Для тех, кто уловил некую интригу в названии статьи, заинтересовался и захотел дочитать ее до конца напомню, что на нашем сайте опубликованы еще две части моих наблюдений и некоторых рекомендаций для любителей познавать новое без излишней заботы со стороны гидов. В них речь шла о Пештской стороне города и достопримечательностях Будайского холма. Сейчас подошел черед самой интересной, на мой взгляд, части туристических объектов столицы Венгрии. Имеются в виду достопримечательности, разные по своей сути, но объединенные одним – все они расположены на берегу Дуная.
Статья по теме: Эх, прокачу… или общественный транспорт в Будапеште.
Есть как минимум три способа посещения или даже близкого знакомства с ними:
Первый – прогулка на одном из речных трамвайчиков, несколько десятков которых ежедневно с 6.00 до 20.00 курсирует вдоль набережных Дуная. Останавливаются они у специально оборудованных причалов (их порядка 20) вблизи с наиболее интересными для туристов объектов. Правила предусматривают возможность покинуть катер и через некоторое время продолжить путь на следующем подошедшем. Эти дебаркадеры обозначаются табличками с буквой «D». Маршрут представляет из себя эллипс, в границах которого и находятся достопримечательности;
Второй – на трамваях. По Пештской стороне от острова Маргит и почти до моста Петефи с короткими временными интервалами ходят с небольшой скоростью старые, но отреставрированные трамваи маршрута №2. А на противоположной стороне по параллельной линии проходит маршрут № 19, трамваи на котором новые, скоростные, комфортабельные. Для самостоятельных туристов главная ценность этих маршрутов в возможности свободного планирования своих экскурсий;
Статья по теме: Самый длинный трамвай в мире.
Третий – пешая прогулка по набережным, длительность которой не должна пугать настойчивого путешественника. Впрочем, нет никакой необходимости пытаться объять необъятное. Можно разделить маршрут на две части.
Таким образом уважаемым коллегам по туристическому цеху остается только определиться со способом передвижения. Я же постараюсь уделить больше внимания достопримечательностям, которые встречаются на маршруте – мост Маргит с стороны Пешта – мост Свободы – будайская сторона Маргит.
Здание Парламента
Венгерской республики, визитная карточка Будапешта, днем и ночью выглядит богато, величественно и торжественно. Его строительство началось с в 1873 году после объединения городов и было тесно связано с Миллениумом. Во-первых, это самое высокое здание в городе. Именно 96 метров. Закон запрещает архитекторам и строителям превышать этот уровень. Незавершенный процесс возведения дворца, не помешал его участию в праздновании тысячелетнего юбилея. Купольный зал, главное из планируемых 691 помещений был готов к празднику. 27-метровый в высоту и 20-метровый в диаметре он стал одним из главных мест проведения торжественных мероприятий.
Сегодня в центре зала хранится под охраной часовых и в окружении 16 статуй венгерских королей Корона Святого Иштвана – главный атрибут власти. Примечательно, что в отличие от традиций других монархий, когда подчеркивалась принадлежность властных предметов государству, в Венгрии значение короны поднято на невероятную высоту – государство принадлежит Короне. Если посчитать ступени, ведущие с улицы и до последней, у саркофага с короной…, то их будет 96. В здании Парламента проводятся платные экскурсии, в том числе и один раз в день на русском языке.
Венгерский Дворец Правосудия, расположенный за зданием Парламента, выполнял возложенные на него функции с 1881 до 1973 гг. А затем вплоть до 2017 года в этом здании размещалась богатая, состоящая из почти 200.000 экспонатов, экспозиция Венгерского этнографического музея. Сейчас музей закрыт в ожидании переезда в новое помещение. Как дело обстоит с правосудием судить не могу, а вот здание красивое.
Обувь на набережной Дуная – мемориал в память о жертвах Холокоста. 60 пар чугунной мужской, женской и детской обуви размещены на месте массовых расстрелов евреев в 1944-1945 гг. Расстрелы осуществляли венгерские фашисты из партии «Скрещенные стрелы», предварительно заставляя несчастных людей снимать обувь, которую использовали в своих интересах.
Здание Венгерской академии наук
Это научное сообщество было образовано в 1825 году, когда граф Иштван Сечени передал денежные средства в объеме своего годового дохода от использования имущества на его нужды. Его примеру последовали другие состоятельные венгры. Официально академия существует с 1845 года и работает по 11 основным научным направлениям. Нынешнее здание построено в 1865 году.
По соседству с академией старейший Цепной мост, который предоставляет возможность любому туристу, особенно выбравшему пеший вариант экскурсии, изменить свои планы. Можно продолжить путь на катере (здесь работает одна из плавучих станций). Или воспользоваться трамваем № 2, с более комфортными условиями, чем летняя жара, когда термометр остановился на отметке +41 градус.
Центральный рынок
«Уж я в Венгрии на рынок похожу. На немецких на румынок погляжу…» мечтал герой шуточной песни В. С. Высоцкого, готовившийся к поездке в одну из социалистических стран. В песне много чего намешано. Но, пожалуй, кроме рынка ни один торговых центров в текст не попал. Центральный рынок – гордость жителей Будапешта – известен далеко за пределами города. Построен он был в 1896 году (памятный год), но за несколько дней до Миллениума новое здание пострадало от пожара. Не знаю, что больше привлекает сюда туристов: внешний вид рынка или его внутреннее содержание. Но утверждать, что людей с фотокамерами больше, чем желающих попробовать результаты труда венгерских сельхозпроизводителей, не могу. Лично мне захотелось оказаться в «золотой середине».
Но если архитектуру и внешний вид рынка можно попытаться показать коллегам-туристам, то для описания вкусовых качеств отдельных видов венгерской салями, консерваций с использованием паприки, знаменитой фуа-гра (слово несклоняемое), незабываемого «Токайского» и лекарством от всех болезней ликера «Уникум», моего красноречия недостаточно. Поэтому ограничусь несколькими фотографиями. Второй этаж отдан вещевым, сувенирным отделам и пунктам общественного питания. Последние, несмотря на близость к фаст фуду, пользуются большой популярностью.
Центральный рынок – место принятия решения. Возвращаться ли в исходный пункт на трамвае №2. Например, если туристическое любопытство ретировалось под натиском желания «понадкусить» многое из венгерских деликатесов. Или преодолев водную преграду по мосту Свободы, продолжать нелегкий путь по будайской набережной Дуная.
Гора Геллерт и ее достопримечательности
Вообще-то от Центрального рынка до конечной точки маршрута всего пара остановок. Запоминающегося и интересного на этом участке нет. Ну за исключением современного спортивного комплекса, который привлекает внимание необычным архитектурным решением.
А вот на противоположном берегу Дуная несколько интересных туристических объектов, связанных с именем покровителя Венгрии, просветителя, епископа Святого Герарда Венгерского, более известного как Геллерт. Будучи активным поборником утверждения христианства среди венгров, епископ Геллерт был жестоко убит язычниками. Противники новой веры, замуровав его в бочке с гвоздями сбросили проповедника с горы, названной в последствии его именем.
Не только гора, но и площадь, отель, купальня носят имя этого святого. Причем, купальня, одна из 13 действующих в Будапеште, носит почетное звание «самой красивой». Правда раньше, известная своими лечебными свойствами еще в VIII-IX веках, она из-за специфического цвета и запаха воды носила и менее привлекательное название – «грязная купальня» или «мутный сарай». Современный вид она приобрела в 1918 году.
На не очень высокой (235 м) горе, тем не менее доминирующей над окружающей местностью, разместилось несколько исторических объектов, относящимся к разным эпохам. Кальвария – архитектурная композиция со статуей Геллерта в центре. Цитадель, построенная австрийцами после венгерского восстания 1848 года для подавления возможных повторных выступлений жителей Венгрии. Статуя Свободы, установленная в 1947 году в честь победы Красной Армией над фашистскими войсками в Венгрии. Частично демонтированный, комплекс теперь носит нейтральное название. Подняться на гору можно пешком по тропинкам или на туристическом автобусе.
А у подножья горы, вернее в самой горе, размещается Пещерная церковь католического ордена паулинов. Он зародился в 1308 году в Венгрии, распространился по многим европейским странам и был особо почитаемым среди местных верующих. Церковь Святого Ивана построена в 1934 году. В период с 1951 по 1992 гг. она была замурована. Сейчас здесь проводится служба, храм открыт для туристов.
Будапешт и туристический цейтнот
Известно, что стопроцентное выполнение экскурсионной программы – редкость. И первопричина тому – цейтнот. Не стала исключением и настоящая статья. Поэтому, о некоторых достопримечательностях, которые расположены на обозначенном маршруте, придется сказать тезисно и кратко. Будайский тоннель –был построен в рекордно короткие сроки – 7,5 месяцев. Открыт 25 октября 1853 г. Длина – 349,66 м, ширина – 6,9 м. До 1918 г. был платным.
Церковь Кальвинистов Пресвятой Девы Марии. Построена в 1896 г. Еще одно заметное здание (башня – 62 м), построенная к тысячелетнему юбилею. Хотя возможно, что это совпадение.
Католическая церковь Святой Анны (1740-1752 гг.) Современный вид приобрела после серьезной реконструкции, проведенной в 1970-1984 гг.
Наконец, для тех туристов, которые дочитали статью до конца – виртуальный презент. Прямо возле моста Маргит, слева по ходу движения в сторону Буды есть еще одна достопримечательность – ресторан «Trofeа Grill». За 12 евро (в форинтах) посетителю предоставляется право в течение 5 часов есть и пить (напитки включены), ни в чем себе не отказывая (в пределах довольно богатого меню).
К сожалению, моя попытка разработать такие три варианта экскурсий по Будапешту, чтобы они охватили максимум туристических объектов, не увенчалась успехом. Слишком много осталось за кадром.
Александр, сколько же вы часов продержались указанном вами ресторане?
Ну меньше 5 часов…