то захочется поделиться своими. Что же касается еще «одного мостика», то пока сохраню интригу.
Порядок и последовательность знакомства с мостами совершенно произвольные.
Москва. Андреевский мост
Как утверждают топонимисты наука, которой они занимаются, находится на стыке трех других – лингвистики, истории и географии. Взять, к примеру, мост, бывший железнодорожный, ныне пешеходный, который соединяет Фрунзенскую набережную и район Хамовники с парком Горького и Нескучным садом. Как он называется? Сегодня Пушкинский, по названию набережной в парке. До 1999 года, и большинство москвичей это помнят, Андреевский, ибо находился вблизи с Андреевским монастырем в двух километрах выше по течению от занимаемого ныне места. А еще раньше его деревянный предшественник с 1905 по 1917 г. назывался Сергиевским в память, об убитом Великом князе генерал-губернаторе Сергее Александровиче.
Сейчас нередко можно услышать, а на некоторых картах увидеть, что Пушкинский мост продолжают называть Андреевским, а новые автомобильный и железнодорожный – Ново-Андреевским. Надо полагать, что топонимистам безработица не грозит.
Санкт-Петербург. Большой Вантовый мост
Собственно, это один мост, состоящий из двух совершенно одинаковых, но с движением в разные стороны. Единственный неразводной мост через Неву, соединяющий Октябрьскую набережную с проспектом Обуховской обороны, открыли 15 декабря 2004 года. Общая длина комплекса с эстакадными подходами 2884 метра, из которых 382 метра, собственно, сам мост. А самая видимая и эффектная часть -пилоны – 126 метров.
Статья по теме: Водопад Баатара и Пещера Трех Мостов
Ввиду того, что другого такого моста в Питере нет, то этот называют просто Вантовым, а иногда и другими полуофициальными именами: «мост Ольги Берггольц», «Ижорский», «Ленинградский», «Невский». Нет, не будет у топонимистов безработицы. Кстати, словно специально для любознательных туристов, чтобы лучше рассмотреть мост, стоянка для круизных теплоходов организована практически под ним в «Уткином затоне». Существует две версии происхождения этого названия: от реки Утка, протекающей по соседству, или от фамилии заводчика Уткина. Без комментариев.
Хорватия. Мост в Дубровнике
Это второе, не очень распространенное, название самого большого в Хорватии вантового моста (длина 518 м., высота проезжей части над уровнем моря – более 50 м., высота пилонов – более 140 м.). Официальное название – мост Франьо Туджмана, первого президента Хорватии.
Строительство моста затянулось (в том числе и из-за военных действий) и продолжалось с 1989 по 2002 г. Он стал серьезным вкладом в развитие международного порта Груж, важным участком Ядранского пути (Адриатического шоссе), внес коррективы во всю туристическую инфраструктуру региона. Интересны правила проезда по мосту. На бессветофорной трассе, перед мостом можно видеть редко работающий светофор. Оказывается, красный свет предупреждает о слишком сильных ветра на мосту.
Статья по теме: Хорватия: путешествие по Плитвицким озёрам
Чехия. Прага. Карлов мост
Про этот мост, пожалуй, наслышаны даже те, кому пока не довелось побывать в столице Чехии. Ну а те, кто оказался здесь даже на очень короткой, однодневной экскурсии, непременно придет к Карлову мосту, построенному в XIV в., чтобы полюбоваться одной из главных достопримечательностей города, получить от гида общие сведения о ней (длина -520 м., ширина 9,5м., прежнее название, до 1342г. – Юдифин).
Статья по теме: Соединяющие берега… Мосты Будапешта
Многие обязательно задержатся около одной из 30 скульптурных композиций (Яне Непомуцком), чтобы потереть какую-то ее часть и получить свою толику счастья. При этом гиды расскажут романтическую историю о тайне исповеди и мученической смерти святого. На самом деле его казнили (сбросив в реку) по приказу короля Вацлава IV, за организацию выборов нового аббата в монастыре Кладрубы, итоги которых короля не устроили.
Греция. Мост через Коринфский канал
В отличие от обычной практики, когда мосты соединяя берега, являются главной целью строительства, мост, а точнее комплекс (один железнодорожный, три автомобильных и два погружных) через Коринфский канал появился как часть инфраструктуры основного строительства. Канал, отделив Пелопоннес от материковой части Греции и в разы сократив путь из Эгейского в Ионическое море, открылся в 1893 году.
Его значение оценивают, ставя в один ряд с Панамским и Суэцким каналами. Однако, превращение Пелопоннеса в остров, создало другую проблему. Чтобы вернуть ему былой географический статус, историческое и экономическое положение и были построены мосты (высотой 76 м., шириной – 25 м.) Туристам, отправляющимся вглубь Пелопоннеса, предоставляется возможность проведения фотосессии. У одного из мостов для любителей экстрима организован аттракцион «банджи-джампинг».
Венгрия. Будапешт. Мост Маргит
Совершенно не желая обидеть жителей Будапешта, можно мост Маргит назвать, например, Французским. Второй постоянный мост через Дунай не только спроектировали французы. Все детали для него – опорные арки, скульптуры, перила, фонари и пр. изготовили во Франции и смонтировали уже на месте. Более того, мост имеет очень необычный вид. Состоит из двух неравных частей общей протяженностью 607 метров. Их соединение находится на острове Маргит, названном так как и мост в честь принцессы Маргариты – дочери короля Бела IV.
Остров – огромный комплекс спортивных, культурно-просветительных и развлекательных объектов, любимое место отдыха жителей и гостей венгерской столицы. После Второй мировой войны мост расширили с 17 до 25 метров. По мосту Маргит проходит маршрут самого длинного трамвая в мире.
Москва. Метромост
Неудачные, а то ошибочные расчеты, непредвиденные природные отклонения от плановых нормативов, старение материалов и конструкций раньше, чем предусматривалось проектом. И много иных неприятностей, которые подстерегают сложные технические конструкции.
Статья по теме: Зиплайн и подвесные мосты Крыма, Карпат и Черногории — экстрим для смельчаков
Лужнецкий метромост, соединивший Лужники и Воробьевы горы, собрал в себе весь негатив. Двухъярусный, вполне симпатичный снаружи, мост был открыт 12 января 1959 года, а уже 8 июля 1959 г. его эксплуатацию приостановили. Последующие годы метромост находится в состоянии ожидания очередной реконструкции после недавнего ремонта.
Россия. Новосибирск. Первый железнодорожный мост через Обь
Обь, Транссибирская магистраль, село Большое Кривощеково, 1893 год, первый железнодорожный мост, 1897 год, полуторамиллионный мегаполис Новосибирск. Такая вот историко-географическая цепочка, звенья которой иллюстрируют, превращение сибирского села в огромный промышленный город. В центре, как можно заметить, первый в России железнодорожный мост, строительство и последующая эксплуатация которого во многом оказались судьбаносными для всего региона. К концу ХХ века, изношенные за сто лет конструкции заменили на новые, а один из пролетов в качестве памятника установили в парке «Городское начало».
Германия. Регенсбург. Каменный мост
Самый старый каменный мост в мире находится в Регенсбурге. Ключевое слово здесь – каменный. Этот мост через Дунай называют «дедушкой всех каменных мостов». Построен он в 1135-1146 г. по приказу французского короля Людовика VII для форсирования Дуная крестоносцами, отправляющимися во Второй крестовый поход на Святую землю.
Он стал образцом для строительства мостов в Праге, Дрездене, Лондоне, Авиньоне. Оставаясь более 800 лет единственным мостом через Дунай в этом регионе, он способствовал всестороннему развитию города.
Россия. Самарская обл. Сызранский мост
И вновь привет топонимистам. Мост имеет два названия Сызранский и Александровский. Построен и пущен в эксплуатацию 30 августа 1880 года. и на этот момент по некоторым характеристикам занимал лидирующие позиции. По протяженности 13-пролетный мост был самым большим в Европе – 1436 м. Он же был последним в среднем и нижнем течении Волги.
Германия. Нойшванштайн. Мост Мариенбрюке
А мостиком, возможно тем самым обидев его, я назвал смотровую площадку, находящуюся на высоте 92 метров на мосту, переброшенному через ущелье Поллат напротив замка Людовика II Баварского Нойшванштайн. Отделяет их несколько сотен метров ущелья. Описать мост, ввиду скромности и даже невзрачности, не просто. Мост Марии (Мариенбрюке) назван в честь матери Людовика, королевы Марии Прусской.
Он существовал еще до строительства замка. Лучше увидеть и убедиться, насколько важную роль он играет для этого туристического объекта. А сколько еще мостов, которые кому-то посчастливилось увидеть. Давайте делиться…Хотя бы впечатлениями.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.
а где крымский?
Я там не был…Пока